Политические идеи А. Курбского. Полемика с Иваном Грозным.
Андрей Михайлович Курбский (1528-1583гг.) - князь, потомок смоленско-ярославских князей, происходит из древнего княжеского рода Рюриковичей, один из сподвижников Ивана 4, член Избранной рады, участвовал некоторое время в управлении государством. Командуя русской армией и потерпев поражение, он узнал о грозящей ему опале, и бежал в Литву. В своих 3-х письмах Ивану Грозному, написанных им в эмиграции, «Истории о великом князе московском», Курбский пытается оправдать свое бегство, ссылаясь на царские притеснения и казни бояр.
Он обвиняет Ивана 4 в том ,что тот правит не по старине, что он жесток, несправедлив. Развивает теорию ограничения царской власти Боярским Советом. Выступает в защиту боярских прав, в т.ч. и так называемого «права отъезда» бояр, недовольных царем. Он называет «постыдным обычаем запирать царство русское и называть изменником всякого, кто отъехал в чужие земли».
Самодержавие царя и его реформ Курбский отвергает, противопоставляет им идеального государя, правящего с Избранной Радой(как на первом этапе царствования И4) , совещающегося с Думой и боярами, не посягающего на феодальные вольности и привилегии. Он утверждает, что нет государства, если не действует закон, правосудие, не соблюдаются старые обычаи.
Главная тема писем – это тирания Ивана Грозного. Он обвиняет царя в жестокости и видит причину всех зол в личностных качествах царя. Протест Курбского против укрепления самодержавия, стремление ограничить царскую власть аристократическим советом вызвало резкий отпор Ивана 4.
Главная идея писем Ивана Грозного заключается в утверждении необходимости неограниченной царской власти. Обоснования следующие:
1)Царь ведет родословную московских князей от кесаря Августа и его брата Прусса к Рюрику и киевским князьям, утверждая законность унаследованного от предков царства. «Власть московского царя равна по полноте и силе власти Августа и Константина Мономаха, связанным с московской династией кровным родством». «Все истинные цари обладали неограниченной властью».
2) Теократическая теория богоустановленности царской власти. В письмах Курбскому он пишет, что «царская власть от бога и сопротивляться ей - божьему повелению сопротивление». Ссылается на текст Священного Писания и утверждает, что царь не отвечает в своей деятельности ни перед Богом, ни перед подданными, а потому выше закона.
И. Грозный отвергает коллективное начало в организации верховной власти. Только Бог может быть помощником царю в выполнении его миссии. Истинным государем является только тот монарх, который может указать на исконно древнее происхождение своей династии и полноту своей власти над подданными внутри государства. Безусловное право царя – право жизни или смерти подданных. Судить и наказывать царь может не только за дела, но и за помыслы.
Отношения государственной власти с церковью: духовные лица не должны вмешиваться в светские дела. Четко ограничивает сферу действия церкви- только духовная область. Таким образом, царская власть не ограниченна никем и ничем. Иван Грозный настаивает на непосредственной связи царя с Богом, минуя церковь.
Переписка И.В. с Курбским – отражение острой идейной борьбы вокруг социальных и политических преобразований Ивана Грозного, а также лютых казней и злодеяний, совершенных по приказу царя.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 748;