ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КООПЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВОМ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНСТИТУТАМИ
7.1. Партнёрские отношения кооперации и государства
Кооперативы возникли не благодаря, а вопреки государству. Партнёрские отношения взаимного сотрудничества между кооперативами, с одной стороны, и государством (парламентом, правительством) — с другой, после появления кооперативных обществ сложились не сразу. Отношение государства к кооперации менялось постепенно. Эволюция этих отношений характеризовалась последовательным чередованием трёх типов: 1) конфронтации; 2) признания и сотрудничества; 3) содействия и поддержки.
Конфронтационные отношения объяснялись тем, что в европейских странах первые кооперативы возникли в условиях ограничения государственными властями права рабочих, ремесленников, крестьян создавать свои объединения (ассоциации, коалиции). То было время недавних революционных взрывов, резких социальных контрастов, яростного недовольства обездоленных масс, кипения политических страстей, активной пропаганды идей социализма.
Поэтому в период зарождения и становления кооперативного движения отношения между кооперативами и государством являлись сложными и складывались не в пользу кооперации. Государство настороженно относилось к кооперативам ещё и потому, что нередко они создавались не просто как объединения, стремящиеся к улучшению благосостояния своих членов, но и как организации, преследующие коренное преобразование общества. В целом государство в тот период противостояло кооперации, и его политика по сути являлась антикооперативной.
История континентальной Европы сохранила немало фактов, характеризующих попытки государства покончить с кооперативной системой в её зародышевом состоянии. Власти прибегали к самым изощрённым и жёстким мерам подавления кооперации — от преследования инициаторов создания кооперативов до строжайшей регламентации экономической деятельности, от отказа в регистрации уставов новых кооперативов до закрытия действующих, в том числе с применением сил полиции, по приказам военных чинов. Разгон кооперативов с арестом и ссылкой и тюремным заключением учредителей практиковался не где-нибудь в «полудикой» Африке, а в столице и других городах вполне «цивилизованной» Франции.
Признание государством кооперативов и начало их взаимного сотрудничества означали смену конфронтации новым типом отношений. Этот более прогрессивный и целесообразный тип отношений явился результатом совместных усилий кооперативных низов и их идейных лидеров из среды образованных и нравственных представителей высших классов.
Участники нарастающего кооперативного движения стали настойчиво добиваться от государства принятия специальных законов о кооперативах и, таким образом, законодательного признания кооперации. Сами кооперативы, даже действуя методом проб и ошибок, благодаря самодеятельности и самоорганизации всё чаще доказывали свою жизнеспособность и полезность, причём как для своих участников, так и для общества в целом.
Усилия кооператоров не пропали даром. Примерно с середины XIX в. происходит формирование кооперативной политики государства. Краеугольный камень этой политики — идея официального признания кооперации и сотрудничества с ней.
Под давлением кооперативной общественности в некоторых странах начинают издаваться законы о кооперативах (их называют кооперативными). Первый такой закон был принят в Англии в 1852 г. Он признал кооперативы юридическими лицами. Для того времени это было самым большим достижением кооперативного движения на правовом поле. Произошла легализация (узаконение) кооперативных обществ.
Как писал Г. Шульце-Делич, «кооперативы являются не врагами, а опорой государственного порядка, не войну, а мир вносят они в общество. И действительно, все правительства, в которых только существовали кооперативы, за исключением русского, давно осознали это». Автор высказывания имел в виду социальный мир в обществе, а также отрицательное отношение в тот период царского правительства к потребительским обществам.
На рубеже XIX и XX вв. в ряде стран парламенты и правительства перешли к политике содействия кооперации и её поддержки.При этом государство руководствовалось прежде всего собственными интересами использования кооперативного аппарата для решения разного рода задач: улучшения экономического положения страны, объединения первичных производителей аграрного сектора, увеличения закупок сельскохозяйственной продукции, ориентированных на её экспорт, поддержки кредитами тех хозяйств, налоговые поступления от которых пополняют государственную казну, организации обслуживания населения в условиях военного времени и т. д. Решение этих задач облегчалось наличием у кооперации развитой материально-технической базы, опытных в деле организации предпринимательства служащих, организованных потребителей и производителей.
Политика благоприятствования развитию кооперации заключалась в таких правительственных мерах, как облегчение процедуры регистрации вновь создаваемых кооперативных обществ, разрешение на организацию их союзов, обеспечение кооперативов государственными заказами, налоговые послабления для отдельных категорий кооперативов, предоставление им кредитов, создание учреждений, призванных содействовать кооперации.
Однако такие меры содействия и помощи в ряде случаев сопровождались попытками правительственных чиновников опекать кооперативы и контролировать их внутреннюю жизнь, а то и прямого вмешательства в кооперативную хозяйственную деятельность. Между тем кооперация не терпит вмешательства государства, и её иногда сравнивают с «кошкой, гуляющей сама по себе».
В кооперативных кругах с давних пор обсуждался вопрос о том, нужна ли кооперации государственная помощь, а если нужна, то на каких условиях стоит её принять.
Одни из видных деятелей кооперации (Г. Шульце-Делич, Д. Д. Холиок, В. Ф. Тотомианц) решительно отвергали идею государственной помощи. «Кооперация требует не того, — утверждал Холиок, — чтобы государство приходило ей на помощь, а лишь того, чтобы оно не мешало ей» [3]. Не мешало бы в осуществлении самопомощи членов-пайщиков и оставило кооперацию в покое, — считали они.
Другие, в их числе социалисты Л. Блан и Ф. Лассаль, доказывали необходимость государственной помощи для организации кооперативов. За помощь и поддержку кооперации со стороны государства и земств выступала и часть российских кооператоров. По мнению А. А. Николаева, «трудовой народ имеет право не на то, чтобы государство оставило кооперацию в покое, а на то, чтобы оно оказывало ей и путём законодательства, и путём своей экономической политики всяческую поддержку, ибо не народ должен находиться на службе государства, а государство на службе у народа» .
Третьи выступали за такую помощь государства, которая не нарушала бы независимости кооперативных обществ. Эта точка зрения впоследствии, особенно с конца XX в., стала преобладающей. Для неё характерно признание необходимости государственной поддержки кооперации и содействия ей, но при условии, что кооперативные общества и союзы сохранили бы свою относительную свободу от государства и политического вмешательства.
Кооперативное движение признаёт однако, что в современном обществе не может быть абсолютной свободы в хозяйственных делах и невозможно совершенно не зависеть от государства. Эта позиция была озвучена четверть века назад с трибуны конгресса Международного кооперативного альянса: «Много положительного могут сделать правительства при разумном и полезном содействии кооперативам, и на самом деле есть множество примеров того, как правительства помогают кооперативам, не господствуя над ними» [5].
Государство и кооперация должны искать возможности сотрудничества в области предпринимательства, взаимно дополняя друг друга, причём правительство выполняет свои государственные функции, а кооперативы — то, что они могут лучше всего сделать.
Такова идея равноправного сотрудничества кооперации и государства. Именно за идею партнёрских отношений между ними в своё время высказался А. В. Чаянов. «...Кооперация и государство, — говорил он, — это вода и огонь, но если их согласовать, то из воды и огня получится паровая машина, получится мощный двигатель, который сможет производить огромную работу» .
Каковы основные направления государственной поддержки и благоприятствования кооперации?
1. Обеспечение правовых рамок, в которых кооперативы могут выполнять свою задачу служения интересам своих членов, совершенствование действующих законов о кооперации, учёт интересов кооперативов при разработке общего законодательства. Кооперация вправе рассчитывать на поддержку, но не должна ожидать предоставления ей сверхпривилигирован-ных условий. Иными словами, кооперативы должны ожидать от государства обращения, равного тому, которые пользуются другие виды предприятий, при минимальном вмешательстве в их дела со стороны федеральных, региональных и местных органов власти.
2. Предоставление налоговых льгот и стимулов. Многие виды налогов касаются и кооперативов, и размеры их налогообложения могут быть значительны. Но взимание налогов с кооперативов должно производиться на справедливых условиях и с учётом социальной ориентации их экономической деятельности. Особым налоговым режимом считается практика, когда налогами облагаются только те доходы кооператива, которые получены ими при сделках с лицами, не являющимися членами кооператива. Кооперативы не должны нести чрезмерно высокое бремя налогов в качестве честных налогоплательщиков из-за того, что в их бухгалтерских книгах можно увидеть реальное положение дел и реальные суммы доходов, тогда как отдельные
предприниматели и компании инвесторов не раскрывают своего подлинного финансового положения и уклоняются от налогов. Правительства иногда используют налоговые стимулы для поощрения определённых видов деятельности, и в этих случаях целесообразно учитывать конкретные нужды кооперативного сектора и людей, заинтересованных в его развитии.
3.Предоставление дешёвых кредитов и инвестиционных субсидий. Все положения, которые могут давать преимущества предприятиям других форм собственности, должны в равной степени распространяться на кооперативы. Должен быть чётко установлен сам принцип равного обращения в отношении кооперативов.
4.Обеспечение кооперативных организаций государственными заказами на поставку товаров, выполнение работ и предоставление услуг на основе открытых конкурсов.
5.Предоставление возможности целевой подготовки специалистов для кооперативных предприятий и организаций в государственных образовательных учреждениях. Кроме того, кооперативная форма предприятия должна быть включена и соответствующим образом представлена в учебных программах общеобразовательных школ, колледжей, вузов. Поскольку существующие учебные программы обычно предусматривают изучение только одного вида предприятия, компании инвесторов, постольку выпускники государственных учебных заведений почти ничего не знают о модели кооперативного хозяйства. Требуется принять меры для преподавания основ кооперации, с тем чтобы «вновь открытые» кооперативы стали более понятны всем слоям современного общества.
6.Внимательный учёт самобытности кооперации, обусловленной её ценностями и принципами. Это, в частности, важно при осуществлении антимонополистической политики, чтобы взаимное сотрудничество кооперативов (сравнительно «мелких игроков» на рынке) не отождествлялось с тайным сговором крупных монополий, преследующих исключительно цели получения наибольшей прибыли (картельные соглашения). Контрольные органы государства должны чётко представлять себе, что крестьяне, объединившиеся в сбытовой кооператив,
стремятся всего лишь к получению справедливой доли рыночной цены произведённой ими продукции; кредитные товарищества создаются их членами для противостояния мощи крупных кредитно-финансовых учреждений; потребители взаимодействуют между собой для приобретения товаров большими партиями и, следовательно, на более выгодных для себя условиях и т. д.
7. Создание в стране благоприятного для кооперативной деятельности общественного климата — тоже задача не только самих кооперативов и их союзов, но и правительства, заинтересованных министерств, различных уровней органов государственного управления.
В условиях демократического общества государство не подчиняет себе кооперативные организации, создает необходимые условия для их свободного роста и развития. Благодаря такой разумной политике во многих странах стало возможным использование потенциала кооперации в интересах улучшения условий жизни людей, обеспечения занятости, продовольственной безопасности, защиты окружающей среды, более справедливого распределения предметов потребления, хотя бы частичного решения проблемы социального неравенства. В конце XX в. родилась даже крылатая фраза: «Кооперативы являются союзниками мудрых правительств в деле служения интересам общества».
Взаимоотношения между кооперацией и государством не во всех странах складываются одинаково. Демократические государства в соответствии со своими конституциями предоставляют кооперативам необходимую свободу, и часто этого оказывается достаточно для успешного развития кооперативной системы.
История показала отрицательные последствия государственного «руководства» кооперацией в условиях фашизма и тоталитаризма. Бюрократическая, чиновничья опека над каждой ячейкой кооперации в некоторых развивающихся странах превращает кооперативные организации в придаток государственного аппарата.
Вместе с тем государство не может самоустраниться от кооперации и совершенно не регулировать её деятельность. Не только в собственных интересах, но и в интересах кооперации государство осуществляетнормотворческую деятельность (принимает законы и другие правовые акты); правоохранительную деятельность (по защите прав и законных интересов кооперативных обществ и союзов); отдельные вопросы регулирует методом рекомендаций (в области ведения бухгалтерского учёта и государственной отчётности по единым для страны формам); другие вопросы — методом санкционирования (путём государственной регистрации кооперативных организаций).
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 2464;