ЭСТЕТИКА — часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве.
Термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). Немецкий философ XVIII в. А. Г. Баумгартен выделил (вслед за Лейбницем) три сферы духовного мира человека: разум, волю и чувство. Если первые две изучаются логикой и этикой, то учение о чувстве он назвал эстетикой. На протяжении многих столетий эстетические проблемы ставились в рамках той или иной философской системы. В период античности эстетика складывалась под влиянием философии, религиозная деятельность и богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья, художественная практика — на эстетику Возрождения, политика, искусствоведение оказали мощное влияние на эстетику Просвещения. Как самостоятельная и необходимая часть философии эстетика утвердилась в XVIII в., а с середины XIX в. начался третий этап в развитии эстетики. На нее оказывали влияние позитивизм, социология и марксизм
Поскольку искусство является формой эстетической деятельности, то эстетика изучает его специфику и такие проблемы, как художественное творчество, классификация искусства, художественные направления и стили. Эстетика пользуется специальными понятиями, эстетическими категориями, такими как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного, поэтому существовала даже трактовка эстетики как учения о прекрасном, философии прекрасного.
Эстетическое также выступает универсальной категорией. Помимо нее можно выделить три группы категорий, которые отражают:
1) объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое);
2) духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство);
3)мир субъекта социальной жизни (искусство, художественный образ, творчество).
Одну из важнейших эстетических категорий, прекрасное, можно определить как совершенное, гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.
Эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира человеком, соединяют в себе содержание категорий объективного состояния и мира субъекта социально-духовной жизни. Например, эстетический идеал — такая категория, в которой основательно выражена социальная и духовная сущность человека. Он существует как исторически конкретный образ совершенной жизни человека и природы. Искусство, художественный образ и творчество являются категориями, отражающими мир субъекта социальной жизни в том смысле, что в них запечатлена творческая способность человека. Предметом искусства является человек, существующий в единстве социальной и духовной жизни, конкретно выражающейся в его эмоциональном, интеллектуальном и физическом бытии. В предмете искусства человек выступает как целостность, элементы которой органически взаимосвязаны. Социальное значение искусства в том, что оно через отражение своего предмета целостно, универсально воздействует на человека. Искусство существует как произведение, которое структурно выражено в художественном образе. Художественный образ — это эстетическая категория, в которой отражена объективная действительность через специфические законы искусства и художественного творчества. Художественный образ есть конкретно-чувственное и вместе с тем обобщенное отражение предмета искусства. Художественный образ может быть предельно обобщенным (символизм) или предельно выразительным (экспрессионизм), но он должен выполнять свою функцию — раскрывать предмет искусства через правду жизни. В художественном образе воедино слиты конкретная чувственность и глубина обобщенного знания, абстрактного мышления в своеобразной, специфической форме.
Категория художественного творчества есть категория, в которой раскрываются содержание процесса создания художественного произведения и природа художественного субъекта. Онтология художественного творчества определяется тем, что художник находится между объективной действительностью, которую он должен познать и освоить, и художественным произведением, которое он должен создать. Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что такое ценности? Как называется часть философии, изучающая ценности?
2. Каково содержание «золотого правила нравственности»?
3. Что изучает эстетика?
Обобщение: вы познакомились с философскими представлениями о сущности и природе человека. Проблема человека была и остается «загадкой человеческого Я», в решении которой пытаются принять посильное участие многие науки, среди них и философия.
Вы узнали о различных теориях антропогенеза и представляете, какие конкретные выходы в область психологии и педагогики имеет проблема биологического и социального в человеке. Мы проследили постоянное изменение взглядов философов в понимании человека, моральных, религиозных и эстетических ценностей его существования и познакомились с современными теориями, посвященными проблеме личности. Надеемся, что сведения, полученные из области философской антропологии, позволят вам лучше понимать себя и других
Основные понятия и термины
аксиология — философское учение о ценностях.
Альтруизм — готовность бескорыстно действовать ради блага других даже в ущерб собственным интересам, если это велит моральный долг или сострадание.
Гедонизм — этическая система, считающая наслаждение смыслом человеческой жизни.
Дух — философское понятие, означающее невещественное начало в отличие от материального, природного начала.
Душа — понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.
Идеализм нравственный — вера человека в существование в этом мире чего-то святого, значимого для всех честных людей, убеждение, что человек должен служить высокой цели, например «людям», «обществу», «культуре», подчиняя ей всю свою жизнь.
Императив — требование, приказ, закон
Индивидуальность — совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей.
Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Мораль (нравственность) — совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни.
Ответственность — социальное отношение человека к общественным ценностям
Прагматизм — образ мысли и действий, сориентированных только на успех, на непременное осуществление предпринятого дела.
Свобода — способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Смысл жизни — результат определения главных жизненных целей человека.
Судьба — идущее от мифологии и развитое в иррациональной философии представление о неразумной и непостижимой предопределенности событий и поступков человека.
Утилитаризм — этика пользы. Утилитаризм — этическая система, основанная на представлении о полезности как основной ценности.
Фатализм — философское учение о предопределенности и неотвратимости судьбы.
Ценность — социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности.
Человек — понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).
Эгоизм — установка на обеспечение собственных интересов за счет пренебрежения чужими
Эстетика — часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, прежде всего в искусстве.
Этика — философское учение о морали и различных системах ее обоснования.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 943;