Кооперативное законодательство
В различных странах мира ранние кооперативы прошли трудное переходное состояние. Первоначально мало кто из граждан верил в кооперативы, в их предпринимательский успех. Сама идея кооперации казалась невероятной. Многие рассуждали, что бизнес существует для бизнесменов, а не для простых людей. Кооперативы пока были недостаточно совершенны с точки зрения их внутренней организации. К этому добавлялось их юридически бесправное положение, что ещё больше увеличивало недоверие людей.
Кооперативное общество не может достигнуть процветания при недостатке членов; не может быть членов, когда нет доверия; доверие же в области коммерции не может упрочиться, раз нет защиты со стороны закона.
Преодолеть недоверие, развеять сомнения могло принятие закона о кооперативах, кооперативное законодательство. Оно было необходимо и для того, чтобы отделить, отграничить кооперативы от других частных компаний, и для признания кооперативов в качестве юридического лица, имеющего право вступать в договорные отношения с третьими сторонами, и для проведения государственной политики в кооперативном движении.
Для привлечения внимания государства к проблемам кооперации и принятия соответствующего кооперативного законодательства в тех или иных странах потребовалось много времени, а именно 100 лет (1752-1852). Практически никогда кооперативное законодательство не опережало кооперативное движение, а лишь следовало за ним.
Официальное признание и формальная регистрация кооперативов имели место впервые в Великобритании согласно положениям Закона об обществах друзей (1836). Закон предусматривал учреждение обществ «с какой-либо целью, не противоречащей закону», не признавал за кооперативами право | юридического лица, содержал ряд ограничений. Поэтому некоторые кооперативы их учреждение регистрировали по закону об акционерных обществах. Иногда нормы внутренней жизни 1 своего кооператива его члены на свой риск устанавливали явочным порядком .
В лучшую сторону положение изменилось с принятием в 1852 г. Закона о промышленных и сберегательных товариществах. Это был первый не только в Великобритании, но и в мире кооперативный закон. Он признавал за кооперативами право юридического лица. Закон наряду с достоинствами (определил лишь формальные рамки, предоставил кооперативам самим составлять уставы) имел ряд недостатков (установил неограниченную ответственность членов всем их имуществом, запрещал ] учреждать кооперативные банки и т. п.). В 1862 г. и в последующий период закон не раз пересматривался и действовал вплоть 3 до Второй мировой войны.
Вслед за Великобританией начало кооперативному законодательству до конца XIX в. было положено ещё в 20 странах. I К концу Первой мировой войны (1918) кооперативные законы а были приняты в 52 странах, к концу Второй мировой войны I (1945) — уже в 86 странах. По подсчётам американского учёного Л. Валко, в течение 100 лет — с 1852 по 1952 г. — в 125 странах государственные органы приняли свыше 5000 нормативно-правовых актов по кооперации.
В демократических государствах развитие законодательства о кооперации открывало возможности для свободного кооперативного творчества. В США в начале XX в. благодаря разнообразию законов учредить кооперативы можно было 45-ю различными способами. Самые благоприятные условия были созданы для кооперативов американских фермеров.
Иначе обстояло дело в самодержавной России, где в течение десятилетий уставы вновь создаваемых кооперативов рассматривались «поштучно» в столичных министерствах, позже были утверждены нормальные (образцовые) уставы, получившие название «министерских». Подлинными законами, именуемыми «положениями», царское правительство обеспечило только кредитную кооперацию.
Сто лет тому назад экономист и историк И. М. Кулишер по поручению Министерства торговли и промышленности составил обстоятельный обзор русского и иностранного законодательства о кооперативных товариществах. Он пришёл к выводу, что в западноевропейских странах «повсюду существует общий закон о кооперативных товариществах, обнимающий все разнообразные виды коопераций. Одна лишь Россия не имеет такого закона, результатом чего является целый ряд крупных неудобств, парализующих развитие кооперации». Такой закон о кооперативных товариществах и их союзах в нашей стране был введён в действие только после падения самодержавия, с 1 мая 1917 г.
Кооперативное законодательство иногда оказывалось враждебным интересам кооперативов. После Первой мировой войны в Великобритании на кооперативные организации были распространены так называемые налоги на сверхприбыль и от уплаты этого налога кооперацию освободили только в 1924 г. В течение 1930-х годов в Японии и США организованный бизнес проводил кампании, причём иногда успешные, с целью ограничить кооперативную деятельность. Ещё более резкими были законодательные акты фашистских правительств Италии и Германии, которые привели частью к ликвидации кооперативов, частью к их переключению на службу целям этих режимов. В «социалистических» странах Восточной Европы действовало такое законодательство, которое сделало кооперативы неотъемлемой частью государственного экономического планирования и соответствующей этому деятельности. Во всех этих случаях новое законодательство, более соответствующее интересам кооперации, было введено в действие после падения фашистских и тоталитарных режимов.
С середины XX в. во всём мире законотворчество в области кооперации заметно активизировалось. Это было обусловлено следующими причинами:
• во-первых, необходимостью совершенствования имеющихся законов в странах с традиционно развитым кооперативным движением;
• во-вторых, распадом колониальной системы и образованием новых национальных государств, в которых большое внимание уделялось кооперативному строительству;
• в-третьих, проникновением идей кооперации в значительную группу арабских стран Ближнего и Среднего Востока;
• в-четвёртых, возникшей необходимостью решительного пересмотра кооперативного законодательства в бывших «социалистических» странах.
К началу нынешнего столетия кооперативные законы (правительственные декреты, указы, постановления и т. п.) имели практически все страны мира. Деятельность кооперативных обществ и союзов регулируется как специальным (кооперативным), так и общим законодательством государства.
Кооперативное законодательство иногда именуется кооперативным правом. Термин «кооперативное право» в 1868 г. впервые ввёл немецкий юрист О. Гирке. Этот термин употребляется и в российской юридической литературе. Так, в «Комментариях к Гражданскому кодексу Российской Федерации» записано, что отношения касательно прав и обязанностей членов кооперативов, зафиксированные в ст. 107-112 и 116 Гражданского кодекса РФ, регулируются условно нормами кооперативного права.
Современное кооперативное законодательство существует и (или) может существовать в следующих формах:
1) общее кооперативное право, регулирующее деятельность всех видов кооперативов в стране. Обычно это рамочный закон, в котором предусмотрены лишь самые общие очертания правомочий кооперации с предоставлением возможности дальнейшей их разработки в нормативных актах, принятых самими кооперативными обществами и союзами. Преимущество общего (рамочного) законодательства в том, что кооператоры получают возможность применять в своих организациях собственный вновь наработанный опыт, соблюдая общие кооперативные принципы. Такое кооперативное законодательство практикуется, например, в Бразилии, Германии, Индии;
2) отдельные законы по конкретным видам кооперативов, которые иногда дополняются общим кооперативным законодательством, распространяющимся на все виды кооперативов, за исключением кредитных. Данная форма законодательства типична, например, для Румынии, Эфиопии, Японии;
3)конкретные разделы в некоторых общих сводах законов, таких как Гражданский кодекс (в Швейцарии), Торговый кодекс (в Бельгии), Сельский кодекс (во Франции);
4)специальные положения, регулирующие применение более общего законодательства о деятельности организаций, распространяющегося на кооперативы. Примером может служить Закон о производственных кооперативах и обществах взаимопомощи в Великобритании.
Наконец, есть ещё две группы стран: одна — те, в которых специальное кооперативное законодательство отсутствует, что не мешает им иметь развитые кооперативные движения (Дания, Норвегия); другая — те, в которых специальные положения о кооперативах закреплены в конституциях (Гайана, Италия, Таиланд и др.).
Кооперативное законодательство постоянно меняется, отражая изменения в социальных, политических, экономических условиях каждой страны. В разных странах приоритетные цели пересмотра кооперативного законодательства иногда совпадают, но бывают и различны: учёт факторов глобализации экономической деятельности, лучшее приспособление кооперативов к условиям жёсткой конкуренции, сохранение верности интересам членов-пайщиков, обеспечение кооперативной автономии и опоры на собственные силы, сокращение влияния государства на кооперативы и т. д.
Современными тенденциями в кооперативном законодательстве являются:
1) участие в разработке кооперативных законов и их обновлении представителей кооперации — должностных лиц и руководителей кооперативов, видных учёных, занимающихся вопросами кооперативов, юристов, представителей неправительственных организаций;
2)ограничение государства регламентирующими функциями, т. е. замена существовавшего в ряде стран всеохватного участия правительства в кооперативных делах чисто статутными функциями, а именно такими как:
• регистрация кооперативных обществ;
• роспуск и ликвидация кооперативных обществ;
• контроль за применением кооперативного законодательства в отношении кооперативов.
Это означает разграничение функции содействия и функции контроля. Не допускается вмешательство государственной администрации во внутренние дела кооперативов ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, затрагивающих интересы всего общества;
3) требование строгости в отношении применения кооперативных принципов и сохранения их уникального характера, но обеспечения гибкости в отношении внутренней организации, структуры и деятельности кооперативов.
Кооперативное законодательство призвано защищать прежде всего права и интересы членов кооперативов.
Каковы основные вопросы, требующие обязательного включения в кооперативное законодательство?
1. Определение (дефиниция) кооператива. Оно может совпадать с определением, которое приведено в Декларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI конгрессом Международного кооперативного альянса (Манчестер, 1995). Чёткое определение кооператива в законе необходимо, чтобы отличить
кооператив от некооперативных структур.
2. Условия членства в кооперативе, положения об его образовании и регистрации, процедурах принятия в члены кооператива, выходе и исключении членов из кооператива.
3. Положения о правах и обязанностях членов.
4. Положения о процедурах и периодичности проведения выборов, составе, функциях, правах и обязанностях органов управления и контроля кооператива.
5. Правила, регулирующие накопление капитала, ведение бухгалтерского учёта, проведение ежегодной ревизии и распределение доходов кооператива.
6.Порядок объединения, отделения, роспуска и ликвидации кооператива.
7.Специальные положения о союзах и центрах кооперативов.
8.Временные и заключительные положения, рассчитанные на период введения закона в действие.
Если закон включает преамбулу, то в ней могут найти отражение разъяснение отношения между кооперативами и правительством, положения кооперативного движения в гражданском обществе и национальной экономике.
Почти все перечисленные выше вопросы получили отражение и в федеральных законах Российской Федерации, которые были приняты начиная с 1992 г. и посвящены отдельным видам кооперации.
Кооперативное законодательство, как и любое другое законодательство, нуждается в постоянном совершенствовании. Предпринимаются попытки гармонизации кооперативных законов не только в отдельно взятых странах, но также усилиями региональных групп государств. Результатом первой такой попытки явилась разработка группой экспертов основ законодательства о кооперативах в Латинской Америке. Спустя десять лет, в 1997 г., модельный закон о кооперативах и их объединениях (союзах) был принят состоявшейся в Санкт-Петербурге Межпарламентской ассамблеей Содружества Независимых Государств. Естественно, этот документ не имеет силы закона, носит рекомендательный характер. Но он, во-первых, вобрал в себя новейший международный опыт в области кооперативного строительства и, во-вторых, включает специальную главу об особенностях отдельных видов кооперативов. Этим модельный закон особенно ценен.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 2910;