Главные идеи философии Будды.
Четыре благородные истины.
Теория причинности.
Непостоянство элементов.
Срединный путь.
Восьмеричный путь.
Как понимать эти основные положения буддизма?
«Четыре благородные истины»:
жизнь — это страдание;
причина страданий — это бесконечные желания и стремления к удовольствиям;
избавиться от страданий можно, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем; « для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать путем нравственного совершенствования, указанным Буддой
Теория причинностиНет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину.
Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий.
«Срединный путь». Будда призывал к умеренности и избеганию крайностей.
«Восьмеричный путь». Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны, поскольку предполагается формирование: правильных взглядов; правильного стремления; правильной речи; правильного поведения; правильного образа жизни; правильных стремлений; правильных помыслов; правильного созерцания и избавления от желаний.
Именно этот путь, согласно Будде, ведет к цели. Исполняя эти заповеди, по учению Будды, человек способен достичь состояния нирваны. Нирвана — это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Она не является небытием, напротив, нирвана — это полнота бытия, ее существование исполнено совершенства. Охарактеризовать этот путь попытался индийский поэт Калидаса: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали».
Полагают, что сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедовал свое учение. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности, направив ее на свою жизнь. Это активность не за место под солнцем, а борьба с чуждым в самом себе. Основные положения отражены в одной из книг буддизма — «Дхаммападе». (Прочитайте:Дхаммапада /Перев. В. Н. Топорова. - Рига, 1991.)
В Индии буддизм распространялся постепенно. В III в. до н. э. царем Ашокой буддизм был принят в качестве государственной религииВI в. н. э. буддизм распался на хинаяну (малая колесница) и махаяну (большая колесница). Хинаяна предназначалась для просвещенного меньшинства, махаяна представляла собой вульгаризированное учение Будды, адресованное тем, кому был недоступен безличный бог. В средние века буддизм становится одной из мировых религий, но в основном уже за пределами Индии (в Тибете, Китае, Японии и др.).
Ведическая же религия и брахманизм свое дальнейшее развитие получили в индуизме, который сформировался в I тыс. н. э. Центральное место в пантеоне занимает «троица», или триединый образ («тримурти»:Брахма, Вишну и Шива), символизирующий творение мира, его существование и гибель. Индуизм стал синтезом видоизмененного брахманизма и местных культов этнических групп Индии. Индуизм принял форму религии повседневности. Дж. Неру считал, что смысл его можно выразить так: живи и жить давай другим. В индуизме отсутствуют обязательная система вероучения, церковная организация, единый руководящий центр. Существует известная терпимость к отклонениям от религиозных догматов, но чрезвычайно сильны требования к общественной, семейной и личной жизни многочисленных каст и подкаст, на которые индуизм разбивает население, и эти традиции до сих пор считаются незыблемыми. Попытки реформирования индуизма предпринимались писателем и общественным деятелем Р. Тагором, лидером национально-освободительного движения в Индии Ганди и др. Современные индийские философы проповедуют соединение западной науки и техники с духовными ценностями Востока.
Таким образом, в развитии индийской философии можно выделить следующие периоды:
ведический (XVI-VI вв. до н. э.);
классический, или брахмано-буддийский (VI в. до н. э. — X в. н. э.);
послеклассический.
Характерные понятия индийской философии:
сансара — философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений;
карма — предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности;
мокша — высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;
ахимса — единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему.
Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии — даршаны — на две большие группы
ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед): веданта, миманса, саняхья, йога, ньяя, вайшешика;
неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Чем объяснить деление индийской философии на периоды?
2. Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?
3. Назовите основные заповеди буддизма.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1301;