РЕЛИГИЯ — система представлений, на основе которых группа верующих объясняет то, что находит сверхъестественным и священным.
Религия предполагает веру в существование священных (сакральных) явлений и главенствующую роль сверхъестественных сил в жизни людей. Религия — это культурная универсалия, она встречается в любом обществе, выполняя разнообразные функции.
Во-первых, религия является способом понимания и объяснения как природы, так и общества, а также самого человека.
Во-вторых, религия объединяет людей и формирует религиозно-нравственные ценности, определяющие поведение людей.
В-третьих, религия оказывается психологически необходимой человеку, наделяя его жизнь смыслом и помогая смириться с конечностью земного существования.
Все когда-либо существовавшие религии можно разделить на два основных типа: политеизм (многобожие) и монотеизм. Исторически первым было представление о существовании множества богов, управляющих миром, т. е. политеизм (многобожие). Более поздним — монотеизм (единобожие). Три монотеистических религии являются мировыми религиями: буддизм, христианство и мусульманство. Мировыми их делает не столько их распространенность, хотя у каждой из них сотни миллионов верующих, сколько возможность принятия каждой из них любым человеком, независимо от национальности.
Мировые религии представляют собой высший этап в развитии религиозного сознания. Древнейшей мировой религией был буддизм, возникший в IV-V вв. до н. э. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (просветленный). Христианство возникает в I в. н э., в центре его вероучение о богочеловеке Иисусе Христе Мусульманство (ислам) возникло в VII в. н. э., и его основателем был пророк Мухаммед
Предметом познания философской антропологии является человек в многообразии всех его свойств, одним из которых является вера. Философы размышляли о Боге на протяжении столетий. Их интересовало, можно ли доказать существование Бога или можно его принять только на веру. Важнейшими из доказательств являются два: доказательства от причины и онтологический аргумент. В доказательстве от первой причины, предложенном в средние века Фомой Аквинским, утверждается, что идея Бога необходима как первопричина всех явлений. Однако материалистическое направление в философии предполагает, что можно мыслить материю как причину самой себя, а в качестве источника развития предполагать противоречия. Онтологический аргумент был сформулирован Ансельмом Кентерберийским: «Если Бог существует в уме как идея совершенного Сущего, то он должен существовать и в реальности». Логики, однако, отмечают, что аргумент Ансельма, будучи применен к другим вещам, привел бы к нелепым выводам. Например, можно было бы доказывать, что существует совершенный остров как остров, лучше которого невозможно помыслить ничего. Еще одним аргументом является аргумент от замысла: Вселенная столь совершенна, так прекрасно организована, что является произведением Создателя. Но и он не выдерживает строгой критики. Таким образом, логически доказать существование потустороннего мира оказалось невозможным. Уже И. Кант отмечает, что логически невозможно доказать бытие Бога, так же как логически невозможно его опровергнуть. Согласно Канту, наши научные и философские теории не имели бы смысла без идеи Бога, именно поэтому люди нуждаются в вере (подробнее см.: 4.2. Немецкая классическая философия).
В XIX и XX вв. получают распространение атеистические взгляды, тесно связанные с философией диалектического материализма (особенно в нашей стране, где атеизм был идеологическим принципом) Маркс видел в религии орудие классового господства, полагая, что она маскирует несправедливость эксплуатации. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией и мифом, называя ее «опиумом народа».
Религия в XX в. становится предметом изучения в психологии, социологии и культурологии. Фрейдизм и неофрейдизм отмечали психотерапевтическую роль религии. Социологи предприняли глубокий анализ роли религии в обществе (например, М. Вебер исследовал роль протестантизма и его этики в формировании капиталистической экономики и буржуазных отношений). Историк и культуролог А. Тойнби рассматривал религию как сокровенную основу культуры, положив религиозный принцип в основу своей теории локальных цивилизаций (подробнее см.: 4.3. Постклассическая европейская философия Х1Х-ХХвв.).
Для современной общественной жизни характерна секуляризация: религиозные верования и ритуалы ставятся под сомнение, а религия утрачивает свое социальное влияние. Проявляется и движение к эку менизму — достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными конфессиями и вероучениями.
Процесс секуляризации шел параллельно с модернизацией. Среди либеральных свобод в свое время был выдвинут принцип свободы совести: возможность занимать религиозную или атеистическую позицию Принцип свободы вероисповедания предполагает возможность выбора религии. Принцип отделения церкви от государства означает, то религия является частным делом граждан.
Эстетические ценности и искусство. Трудность философского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределимое. В понятиях, философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как любовь, вера, красота. Философская наука изучает сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру. Человек осознает мир не только логически, в понятиях, но и чувственно, в образах. Любой деятельности человека присуща художественная сторона. Ее осмыслением занята философия искусства, получившая название эстетики. Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Художественное (образное) мышление присуще любой деятельности человека, но есть и сугубо профессиональная сфера — это искусство.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 592;