Соловецкое восстание
События 1667 - 1676 гг. на Соловках были ярко описаны Семеном Денисовым в его «Истории о отцах и страдальцах соловецких», разошедшейся во многих списках
по Архангельскому Северу.
Монахи не захотели принять посланные из Москвы «новопечатные» богослужебные книги. Настроенные против нововведений патриарха Никона, они послали царю челобитную о вере. Затем последовали другие челобитные. Несмотря на увещевания, соловецкие монахи отказались от никоновских реформ и в пятой, последней по счету, челобитной написали царю: « .. , Лучше нам временною смертию умереть, нежели вечно погибнуть». В ответ царь Алексей Михайлович послал на Соловки стряпчего Игнатия Волохова. Вместе со ста архангельскими стрельцами он прибыл на острова в июне 1668 г. Монахи заперлись в крепости. Так началось «соловецкое сидение». В течение четырех лет Волохов осаждал непокорный монастырь. Ему на смену прислали стрелецкого сотника Климента Иевлева с большим карательным отрядом. Вокруг крепости были возведены шанцы (земляные окопы), велся обстрел обители. Однако существенных успехов Иевлев так и не добился. Монахи стойко оборонялись. К тому же к ним присоединились крестьяне окрестных волостей и «прибежавшие» сюда сподвижники С.Т Разина.
Положение изменилось с назначением нового воеводы И.А. Мещеринова.
Приняв дела у Иевлева в Сумском посаде, он прибыл на Соловки в июне 1674 г. Под его командованием находилось около 1200 стрельцов. Летом 1675 г. военные действия приняли серьезный характер. Выполняя приказ царя, воевода остался на зиму около Соловецкой крепости. Были выстроены новые шанцы и городки, велись подкопы под Никольскую и Квасоваренную башни. Выход в море из Глубокой губы был перегорожен 14 «брусами на цепях». 20 декабря 1675 г. был предпринят штурм монастырской крепости, успешно отраженный ее защитниками.
Конец восьмилетней осаде положило предательство соловецкого «выходца», чернеца Феоктиста. В ночь на 29 января 1676 г. он провел стрельцов по подземному ходу около Белой башни. Крепость была взята московским войском. К этому времени в монастыре было от 300 до 500 человек. Началась расправа над монахами: «иных пущих воров воевода Иван Мещеринов перевешал, а многих чернецов, выволоча за монастырь на губу, заморозил» (из челобитной царю Федору Алексеевичу). В июне 1676 Г., когда воевода передавал крепость новому архимандриту, Макарию, в живых оказалось лишь 14 чернецов. До сих пор в старообрядческих синодиках поминают 500 человек, погибших во время восстания. Среди погибших были и разинцы, а также беглые крестьяне и посадские люди, продолжившие крестьянскую войну под предводительством С. т. Разина на Соловках
«Бунташное время»
Соловецкое восстание явилось грозным актом социального и религиозного протеста. В «бунташном» ХУН столетии Архангельский Север прошел через крупные социальные потрясения.
Северяне стали основными участниками религиозного раскола - мощного движения старообрядцев. По крестьянско-посадскому Северу прокатилась волна массовых самосожжений. Только в 1675 - 1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей» с более чем 20 тысячами погибших людей. Нередко крестьяне брались за оружие. В борьбу включались работные люди, объединявшиеся в «одиначеские» союзы. Оформлялись эти союзы В ВИде договоров («одинашных записей»). «Одиначество» как форма объединения работных людей водного транспорта в Поморье представляло серьезную угрозу для «лучших», богатых людей. С другой стороны, эти союзы боролись против «мироедов» и «насильников» внутри крестьянских и посадских общин. «Одиначество» было направлено и против питейных кабаков. Так, например, крестьяне Удорской волости Яренского уезда добились «заедино» ликвидации кабаков, и за это они должны были платить в казну сто рублей «за кабак», что крестьянам было выгоднее, чем разорительное спаивание народа откупщиками кабаков, их старостами и целовальниками.
Настоящим бичом для народа был голод от неурожаев. Например, в 1601 - 1603 гг. разразился страшный по своим масштабам голод, охвативший, в частности, и Архангельский Север. Монастыри и богатые люди стали взвинчивать цены на хлеб «для своих прибылей». Так, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраам ий Палицын закупил в декабре 160] г. 2100 четвертей ржи по 72,5 копейки за четверть (в четверти - 8 пудов), а летом 1602 г. продал монастырским крестьянам «для нужи» хлеб вдвое дороже - по 1 рублю 32 копейки. Монастырские амбары ломились от запасов, однако на рынок вывозили «помалу», обычные же хлебные пожертвования были вообще отменены. Положение усугубилось запретом шведского короля Карла 1Х вывозить хлеб из Нарвы в Россию. В эти голодные годы выросло число крестьян, закабаленных Антониево-Сийским, Соловецким и Николо-Корельским монастырями. На плечи крестьян монастырские власти переложили государственные повинности и дополнительные поборы.
Многие северные уезды запустели «от гладу и студени зимняя и от всякие нужи» (слова документа). Крестьяне и посадские люди заволновались, начались «разбои» на дорогах и реках. Городские восстания в центре России получили поддержку в Сольвычегодске, Великом Устюге и в других северных городах.
Гнет государства распространялся и на нерусское податно-ясячное население края. Ненцы, например, стихийно роптали на неумеренные поборы, в гневе убивали наиболее ненавистных царских воевод и дьяков. Не лучше было положение кольских лопарей (саамов). Если от русских поморов они встречали поддержку, то от «государевых людей» и игуменов монастырей исходила корыстная жажда денег. Например, саамы Ловозерекого погоста платили в царскую казну 2 рубля 92 копейки 2 деньги (1574 r.), через некоторое время (1611 г.) они вносили уже 9 рублей 41 копейку 5 денег, а еще через несколько лет (1624 г.) - 15 рублей 82 копейки Колонизаторская деятельность государства и церкви бьта весьма далека от христианских заповедей. Подчас противоречивой, непоследовательной была миссионерская деятельность Феодорита Кольского, Стефана Пермского, Антония Сийского и других православных просветителей нерусского населения Севера.
«Государева власть»
В системе управления Российского государства быстро шел процесс централизации. На Архангельском Севере представителями царской власти были воеводы. Назначаемые на 1 - 3 года, они управляли всеми сословиями, хозяйственными, военными и судебными делами в подчиненной им округе. Для строительства новых городов обычно присылалось по двое воевод, вероятно, для взаимного контроля. При воеводе состояли дьяк и подьячий, выполнявшие свои функции в съезжей (воеводской) избе. Жители уезда строили для воеводы двор. При назначении на службу воевода получал царский наказ, в котором определялись его обязанности. В частности, ему поручался набор войска, раздача денежного и хлебного жалованья, принятие конкретных хозяйственно-административных решений и т.д. Далеко не все воеводы отвечали своей должности. Они были мало заинтересованы в разрешении уездных проблем, многие из них злоупотребляли своим служебным положением, о чем свидетельствуют челобитья (жалобы), поданные на имя царя.
За 1583 - 1 708 гг. в Холмогорах сменилось 64 двинскихвoeвoды. С начала ХУН в. назначались также важские (1613 - 1700 гг.), кеврольско-мезенские (1613 - 1695 гг.), кольские (1603 -1998 гг.),устьянские (онежские) (1616-1619 гг.), сумские (1614 - 1676 гг.), кемские (1578 - 1582 гг.), пустозерские (1578 - 1682 гг.), сольвblчегодские (1582 - 1691 гг.), яренские (1606- 1691 гг.), устюжские (1606- 1699 гг.), каргопольские и турчасовские (1606 - 1699 rr.) воеводы.
Московское правительство неукоснительно добивалось от воевод того, чтобы они исправно собирали государевы подати с поморских черных земель. Для царя тот воевода был хорош, кто выжал для казны все подати сполна, и, наоборот, тот плох, кто не сумел этого сделать. И здесь воеводы столкнулись с крестьянским самоуправлением.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 697;