Конституционный строй и развитие общества и государства

 

Институт основ конституционного строя Российской Федерации закрепляет основополагающие принципы определяющие развитие общества в целом и обеспечивающие реальное осуществление народом его суверенной воли. Это головной конституционный институт, имеющий своей целью:

- установить содержание философии, которая формирует теоретические подходы к пониманию всех политико-правовых институтов нашего общества;

- сформировать нормативно-правовую базу развития общественных отношений на ближайшую и более отдаленную перспективы;

- выразить и зафиксировать на высшем уровне юридической регламентации приверженность нашего общества общечеловеческим ценностям, приоритету прав человека, общепризнанным принципам и нормам международного права;

- зафиксировать гарантии необратимости последовательного и поступательного развития идей конституционализма, законности и демократии;

- закрепить условия для благоприятного функционирования конституционных институтов и надлежащей реализации конституционных норм.

Конституционные основы организации общества позволяют народам России развиваться в условиях, когда наше государство находится в цивилизованных отношениях с другими государствами, без антагонистического идеологического и классового противоборства, когда отношения дружбы, сотрудничества и взаимопомощи со всеми членами человеческого сообщества создают предпосылки для вхождения России в мировую экономику, политику и мировую цивилизацию.

Анализ действующего конституционного законодательства показывает, что в России в ходе политических и экономических реформ начинает утверждаться принципиально новый строй цивилизованных, гуманных, демократических, и правовых общественных отношений.

Цивилизованный характер новых общественных отношений предполагает выбор между добром и злом в пользу добра. Это означает, что нравственной базой конституционных институтов признаются такие общечеловеческие моральные ценности, как уважение человеческого достоинства каждого, недопустимость совершения противоправных действий, признание любой собственности неприкосновенной, верность идеалам социальной справедливости, отказ от насилия в качестве средства разрешения социальных, национальных, религиозных противоречий и конфликтов. Признание приоритета международных норм.

Гуманность конституционного строя проявляется в человеколюбии, признании человека и его прав высшей ценностью, что прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ. Государство несет ответственность за каждого человека, что в равной мере обеспечивает социальную защиту всего населения, законодательно запрещает жестокие меры наказания. Гуманное общество не знает конституционного или любого другого законодательного закрепления исключительного, привилегированного положения какого-либо класса, социальной группы населения, либо объединения граждан.

Демократизм конституционного строя состоит в том, что в социальной практике и государственном управлении, в качестве основополагающей реализуется идея всевластия народа, когда народу принадлежит первичная суверенная политическая воля, лежащая в основе любого вида власти. Демократический характер общественных отношений в России - это свобода политического (свободные выборы и свобода деятельности политических партий и общественных организаций, массовых гражданских движений), экономического (свободное использование труда и свобода предпринимательства) и национального развития (свобода самоопределения и самоуправления народов независимо от численности и других условий), свобода мысли, слова и действий (свобода печати, гласность в общественной жизни, учет общественного мнения в политической практике).

Правовой характер конституционного строя России означает приверженность общества идеалам конституционализма и законности. Правовое демократическое общество базируется на следующих основополагающих идеях:

- приоритет Конституции в законодательной системе;

- верховенство закона среди других нормативных актов;

- законность как обязательное исполнение закона и необходимое условие нормального социального и экономического развития;

- правовая справедливость под которой понимается требование безусловного и четкого исполнения предписаний законодательных норм;

- легитимность законодательных установлений означающая нравственный характер законов и их достаточное социально-экономическое обоснование, оптимальное соотношение в законе противоборствующих интересов;

- разумное соотношение сущего и должного, желаемого и возможного.

Основу конституционного строя Российской Федерации составляют следующие принципы, которые находят свое выражение в статьях первой главы Конституции РФ: - это государственный суверенитет РФ; права и свободы Человек - как высшая ценность; народовластие; федерализм; социальное государство; многообразие и свобода экономической деятельности; разделение властей; идеологическое многообразие; принцип светскости государства; целостность и незыблемость основ конституционного строя. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

 

Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 КонституцииРоссийской Федерации). Понятие «суверенитет»[15] производно от французского слова «суверен», которое первоначально применяли для характеристики политической, экономической и правовой мощи государства. Так, Жан Боден, французский мыслитель и юрист, теоретик естественного права второй половины XIV в., понимал под государственным суверенитетом верховную власть. В середине XVIII в. другой французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо ввел в научный оборот понятие «народный суверенитет», который он трактовал как власть, определяемую общей волей. Во второй половине ХХ в. российские ученые А.И. Лепешкин, Ю.Г. Судницин и др. развивали учение о национальном суверенитете, как о реализованном народом-этносом его праве на самоопределение и самостоятельное развитие.

В современной мировой юридической науке, в том числе в российской, центральное место отводится народному суверенитету. Многие ученые считают, что государственный и национальный суверенитеты есть формы проявления народного суверенитета.

Проблемы суверенитета теоретически сложные, а политически достаточно острые. Поскольку у теоретиков и политиков имеются серьезные разночтения в понятиях, то прежде всего следует определиться в них.

Под национальным суверенитетом следует понимать верховное право нации на самоопределение, самостоятельный выбор той или. иной формы своего национально-государственного устройства, решение вопросов политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с уче­том объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов федерации.

Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, в силу которого она является верховной, независимой от какой-либо иной государственной власти при решении вопросов как внутреннего, так и внешнего характера.

Эти определения не претендуют на истину в последней инстанции и нуждаются в комментариях которые надо начать с элементов, составляющих их содержание: верховенства, неотчуждаемости, единства и независимости.

Верховенство национального суверенитета означает что никто, кроме самой нации, не может определять ее судьбу как внутри, так и вне себя. Наиболее четко и полно верховенство проявляется в праве наций на самоопределение, признаваемом в мировом сообществе и нашей стране. Но из этого о не следует делать вывода о том, что нация может не считаться с объективными историческими, политическими, экономическими, военными и иными реалиями. Очевидно что трансформация национального суверенитета в государственный связана с правом наций на самоопределение, которое, как и другие права, не является абсолютным.

Если каждая нация свое право на самоопределение будет возводить в абсолют, то мировое сообщество ожидает хаос. Поэтому такая трансформация не всегда целесообразна, правомерна и справедливая, особенно когда коренная национальность составляет незначительный процент от всего населения, Иначе будет проявляться несправедливость и неравноправие национальностей, составляющих большинство, а построенное на таких началах государство развалится.

Суть верховенства государственного суверенитета заключается в том, что только данной государственной власти принадлежит верховное право решать свои внутренние и внешние дела и никакая иная государственная власть не может их решать, за исключением тех случаев, когда на это есть добровольное согласие самого суверенного государства. Вместе с тем в цивилизованном мировом сообществе ни одно государство под флагом суверенитета не имеет права нарушать общепризнанные нормы международного права.

Неотчуждаемость суверенитета - важнейший элемент его содержания. Суверенитет существует до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, что не может рассматриваться как ограничение суверенитета. Эта проблема для стран СНГ приобрела большое теоретическое, политическое и практическое значение. Руководители и политики этих стран беспокоятся о том, что, если они передадут часть своих прав содружеству, от этого пострадает их суверенитет. Это заблуждение. Такой проблемы у стран европейского сообщества даже не возникало, хотя между уровнем их интеграции и уровнем интеграции стран СНГ - огромная дистанция.

Почему передача определенных полномочий не влечет за собой ограничения суверенитета государств?

Во-первых, потому, что эта передача не затрагивает суверенных прав государства (иметь конституцию, территорию, гражданство и т. д.). Во-вторых, в этом проявляется верховенство государства, которое добровольно передает часть своих прав межгосударственному образованию. В-третьих, государства, передавшие часть своих полномочий, не отстраняются от участия в их реализации. В-четвертых, за государством сохраняется право контроля за тем, как переданные полномочия осуществляются.

Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем является народ, нация, государство. Суверенитет един и неделим. Суверенитет - категория недробная: либо он есть в полном объеме, либо его нет совсем. Всякое дозирование суверенитета есть свидетельство его отсутствия у соответствующей стороны. Поэтому трудно согласиться с выдвигаемой некоторыми политиками и учеными у нас и за рубежом "теорией ограниченного суверенитета". В ней, думается, происходит смешение понятий "суверенитет" и "полномочия". Во-первых, они отличаются по субъектам. Во-вторых, внутреннее их содержание и объем неодинаковы. В-третьих, имеются различия в формах их реализации.

Важным элементом содержания суверенитета является независимость государства. Если верховенство - это проявление суверенитета государства внутри страны, то независимость есть суверенитет во внешнеполитической сфере. Межгосударственные отношения - это общение суверенных государств, которое осуществляется в мирное время только в форме их взаимных соглашений. Суверенные государства могут согласиться подчинять свои действия тем или иным общим правилам (нормам международного права). Это согласие добровольное и не подрывает их независимости.

В настоящее время многие понимают, что федеративное устройство России нуждается в реформе. Для того чтобы прекратить конфликты, коллизии и отвести потенциальную угрозу распада Российской Федерации, необходимо решить несколько ключевых проблем.

1. В соответствии с теорией конституционного права и международной практикой федерация не может состоять из суверенных субъектов. Это будет уже не федерация, а конфедерация. Если федерация суверенна, то не суверенны ее субъекты, и наоборот. И тем не менее некоторые республики упорно не желают отказываться от закрепления в их конституциях суверенитета. Если дело дойдет до практической его реализации, то нас ожидает возврат к худшим временам. Россия может разделить судьбу СССР. Ни одна федерация мира не предоставляет своим субъектам права выхода и не провозглашает их суверенными.

2. Поскольку политические и экономические проблемы в РФ слиты воедино, важнейшей из них является отказ от асимметричного устройства Российской Федерации, когда разные ее субъекты обладают неодинаковыми правами. В п.4 ст. 5 Конституции РФ говорится: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны". Россия должна состоять из однопорядковых субъектов - республик. С этой целью следует предоставить право ныне существующим республикам, краям и областям объединяться в новые республики с тем расчетом, чтобы они составляли единый территориально-промышленный комплекс.

3. Необходимо в полном объеме уравнять в правах все образованные новые республики, создать механизм оптимального сочетания, сбалансирования общефедеральных и республиканских интересов. Сделать это весьма трудно, пока республики, края и области по форме и по своему статусу фактически неравны.

4. Государственным суверенитетом в России должна обладать только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

 

Свобода личности и естественных прав человека как основа демократического общества. РФ (ст. 1, 4 КонституцииРоссийской Федерации). Человек, его права и свободы - высшая ценность. Гуманизм - своеобразный принцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме "человек - государство", при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в придаток государственной машины. Этот подход нивелировал людей, перекрывал пути к раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не только не считало себя обязанным охранять права и свободы человека, но ущемляло и отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось служение государству и общественным интересам, что на деле оборачивалось установлением диктатуры.

Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека - таков главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимаемый буквально он в состоянии подавить инициативу и способности отдельного человека.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежи человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Выражение "высшая ценность" - это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обязательное правило для всех членов общества — как облеченных, так и не облеченных властью. Последующие главы Конституции, и особенно гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", подчинены этому принципу, раскрывают и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен отдаваться правам и свободам.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а по существу правозащитную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит превратиться в произвол. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы "человек - государство" и ставит его основные положения в разряд основ конституционного строя.

В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдающихся деятелей культуры, за выступления в защиту демократии.

Сейчас это положение изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в федеральном законе. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Такие основания необходимы и для приобретения гражданства - государственные органы не должны иметь право безосновательно отказывать людям в их желании принять российское гражданство.

К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.

 

Социальное государство РФ (ст. 7 КонституцииРоссийской Федерации). Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий "свобода" и "равенство", помогая людям непредприимчивым и бедным.

Когда после второй мировой войны в конституциях ряда западноевропейских стран появилась формула "социальное государство" (ФРГ, Франция, Италия и др.), многие исследователи считали, что обязанности такого государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и др.) или к раздаче пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство это нечто большее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др. Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности.

Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики, а в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким и при смене правительства.

Такая концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов постоянно улучшается.

В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является "достойная жизнь". Однако ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

- охрана труда и здоровья людей;

- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- развитие системы социальных служб;

- установление государственных пенсий, пособий;

- иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин "социальная защита", хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.

Многообразие и свобода экономической деятельности РФ (ст. 8, 9 КонституцииРоссийской Федерации). Экономические основы представляют собой экономический базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена распределения и потребления материальных и духовных благ. Экономические отношения как правило возникают и развиваются объективно, вместе с тем, общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются:

- отношения собственности (существуют две основные формы собственности - частная и публичная, все остальные формы производны от них);

- производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.

Публичная собственность является, в отличие от частной, неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации - субъекты, в унитарном государстве - административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ (см. ч. 3 ст. 214 ГК). Следует подчеркнуть, что Гражданский кодекс РФ - второй по значению после Конституции РФ законодательный акт, поскольку, в частности, он содержит все важнейшие институты и правила, необходимые для регулирования всех основных экономических отношений.

Право частной собственности охраняется законом, это специально подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции. Субъектами права частной собственности признаются граждане и юридические лица. Возможен перевод из частной собственности в публичную - национализация, а также из публичной в частную - приватизация. Российское государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. При этом земля и другие природные ресурсы также могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции).

Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных условий для труда человека.

В основе трудовых отношений лежит право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Большое значение придается также предпринимательской деятельности, свобода которой также гарантируется государством.

Разделение властей и единство государственной власти в Российской Федерации (ст. 10, 11 КонституцииРоссийской Федерации). Принцип разделения властей получил свое воплощение в Российской Федерации в последние годы, в ходе осуществления демократических реформ.

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами в государстве может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Разделение властей может осуществляться по горизонтали и верти­кали. Разделение властей по горизонтали означает, что государствен­ная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предназначение законодательной власти — разработка и принятие законов как нормативно-правовых актов, обладающих выс­шей юридической силой. Основная задача исполнительной власти - исполнение этих законов и издание на их основе и во их исполнение собственных нормативно-правовых актов. Судебная власть предназначена для осуществления правосудия, т. е. разрешения на основе зако­нов и иных нормативно-правовых актов юридических дел и споров. Разделение властей по вертикали означает, что государственная власть делится в федеративных государствах и государствах с автономными образованиями между центром (федерацией) и регионами (субъектамифедерации). Смысл разделения властей по горизонтали и по вертикали — недопущение концентрации власти в одних руках.

Принцип разделения властей по горизонтали установлен ст. 10 Конституции РФ. В соответствии с ней, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполни­тельную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и су­дебной власти самостоятельны.

В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ установлено, кто осуществляет госу­дарственную власть в РФ. Это Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. В данной норме не указано конкретно, к какой ветви государственной власти относится Президент РФ и другие органы власти, перечисленные в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ. Ответ на данный вопрос дается в последующих нормах Конституции.

Так, в ст. 94 Конституции РФ установлено, что Федеральное Со­брание — парламент РФ является представительным и законодатель­ным органом РФ. Часть 1 ст. 111 Конституции РФ указывает, что ис­полнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Иное название судебной власти — правосудие. Оно, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, является прерогативой суда.

Президент РФ в ч. 1 ст. 80 Конституции назван главой государства и не отнесен ни к одной ветви государственной власти. Налицо явное конституционное противоречие со ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей только три ветви власти. Анализ последующих статей дает ос­нование полагать, что Президент РФ осуществляет в большей степени исполнительную власть совместно с правительством, как это характерно для полупрезидентской республики.

Разделение властей характеризуется не только простым отделением одной власти от другой, но и системой «сдержек и противовесов»- между ними с целью недопущения концентрации власти в одних руках.

Механизм «сдержек и противовесов» представлен в нормах глав 4—7 Конституции РФ. Так, Президент РФ как представитель исполни­тельной власти оказывает сдерживающее влияние на законодательную власть. Он, в частности, имеет так называемое право «отлагательного вето» в отношении законов, принятых Государственной Думой и одоб­ренных Советом Федерации, т. е. органами законодательной власти. Такие законы могут вступить в действие только после подписания и обнародования их Президентом РФ. Право «вето» (по-латыни — зап­рещаю) означает, что Президент может и не подписать такой закон. Вето является отлагательным, потому что Совет Федерации и Государ­ственная Дума квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3) могут преодолеть «вето» Президента РФ.

Кроме того, Президент РФ по основаниям, предусмотренным ст. 109 Конституции РФ, может распустить Государственную Думу.

Федеральное собрание как орган законодательной власти вправе ини­циировать и вынести постановление об отрешении Президента РФ от дол­жности в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции РФ. В процессе отрешения Президента РФ от должности принимают участие и высшие судебные органы — Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ.

Государственная Дума и Совет Федерации дают или не дают согла­сие на назначение Президента РФ на должность Председателя Прави­тельства РФ — органа исполнительной власти.

Государственная Дума и Совет Федерации могут выразить недове­рие Правительству РФ, после чего Президент решает вопрос об от­ставке Правительства РФ.

Президент РФ и Совет Федерации совместно формируют высшие судебные органы — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший арбитражный суд РФ. Члены этих судов назначаются Сове­том Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд РФ в соответствии со своей компетенцией вправе признать неконституционными и, следовательно, не действую­щими любые нормативные акты органов законодательной и исполни­тельной власти.

Верховный суд РФ и Конституционный Суд РФ принимают уча­стие в процессе отрешения Президента РФ от должности.

Разделение властей по вертикали в общем виде представлено в ч. 2 и 3 ст. 11 Конституции РФ.

В ч. 2 ст. 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государ­ственной власти. Положения ч. 2 ст. 11 Конституции РФ конкретизи­руются в ст. 77—78 Конституции РФ.

 

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название системы «сдержек и противовесов» и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

Особенностью Российской Федерации является то, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения власти. Одной из важнейших задач Президента является координация деятельности всех ветвей власти в России. Для этого он наделен конституционными нормами различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной, и даже в судебной области.

На федеральном уровне система разделения власти выглядит следующим образом: - законодательная власть - Федеральное Собрание Российской Федерации;

- исполнительная власть- Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ;

- судебная власть - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учетом положений ст. 71, 72 Конституции.

Идеологическое многообразие (политический плюрализм). Признание в России политического многообразия закреплено в ст. 13 Конституции РФ. Плюрализм означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций со своими целями и программами. Ни какая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность - система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции всех политических сил с помощью законных средств.

Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других общественных объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него всем обществом.

О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Партия организуется но инициативе учредителей (физических и юридических лиц). Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами Российской Федерации устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих.

Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединении, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

В настоящее время общественные отношения, связанные с созданием, функционированием и роспуском политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июня 2001 г. «О политических партиях»

 

Принцип светскости государства. Это означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:

- никакая религия не может устанавливаться в каче­стве государственной или обязательной;

- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Наряду со светскими государствами, в большинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в Скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских, гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государственной существуют другие конфессии.

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей.

Сейчас признается, что церковь тоже играет заметную роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.) существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.

Закрепление светского государства не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений.

Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. (ст. 5) установлено, что религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе об основах государственной службы Российской Федерации, принятом 31 июля 1995 г., установлено , что государственные служащие не имеют права использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединении для пропаганды отношения к ним (п. 12 ст. 11). Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой является Россия а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к различным религиозным конфессиям.

 

Заключение

 

Основы конституционного строя - это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношении в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

Проводимые в последние годы в России экономические, политические и правовые реформы направлены на совершенствование институтов общественного и государственного строя. Постоянное развитие рассмотренных, основополагающих общественных отношений, динамизм правового регулирования требует постоянного и своевременного их изучения.









Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1039;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.057 сек.