Отличие конфуцианства от даосизма.
1. Конфуцианство — учение рационалистическое. В даосизме весьма велико мистическое начало.
2. Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разумному существу, даосизм — как существу природному: его эмоциям, инстинктам.
Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев. Даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность.
Основоположник школы моизма Мо-цзы, или Мо Ди (479-400 гг. до н. э.), родившийся в год смерти Конфуция и ставший затем решительным идейным противником конфуцианства, понимал «всеобщую (взаимную) любовь», направленную прежде всего от «я» к другим. Он считал, что предопределенной судьбы нет, призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе. Со II в. до н. э. школа моистов перестала существовать как самостоятельное идейное движение.
Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н. э., укоренился и стал фактически третьей религиозной системой, причем в стране за многие века сформировалось несколько школ собственно китайского буддизма, одной из которых является школа чань-буддизма (чань-«медитация»). Целями чань-буддизма являются медитация и самораскрытие человека Конечной целью медитации было достижение особого состояния — «просветления».
Основоположник легизма — школы «законников» («фацзя») Шан |Ян (390-338 гг. до н. э.) разработал теорию деспотического государства и сформулировал основную концепцию легизма об управлении обществом и государством. Выступая против конфуцианства, он утверждал, что человеколюбие — причина всех проступков, что политика несовместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Программа законников (легистов) была реализована в эпоху правления Цинь Ши-хуанди.
В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?
2. Что понимают под древнекитайской категорией «дао»?
3. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?
Античная философия
Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н. э. — III в. н. э.). Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли — философской, правовой, экономической и т. д. В развитии античной философии выделяют следующие этапы:
VII-V вв. до н. э. — доклассический, или натурфилософский;
V-IV вв. до н. э. — классический;
IV в. до н. э. — III в. н. э. — эллинистический.
Доклассическая философия (натурфилософия) (VII-V вв. до н. э.)
Доклассический период в развитии античной философии называют также досократическим (или досократовским) — от имени древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии.
В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие колонии Элея, Милет, Эфес и др. Его особенностью была неразделенность собственно философских и естественно-научных знаний. Первые греческие философы-досократики: Фалес(ок. 625-ок. 547 гг. до н. э.), Анаксимандр(611-545 гг. до н. э.), Анаксимен, Гераклит(ок. 544-ок. 483 гг. до н. э.), Пифагор(вторая половина VI-начало V вв. до н. э.), Демокрит(ок. 460-ок. 371 гг. до н. э.) были также и учеными-естествоиспытателями, механиками, математиками и пр.
Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь, Анаксимандр — «апейрон» (беспредельное вечное начало, первовещество), Демокрит — атом (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор — число как символ гармонии мира. Выделение первоначал означало переход от частных понятий к выделению всеобщего. Символы всеобщего одушевлялись и даже обожествлялись. Такая точка зрения определяется как гилозоизм, или учение о всеобщей одушевленной материи. Крупнейшими достижениями доклассической философии стали так называемый стихийно диалектический метод Гераклита и атомистическая теория Демокрита.
Гераклитполагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба — это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновение: «В ту же реку дважды не войдешь», «Все течет, все меняется». Сторонники гераклитовского метода рассмотрения вещей получили в античной философии прозвище «текучих». Их противников стали называть «неподвижными». Впоследствии из этих двух подходов выросли диалектический и метафизический методы познания.
Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первооснове мира, названных им атомами (от греч. atomos— неделимый). Атомы, по теории Демокрита, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы (или постичь каким-либо другим чувственным способом) невозможно, но их существование можно осознать разумом.
Зенон(ок. 490-430 гг. до н. э.) считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а, следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апорий (апория — затруднение, безвыходное положение), доказательств, направленных против признания истинности движения. «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоится», согласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя. После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из ряда состояний покоя может возникнуть движение. Он старается подвести к выводу об отрицании движения вообще. Этой же цели служат и такие его апории, как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха».
Классический период (V-IV вв. до н. э.)
Расцвет античной философии приходится на V-IV вв. до н. э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей — Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии. Называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы.
Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера.
Антропологическая проблематика впервые отчетливо проявилась в философии софистов(от греч. sophistes — мудрец, искусник, знаток). Софистами стали называть древнегреческих просветителей V-IV вв. до н. э., за деньги обучавших «мудрости и красноречию». Софисты были первыми философами-профессионалами. Наиболее известными софистами были Протагор и Гиппий. Особенности философии софистов.
Критическое отношение к окружающей действительности. Неприятие опыта прошлых цивилизаций. Отрицание старых норм, законов и привычек. Субъективизм в оценках и суждениях. Следование логике в практике и процессе познания.
Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности. Софисты не создали единого философского учения. Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. В современном языке софистикой называют искусство доказывать любые, даже неверные положения. «Обо всякой вещи есть два прямо противоположных мнения», — учили софисты. Следовательно, из них можно выбрать такое, какое потребуется: критерий истинности находится в самом человеке. «Человек есть мера всех вещей», — утверждал Протагор.
Человек находился и в центре всех философских рассуждений Сократа. Сократ (469-399 гг. до н. э.) не оставил письменных сочинении, свое учение он излагал в беседах с учениками и дискуссиях с оп-понентами. Основные положения философии Сократа дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона Сократ впервые сделал предметом анализа понятия, а не саму действительность. Поэтому его часто называют «первым философом», «отцом философии», «олицетворением философии» и т. п.
При обосновании своих взглядов Сократ пользовался методом искусного наведения вопросов, этот метод в дальнейшем получил название сократического. Сам Сократ называл свой метод рождения истины «майевтикой», т. е. повивальным искусством. Проблемы познания и особенно самопознания занимали видное место в рассуждениях философа. Изречение «Познай самого себя», начертанное на колонне Дельфийского храма, стало его кредо.
В учении Сократа тесно связанными с гносеологическими вопросами были проблемы этики. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание», — передавал слова Сократа Платон. Основными добродетелями Сократ считал бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость. Сократ был приговорен к смерти за «непочтение к богам и развращение юношества». Философ мог оправдаться, но не стал этого делать и выпил смертельный яд. Сократ говорил о том, что он не станет поступать иначе, даже если ему предстоит умирать множество раз. Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление одного из самых великих философов мира — Платона(427-347 гг. до н. э.). Его настоящее имя было Аристокл; Платоном, т. е. «широкоплечим», его прозвал Сократ. После знакомства с Сократом Платон оставил свои увлечения (спорт, музыку, стихи) и всю дальнейшую жизнь посвятил философии. После смерти Сократа Платон много странствовал, а в возрасте сорока лет, вернувшись в Афины, основал собственную школу, названную Академией.
Большинство сочинений Платона, написанных в основном в жанре диалогов и писем, сохранилось в рукописи. Наиболее известными из них являются диалоги «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство». Методом философствования Платона был сократовский метод диалога с наводящими вопросами, метод анализа понятий. Сократ к тому же являлся главным действующим лицом диалогов Платона. Платон является автором философского учения о триаде — все существующее состоит из трех субстанций: «единого», «ума» и «души».
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1498;