Фольклорная терапия.
Музыкальный фольклор (народные песни и наигрыши на народных инструментах) изначально был неотъемлемой частью древних магических, религиозных обрядов и праздников. В рамках древней празднично-обрядовой культуры музыка бытовала в синтезе с народными танцами, играми, сценками, народным декоративно-прикладным творчеством (народные костюмы, украшения, ритуальные маски) и народными музыкальными инструментами (бубен, барабан и др.).
Таким образом, в музыкальном фольклоре изначально присутствовала интеграция разных видов художественно-творческой деятельности, которая является сегодня одним из главных направлений в разработке арт-терапевтических методик.
Предлагаю использование фольклорных материалов и упражнений, предложенных Л.Д. Назаровой в книге «Фольклорная арттерапия».
Например, арт-терапевтическое упражнение «Гармошка»:
Спина прямая, делается глубокий вдох и плавный озвученный выдох. Во время вдоха ребра (гармошка) расходятся в стороны, а во время выдоха ребра медленно возвращаются в исходное положение.
Арт-терапевтическое упражнение «Кто на чем играет?»:
Дети с завязанными глазами друг за другом должны угадать названия звучащих поочередно народных музыкальных инструментов.
Арт-терапевтическое упражнение «Народные музыканты»:
Детям предлагается «превратиться» в народных музыкантов.
Танцевально–двигательная терапия
Включаемые в структуру урока музыки в начальной школе разнообразные движения также могут быть средством арт-терапии. Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека.
В уроки музыки я включаю разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку. Танцевальные движения непосредственно контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов.
В процессе пластических импровизаций под музыку развивается фантазия, творческое воображение детей, способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, снимается психическое напряжение. Детям я предоставляю возможность ощутить свободу тела, свободу действий и самовыражения.
Примеры упражнений
Упражнение «Пузырьки воздуха». Под звуки плеска волн дети очень тихо, легко и мягко ходят на носочках, танцуют под музыку. Они представляют себя пузырьками воды, легкими и невесомыми.
Упражнение «Дождик». Под звуки ударного инструмента дети барабанят пальцами рук по жёсткой поверхности парты до усталости в пальцах. Затем потряхивают кистями рук, расслабляют руки и «слушают» ощущения в кончиках пальцев. Учитель спрашивает, на что похожи эти ощущения. Какие они?
Упражнение «Цветок». Под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского дети складывают ладони вместе, изображая стебелёк, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «цветочный бутон». И, наконец, движениями пальцев показывают, как «бутон» распускается. Нужно «подержать раскрытый цветок», ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки (выполняется 3 – 4 раза).
Упражнение «Дирижёр». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, но не просто слушать, а каждый из вас представит себя дирижёром, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течёт сквозь тело дирижёра, когда он слышит все инструменты и ведёт их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь ещё и локтями, и всей рукой целиком… Пусть в то время, как вы дирижируете, музыка течёт через всё ваше тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по-новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка закончится, Откройте глаза и устройте себе и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
Драматерапия.
Суть драматерапии заключается в драматизации событий, лежащих в основе чрезмерных эмоций человека. Рекомендации, разработанные специалистами в области драматерапии, адаптированы мной в работе с детьми и успешно используются в музыкально-образовательном процессе школы при инсценировании песен и постановке музыкальных спектаклей.
Одной из важнейших таких рекомендаций является целенаправленное распределение различных ролей между учениками при инсценировании песни или постановке музыкального спектакля.
Владение методами драматерапии позволяет мне связывать разыгрывание детьми сюжетов песен или музыкальных сказок с «проживанием» ими определенных жизненных ситуаций. Дает возможность ребенку для осмысления таких ситуаций, позволяет ему как бы взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и, в конечном счете, преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения.
Драматерапия может эффективно способствовать выявлению и регулированию межличностных отношений в классе в процессе коллективной музыкально-сценической деятельности.
Выводы
Арт-терапия - наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Задача учителя – помочь детям в начальной школе научиться использовать музыку для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт-терапевтических упражнений.
Таким образом, изучение и использование на уроках музыки основ различных видов арт-терапии является важным фактором повышения психолого–педагогической эффективности курса «МУЗЫКА».
Литература
1. Ветлугина Н.А., А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для педагогических институтов. – М., 1983.
2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб, 1996.
3. Готсдинер Л.А. Музыкальная психология. – М., 1993.
4. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985.
5. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений -- М. : Academia, 2001. - 246 c. - (Пед. образование)
6. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 2237;