МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕМА 5. МУЗЫКА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Сущность музыкального восприятия
Понятие "музыкального восприятия" трактуется в литературе с разных позиций. В целом восприятие музыки можно определить и как:
- активный внутренний процесс постижения музыкального образа, единство эмоционального и осознанного;
- способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором и получать от этого эстетическое удовольствие,
- диалог с помощью музыкальной речи между слушателем, исполнителем и композитором.
К основным компонентам музыкального восприятия относятся: эмоциональная отзывчивость на музыку,
- музыкальный слух,
- музыкальное мышление,
- музыкальная память,
- целостность восприятия,
- осознание и осмысленность,
- опыт прослушивания музыкальных произведений.
Чтобы понять содержание произведения необходимо научиться интонационно мыслить. По словам В.В. Медушевского интонационно мыслить – "значит слышать жизнь в звуках, сквозь обобщенную интонацию лирического героя ощущать его душу, смотреть на мир его глазами". В искусствознании и эстетике такой процесс называется "перенесением".
При восприятии музыки важен момент осознания услышанного, понимания-прозрения. Осознавая эмоции, человек обогащается новыми для него переживаниями, открывает неизвестные до сих пор чувства, обнаруживает в себе способность понимать, сопереживать и сочувствовать людям.
Развить музыкальное восприятие – это, значит, научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это, значит, включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации. Это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник-музыкант – композитор, исполнитель достигают данного эстетического эффекта воздействия.
Развитие музыкального восприятия необходимо осуществлять в процессе всех видов музыкально-учебной деятельности школьников на уроке музыки.
К таковым относятся:
- слушание музыки,
- хоровое и ансамблевое пение,
- игра на музыкальных инструментах,
- пластическое интонирование,
- сочинение и импровизация,
- театрализация,
- ритмодекламация.
Особенности музыкального восприятия дошкольников и младших школьников
У младших школьников преобладает сенсомоторный характер музыкального восприятия. Музыка в подвижном темпе вызывает положительные эмоции. Она наиболее близка ребенку, так как предоставляет ему возможность выразить свои впечатления в музыке.
В психолого-педагогической литературе выделяют следующие особенности восприятия младших школьников:
При восприятии и оценке музыки у младших школьников преобладают зрительные представления. Слабо развито эстетическое чувство и абстрактное мышление, а присущ конкретный, наглядно-образный характер мышления, тесно связанный с их жизненным опытом. Поэтому их привлекают произведения, которые отличаются яркостью и конкретностью образов, гибкостью ритмов, простотой музыкальной формы.
Детям младшей школы присуща целостность и эмоциональность при восприятии. Им трудно выделять различные музыкальные образы. Для детей характерны нерасчлененность восприятия. Дети хорошо воспринимают общий характер произведения, но часто не замечают его индивидуальных особенностей. Произведение воспринимается ими как внешний раздражитель положительных эмоций, приятных воспоминаний о жизненных впечатлениях. Для детей данного возраста характерно непроизвольное внимание, что требует его активизации путем переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой.
3. Объем слухового внимания у детей ограничен. Это следует учитывать при прослушивании музыкальных произведений. Так, для детей 1-2 классов объем слухового внимания колеблется от 1 до 1,5 минут. 3 класса – 3 минуты, 4 класса – 4-5 минут.
В младшем школьном возрасте дети могут усвоить обозначения темпа, динамических оттенков, исполнительских штрихов. Для этого важно использовать наглядные материалы и доступно их преподнести.
Для детей шести-семи лет характерно стремление к самовыражению в разнообразных формах: звуковых, зрительных, словесных, двигательных. У них преобладают зрительно-событийные впечатления над слуховыми. Дети восьми- девяти лет способны к более дифференцированному слуховому восприятию музыки. При целенаправленной работе им доступно осознание выразительной роли звуковысотной линии мелодии, ритма, метра, лада и т.д. К девятилетнему возрасту дети приобретают опыт устных высказываний о музыке, но наблюдается недостаточно сформированный запас слов. Отсюда необходима целенаправленная работа по расширению словарного запаса учащихся.
Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности детей 2-4 лет.
Содержание образовательной области «Музыка» направлена на достижение цели развития музыкальной деятельности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих: задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству:
Слушание.
•Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, понимать о чем (о ком)поется, эмоционально реагировать на содержание.
Пение.
•Вызывать активность детей при подпевании в пении
•Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем)
•Постепенно приучать к сольному пению
Музыкально – ритмические движения.
•Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, показываемые взрослыми (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты)
•Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать её с окончанием.
К концу года ребенок:
•Узнает знакомые мелодии
•Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы
•Двигается в соответствии с характером музыки
•Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
•Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
-Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5лет.
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.
Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.
Содержание образовательной области „МУЗЫКА" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
•развитие музыкально художественной деятельности;
•приобщение к музыкальному искусству».
Восприятие музыки.
•Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш).
•Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанной музыке. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте: высокий, низкий, в пределах сексты, септимы.
Пение.
•Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы).
•Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
•Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
•Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1160;