Крестьянское самоуправление
В середине XVI в. на Севере была проведена земская реформа. Здесь она имела одну особенность. Поскольку поместно-вотчинного землевладения в Поморье почти не было, правительству пришлось обращаться к волостному крестьянству и посадам как к определенным административным ячейкам. Оно разрешило общинам выбирать голов (главных) в волостях не из «детей боярских», а из крестьян «лучших людей», которые были бы «крепки» в хозяйственном отношении и «грамоте умели). Так появились в волостях и посадах губные старосты и выборные целовальники. Стремление Ивана IV опереться на богатые посады и верхи крестьянских волостей нашло свое отражение при формировании опричных территорий. В опричнину сразу же вошли Двина, Устюг, Соль Вычегодская, Каргополь, Вага, Заонежье и Вологда, позднее - Пинега, Мезень и другие земли. Это спасло Поморье от опричных «правежей». Исключением явилась лишь Варзужская волость, разоренная в 1568 г. опричником Басаргой Леонтьевым. К тому же этот единственный в своем роде карательный поход опричников в Беломорье был спровоцирован доносом богатых куростровских волошан Бачуриных, которые в челобитной, направленной царю, предъявили варзужанам иск в сумме 450 «рублев».
Происхождение крестьянского самоуправления уходит в далекое прошлое. В условиях XVI в. правительство поддержало его только в Поморье. Однако сразу выявились антифеодальные настроения в волостях и посадах. Наступление помещичьего государства на крестьянские земли и промыслы встретило отпор со стороны поморов. Это не могло не беспокоить царских воевод. В спорах о земле земские власти иногда выступали на стороне крестьян, что вызывало недовольство воевод. Вот почему государство рассматривало крестьянско-посадское самоуправление как власть ненадежную.
Тем не менее сходы как верховная власть волости избирали из своей среды сотских, пятидесятских, десятских, земских судей и Т.Д. Раскладка налогов производилась «по земле», «по животам» и «по головам». Волость заботилась о составлении исходных документов.
Воевод устраивала в этой системе лишь фискальная сторона, а именно своевременная выплата государственных налогов «без недоимою) и «без утайки».
В дальнейшем же государство ввело общее по стране писцовое делопроизводство. Так, например, в писцовых книгах Двинской земли, составленных в 1622 - 1624 гг. Мироном Андреевичем Вельяминовым и подьячими Баженом Степановым и Антоном Подольским, дано детальное описание двинских городов, сел и деревень, пахотных земель с делением их на «пашни паханные», «пашни наездом» и пр. В конце каждого описания подводились итоги и указывались размеры податного обложения в сохах. В Холмогорах, например, числилось 657 тяглых дворов с 720 душами мужского пола, в Архангельске соответственно - 170 и 447; в торговых рядах Холмогор указывалось 313 лавок, 43 лавочных места, 72 амбара, 20 чуланов и пр.; в Архангельске - 70 лавок, 100 лавочных мест, 8 мест харчевых и Т.д. В писцовой книге деревни Церкова гора на реке Пинеге, составленной в 1623 г. Осипом Прончищевым, назывались все жители - хозяева дворов и их дети мужского пола, далее указывалось количество и качество («добрая», «средняя», «плохая») пашенной земли и сенокосных угодий, подлежащих обложению налогом.
Писцовые книги затем были заменены так называемыми переписными книгами, в которых содержались сведения о всех «тяглых» (податных) дворах с перечислением их хозяев «подворно».
Таким образом, к концу ХУН в. государство провело общий подсчет населения в рамках подворного обложения. Крестьянское самоуправление правительству было уже не нужно.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 643;