Соотношение философии и науки.
1. Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?» В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?»
2. Ученый осуществляет функцию получения точного знания. Задача ученого — дать объективную картину мира. Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача философа — понять современное сознание и его истоки.
3. Для науки главное — сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально. Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек.
4. Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические...). Философия пытается выработать всеобщие понятия — категории.
5. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире.Философия предполагает свободный выбор предмета исследования.
Тем не менее существует взаимосвязь философии и частных наук. Философия формирует свои принципы и заключения на основе конкретно научного материала, создавая методологический фундамент. Специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе их собственного развития. Эту взаимосвязь глубоко осознавали выдающиеся представители всех областей научного знания. Они обращались к философскому анализу как необходимому средству теоретического обобщения знаний конкретных наук. Многие из них являются одновременно выдающимися учеными и философами своего времени: Фалес, Эпикур, Демокрит, Аристотель — в античности; Р. Декарт, И. Кант, Д. Дидро, М. В. Ломоносов — в период Нового времени; в XX в. это А. Эйнштейн, Б. Рассел, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.
На определенном этапе становления в философии преобладают признаки науки. Философия же как сложившаяся система знаний охватывает целый ряд специфических вопросов, на которые она призвана отвечать. Перед человеком всегда вставали вопросы не только обыденно-практические, он пытался найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие, так называемые «вечные вопросы бытия».
Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?
Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное начало?
Может ли человек познать окружающий мир?
В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность?
Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах человеческого бытия.
Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа основной вопрос связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени — «как возможно познание», для современного позитивизма — в чем суть «логики научного открытия», некоторыми философами выдвигаются на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т. д. Для марксистско-ленинской философии XX в. существовал основной вопрос философии, раскрывающий характер философского мышления: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» Другими словами, это отношение мышления к бытию, духа к природе, человека к миру.
Остановимся более подробно на проблеме гносеологического противопоставления материализма и идеализма. Эти философские направления выделяют в зависимости от того, что выступает в них в качестве субстанции, т. е. основы мира. Тенденция к делению на указанные направления существовала с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. «Материализм, — писал он, — все объясняет из материи, а принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».
Но не всякое философское учение можно безоговорочно отнести к материалистическому или идеалистическому направлению. Существуют дуалистические философские системы, рассматривающие материальную и духовную субстанции равноправными началами
МАТЕРИАЛИСТЫ признают первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание — вторичным, производным от материи. ИДЕАЛИСТЫ считают, что сознание предшествует материи и творит ее.
Философский материализм тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Идеализм близок к религии, но не тождественен ей. Религия опирается на веру и религиозные чувства, идеалистическая философия обосновывает свои положения рациональными средствами.
Следует отметить, что противоположность взглядов материализма и идеализма на то, какое начало, материальное или духовное, выступаетсубстанцией всего существующего, не означает их принципиальной несовместимости в решении других вопросов. Тем не менее выделение этих традиций, безусловно являющееся определенной схематизацией, позволяет ориентироваться в многообразии философских учений, выявить их сущность и исходные позиции. Философские учения, которые, как правило, представляют собой ту или иную систему существенно различаются, и далеко не во всех вопрос о субстанции мира является основным.
Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи.
С момента возникновения научного знания возникает и способ выражения этого знания — понятия, без которых наука существовать не может.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1337;