В XIV—НАЧАЛЕ XVII в. 17 страница
Отличалась разнообразием архитектурной застройки и Москва. Наиболее значительные сооружения первой половины XVIII в. — Хамовный и Суконный дворы, Арсенал в Кремле, «Странноприимный дом». В храмовом строительстве выделялись церковь Иоанна-Воина и в особенности церковь Архангела Гавриила («Меньшикова башня»), построенная в 1705—1707 гг. архитектором И. П. Зарудным. «Архитектурный надзор» за строительством в Москве в середине XVIII в. осуществлял Д. В. Ухтомский, наиболее интересным и значительным произведением которого стала колокольня Троице-Сергиевой лавры. В 1749 г. он организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой учились будущие знаменитые архитекторы, создатели российского классицизма В. П. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов и др.
В 1760-е гг. в архитектуре на смену барокко пришел классицизм, рациональные основы, логическая строгость и простота которого больше соответствовали «просвещенному абсолютизму» Екатерины II. В ранний период русского классицизма были построены здание Академии художеств (архитекторы Ж. Б. Вален-Деламотт и А. Ф. Кокоринов), Мраморный дворец (А. Ринальди) в Петербурге, Воспитательный дом в Москве (К. И. Бланк). В эпоху зрелого классицизма (1770—1790-е гг.) были предприняты обширные градостроительные работы: специальная комиссии под руководством архитекторов А. В. Квасова, а затем И. Е. Старова разработала планы регулярной застройки более 400 городов, были сформированы центры Костромы, Твери, Ярославля, других губернских и уездных городов. Сформировался творческий почерк многих крупнейших зодчих этого времени — В. И. Баженова (проект перестройки Московского Кремля, дом Пашкова в Москве), М. Ф. Казакова (здания Сената в Московском Кремле и Московского университета), И. Е. Старова (Таврический дворец в Петербурге), Дж. Кваренги (здание Академии наук в Петербурге). Ярким примером классицизма в архитектуре стала Дворцовая площадь архитектора К. И. Росси в Петербурге в виде плавной дуги с замыкающей ее двойной аркой Главного штаба, с высокой Александровской колонной посредине и барочным фасадом Зимнего дворца.
Новое оформление получили пейзажные парки и архитектурные ансамбли загородных дворцов в Царском Селе, Павловске, Гатчине и многих помещичьих усадеб.
Живопись и скульптура.Еще при Петре I появилась идея основания в России школы разных художеств. Поначалу подготовка мастеров велась Петербургской типографией и Оружейной палатой в Москве. Необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII в. В 1757 г. в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Первое время преподавание вели иностранные учителя: скульптор Н. Жиле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др. В 1764 г. Академия была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств.
В живописи с начала века стали преобладать светские жанры (портрет, батальный жанр), гравюра, декоративные росписи дворцовых интерьеров. Портрет от «парсунной» скованности приблизился к конкретности образов: произведения учившихся за границей «петровских пансионеров» И. Н. Никитина (портреты канцлера Г. И. Головкина, С. Г. Строганова, изображение Петра I на смертном одре) и А. М. Матвеева (портреты И. А. и А. П. Голицыных, «Автопортрет с женой»). Значительную роль в становлении парадного портрета и батального жанра сыграл французский живописец Л. Каравак, с 1716 г. работавший в России («Полтавская баталия»). Правдивостью и наивно-поэтическим отношением к натуре отличались произведения живописцев середины XVIII в. И. Я. Вишнякова, И. П. Аргунова, А. П. Антропова.
Искусство портрета достигло европейского уровня во второй половине XVIII в.: произведения Ф. С. Рокотова (потрет В. И. Майкова, «Неизвестная в розовом платье»), Д. Г. Левицкого (серия портретов воспитанниц Смольного института, портрет Екатерины II, портреты московских купцов), В. Л. Боровиковского (портреты Е. А. Нарышкиной, М. И. Лопухиной). Другие жанры живописи находились на стадии становления — исторический (картины А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой», Г. И. Угрюмова, И. А. Акимова), бытовой (работы И. И. Фирсова, М. Шибанова, И. А. Ерменева), пейзаж (произведения М. М. Иванова, Ф. Я. Алексеева, С. Ф. Щедрина).
В области скульптурного портрета особое значение для культуры первой четверти XVIII в. имело творчество Бартоломео Карло Растрелли. Он работал как архитектор и скульптор в самых разных жанрах: от «кумироделия всяких фигур» до строительства фонтанов и создания театральных декораций. Его первая работа в России — бюст А. Д. Меншикова, а бюст Петра I (1723) — это образ целой эпохи, охарактеризованной А. С. Пушкиным как: «… лик его ужасен, движенья быстры, он прекрасен. Он весь, как Божия гроза…».
Период классицизма стал одной из вершин в истории скульптуры — станковой (пластика И. П. Прокофьева, статуи М. И. Козловского); мемориальной (образы Ф. Г. Гордеева, надгробия И. П. Мартоса); монументальной («Медный всадник» в Петербурге работы Э. М. Фальконе, памятник А. В. Суворову в Петербурге работы М. И. Козловского); портретная пластика Ф. И. Шубина, достигавшего в своих виртуозных произведениях поразительной точности и многогранности психологической характеристики (мраморные бюсты З. Г. Чернышева, Павла I, Екатерины II, А. М. Голицына, М. В. Ломоносова, И. Г. Орлова).
Новые явления в быту и образе жизни.В начале века в повседневную жизнь начала активно проникать западная светская культура. Петр I с января 1700 г. ввел новое летоисчисление на основе юлианского календаря, заменив старое «от сотворения мира». После «Великого посольства» в Европу царь решил одеть народы России в европейское платье. На всех городских воротах при въезде в Москву был вывешен указ о ношении боярами, дворянами и купцами одежды немецкого и венгерского образцов. Непокорным брили бороды и укорачивали длинные кафтаны (кроме крестьян и церковнослужителей). В 1701—1724 гг. появились 17 указов, регламентировавших правила ношения костюма европейского образца, типов тканей, отделки форменного и праздничного платья и т. д.
Были введены и другие непривычные для дворян и горожан новшества. В 1718 г. начали проводиться общественные собрания с участием женщин — ассамблеи, как правило, в зимнее время в домах знатных особ. С появлением дам в обществе начали быстро распространяться и другие нововведения: салоны, благотворительность, беседы на светские темы. Дворянин, по убеждению Петра I, должен был владеть хорошими манерами, уметь фехтовать, танцевать, свободно владеть иностранными языками, красноречиво говорить. Для этого составлялись разнообразные инструкции, пособия и руководства по этикету и светским манерам (например, «Юности честное зерцало»), образцы галантных и деловых писем.
В быту высших слоев общества стала обычной новая «потеха» — музыка. Инструментальная и вокальная музыка сопровождала светские развлечения, прогулки, маскарады, а также официальные торжества и балы. Многие представители столичной аристократии имели домашние капеллы и оркестры (А. Д. Меншиков, М. Ю. Черкасская). К началу 1730-х гг. относится создание придворной итальянской оперы (труппа Дж. Ристори). Одновременно стало практиковаться салонное и концертное музицирование. Проводились дворцовые концерты, музыкальные салоны петербургской аристократии. Обучение музыке становилось обязательной частью дворянского воспитания. В 1757 г. в Петербурге появилась первая частная антреприза Дж. Б. Локателли, репертуар которой включал лучшие образцы итальянской комической оперы.
В России с петровских времен стали действовать театры: общедоступный, публичный («комедийная хоромина») на Красной площади в Москве и школьный. В «комедийной хоромине» вначале выступала немецкая труппа, со временем — русские актеры. Два раза в неделю на площади собирались зрители («охотные смотряльщики»), перед которыми разворачивались сцены из античных комедий, пьес Мольера, балаганные представления. Театральное зрелище сопровождалось музыкальными и балетными номерами, яркими оформительскими эффектами. Регулярно устраивались театрализованные всенародные инсценировки, триумфальные шествия, маскарады и фейерверки.
Воспитательно-пропагандистские функции в большей мере выполнял школьный театр. Пьесы по библейским сюжетам перекликались с актуальными повседневными проблемами, военными и политическими событиями. В 1740-х гг. начал давать свои первые спектакли театр при Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге. Актеры-кадеты поставили на сцене первую трагедию А. П. Сумарокова «Хорев». В 1750 г. в Ярославле актер Ф. Г. Волков возглавил первый провинциальный публичный театр, который в 1752 г. по велению императрицы Елизаветы Петровны переехал в Петербург. Он стал первым профессиональным театром в России (с 1832 г. — Александрийский). На оперных и балетных спектаклях специализировался созданный в 1780 г. в Москве Петровский театр.
В высшем свете появился интерес к античным памятникам, которыми по примеру европейцев стали украшать дворцы и усадьбы. Некоторые вельможи коллекционировали картины, древние скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства. Дворянство не отказывало себе в удовольствии украсить интерьер своих имений роскошными предметами декоративно-прикладного искусства, которые, например, создавались с 1730-х гг. на казенном стеклодельном заводе в Петербурге. Изделия из бесцветного стекла с резной орнаментикой (штофы, рюмки, стаканы, кубки) и из белого или бутылочно-зеленого стекла с эмалевой росписью пользовались спросом. Благодаря изобретению М. В. Ломоносова стали использовать синее стекло, применять золочение и красный лак. В обиходе появились штофы, графины, вазы и другие предметы.
После открытия В. Д. Виноградовым в 1748 г. способа изготовления первого отечественного фарфора появились целые ансамбли из фарфора: разнообразная посуда и вазы, миниатюрные скульптуры дам и кавалеров, пастушков и пастушек, негров, китайцев и т. д. К середине века работали уже шесть заводов, причем завод Гарднера успешно соперничал с Императорским фарфоровым заводом в Петербурге. Мастера-ювелиры создавали для вельмож и богатых дворян-провинциалов разнообразные украшения из драгоценных камней. Крупнейшим ювелиром был швейцарец Иеремия Позье — с 1729 г. главный «бриллиантщик» двора.
Преобразования в быту и культуре практически не затрагивали низшие слои общества. Однако новая дворянская культура концентрировала в себе лучшие образцы российской культуры и на два последующих столетия определила высшие проявления культурного развития страны.
Глава 23. Левобережная Украина в конце XVII—XVIII в.
Государственное устройство Гетманщины. Особенности взаимоотношений Украины и России в 1680-е гг.Как известно, Левобережье обособилось от остальной Украины в 1660-е гг. Уже в 1670-е гг. при гетмане И. Самойловиче под российским протекторатом возросло значение этой части «наследия Б. Хмельницкого». Спецификой исторической ситуации было то, что именно самодержавная Россия оказалась способной гарантировать Украине достаточно широкую государственную автономию. Москва предоставила гетману полноту прав в решении внутренних вопросов, а во внешнеполитических отношениях обязывалась согласовывать свою политику с Украиной. Компромисс был достаточно устойчивым на протяжении около 20 лет, пока в 1680-е гг. не вспыхнули противоречия между гетманом И. Самойловичем и «ближним» боярином В. В. Голицыным. Россия быстро двигалась по пути усиления абсолютизма и модернизации, жертвой чего стала Украина (подобно Венгрии и Трансильвании во владениях Габсбургов).
В Гетманщине сложилась особая государственная система, которая опиралась на ряд институтов, сформированных на основе органов войскового управления Войска Запорожского. Высшим должностным лицом был гетман. Он же был высшей апелляционной инстанцией в стране. Его акты (универсалы) имели в Украине обязательное значение. Гетмана избирала генеральная рада, которую со времен И. Самойловича часто подменяла старшинская рада. Старшинская рада могла состоять или только из представителей генеральной старшины (генеральные обозный, судья, подскарбий, писарь, два есаула, хорунжий и бунчужный), или генеральной и полковой старшины. В особых случаях проводились съезды старшин всех уровней. Рады собирались на Рождество и Пасху. Центральным исполнительным органом гетманской Украины была Генеральная войсковая канцелярия во главе с генеральным писарем. В ней решались важнейшие текущие дела. Высшей судебной инстанцией являлся Генеральный войсковый суд. Казначейством страны был Войсковой Скарб во главе с двумя подскарбиями.
Основой военно-административного устройства Гетманщины были полки. Полк занимал определенную территорию, состоял из 5—20 тыс. казаков и возглавлялся полковником. Полковник выбирался казаками или назначался гетманом. В полку также была старшина: обозный, судья, писарь, есаул, хорунжий. Вместе с полковником они составляли полковую канцелярию. Полк делился на сотни (их число достигало 20), которые состояли из куреней (несколько небольших сел или хуторов). В рамках куреня казаков возглавлял атаман, а крестьян — староста. Мещане имели свой суд, магистраты и ратуши.
В 1682 г. после смерти царя Федора Алексеевича В. В. Голицын стал фаворитом у узурпировавшей бразды власти «правительницы» Софьи — сестры малолетних царей Ивана V и Петра I. С титулом «царственной большой печати и государственных великих посольских дел оберегатель» он был канцлером и главенствующей персоной в России. В. В. Голицын пытался навязать И. Самойловичу соглашение с Польшей, утверждавшее условия Андрусовского перемирия 1667 г., а также свои авантюрные планы по завоеванию Стамбула. Когда последовательно верный Москве гетман был арестован и обвинен в неудачах Крымского похода 1687 г., В. В. Голицын прямым военным давлением принудил раду к избранию гетманом И. Мазепы. Этот ставленник, не имевший значительного имущества и влияния на Левобережье, должен был стать марионеткой всесильного российского правителя. И действительно, в 1687—1689 гг. гетман отчитывался перед ним по малейшему поводу.
Принятые 25 июля 1687 г. 22 новые Коломакские статьи существенно ограничили автономию Гетманщины. По настоянию В. В. Голицына утверждалось, «что Малороссийский край — не гетманского регименту», а «их царского пресветлого величества самодержавной державы». При гетмане в Батурине размещался Московский стрелецкий полк, а старшина была обязана доносить на гетмана в Москву в случае, если тот «учинит какие ссоры». 19-я статья договора обязывала украинцев родниться с россиянами. Запрещались любые самостоятельные внешнеполитические связи. И. Мазепа до последнего оставался верным договоренностям, чего отнюдь не наблюдалось за российским самодержцем. Так, Петр І во время Северной войны нарушил Коломакские статьи, вынудив украинские полки сражаться в Прибалтике (по договору Гетманщина обязывалась посылать военную помощь только против Крыма и Турции). Россией на деле не подтверждалась статья, которая гарантировала ее военную помощь «Малороссии», а также ряд других статей, обеспечивавших правомочность гетмана на территории Гетманщины.
Гетманство Иван Мазепы в истории Украины и России.Иван Степанович Мазепа родился в 1639 г. в семье украинского шляхтича в селе Мазепинцы. Он получил хорошее образование в Киево-Могилянском коллегиуме, в 1650-е гг. учился артиллерийскому делу в Голландии. В 1659 г. его отец, сторонник И. Выговского и Гадячского соглашения, отослал сына к польскому королю Яну II Казимиру, при котором тот стал исполнять обязанности «покоевого». И. Мазепа знал латынь, польский, итальянский, немецкий, татарский языки и как королевский поверенный неоднократно выполнял дипломатические поручения: ездил с посланиями к И. Выговскому, Ю. Хмельницкому, П. Тетере. В 1672 г. он уехал в Чигирин и стал одним из ближайших сторонников П. Дорошенко. Так, И. Мазепа был направлен гетманом с дипломатической миссией в Крым и Турцию, но был схвачен запорожцами и передан ими левобережному гетману И. Самойловичу. Здесь И. Мазепа воспользовался недовольством гетмана запорожцами, получил его доверие и начал новую карьеру — уже в Гетманщине.
В политической жизни России И. Мазепа, уже будучи гетманом. примкнул к Нарышкиным и в сентябре 1689 г. способствовал свержению «правительницы» Софьи и ее фаворита В. В. Голицына. Тем самым он заслужил прочное доверие Петра І, что позволило до октября 1708 г. оставаться ему вполне полновластным хозяином Левобережной Украины. Будучи умным и целеустремленным, украинский гетман успешно лавировал в «океане политической борьбы». Во внутренних делах он стремился заручиться доверием и поддержкой казацкой старшины, всячески одаривал ее пожалованиями и содействовал обособлению в особый аристократический слой. Вместе с тем, И. Мазепа пунктуально выполнял требования Москвы, жестоко усмирял народные движения, беспрекословно посылал казаков в далекие походы и на строительство Петербурга и крепостей. В итоге он заслужил у простого украинского народа звание «отчима», но Петр І благоволил ему, жаловал землями, титулами и драгоценностями. Так, в 1700 г. И. Мазепа стал вторым кавалером первого российского ордена Андрея Первозванного. По протекции царя в 1703 г. король Речи Посполитой Август II наградил его орденом Белого Орла, а 1 сентября 1707 г. император Иосиф I присвоил ему титул князя Священной Римской империи. К началу XVIII в. И. Мазепа стал одним из богатейших людей России.
И. Мазепа пытался руководить Гетманщиной как просвещенный правитель, а не как «самовластец». Он стойко сносил заговоры и доносы, до последнего терпел своих врагов (В. Кочубея и И. Искру), искал компромиссы со старшиной. Гетман прославился как правитель, поддерживавший развитие ремесел и искусств. Он превратил свою резиденцию в Батурине в настоящий королевский дворец, основал коллегиум в Чернигове, построил ряд церквей, пожертвовал богатые вклады Киево-Могилянскому коллегиуму (в 1702 г. «просьбами гетмана» и указом Петра І он стал академией), заложил в Глухове Пушкарный двор. При этом гетман мечтал о превращении Украины в сословную державу западного образца с главенствующей ролью «казацкой аристократии» (старшины). Радением И. Мазепы многие старшины получили российское дворянство. Большое значение имел универсал И. Мазепы 1688 г., запрещавший вписываться в казачьи реестры.
Дестабилизирующей силой в Украине была Запорожская Сечь. Она в своем стремлении к грабежам с 1670-х гг. находилась в тесной связи с Крымом и провоцировала бунты «на волости». Так, в 1692 г. Крым и часть запорожцев, при тайной поддержке заговорщиков из числа старшины во главе с В. Кочубеем, поддержали беглого гетманского канцеляриста П. Иваненко (Петрика). Беглец призывал к восстанию низов против гетмана, старшины и Москвы. В конце 1692 г. Петрик повел с собой 40-тыс. татарскую армию, однако был отбит у Переволочны. Этот и подобные инциденты вынудили в 1690-е гг. к возведению крепостей: Каменный Затон, Новобогородицкая, Самара, Кодак. Примечательно, что И. Мазепа непосредственно руководил их строительством. Мероприятия оказались весьма своевременными: вскоре начались Азовские походы Петра І, и последовали постоянные атаки со стороны крымчаков.
И. Мазепа организовал (при поддержке С. Палея) в 1693—1698 гг. ряд походов в Северное Причерноморье. Украино-российское войско под его руководством 30 июля 1695 г. взяло сильную турецкую крепость Кази-Кермен, а затем крепости Тавань, Муберек-Кермен и Ислам-Кермен в устье Днепра. В июле 1696 г. 15-тыс. корпус украинских казаков во главе с наказным гетманом Яковом Лизогубом отличился при взятии войсками Петра I Азова. Вскоре казаки нанесли туркам и татарам крупное поражение при попытке последних отбить Кези-Кермен и Тавань. В 1698 г. лишь заключение Карловицкого перемирия сорвало тщательно подготовленный поход войск И. Мазепы на Очаков.
По Константинопольскому миру 1700 г. Россия получила Азов с округой на 30 лет, однако украинские гарнизоны выводились с Кази-Кермена и Тавани. Все пространство от Перекопа до области Войска Запорожского объявлялось незаселенным, запрещалось возводить здесь укрепления. Однако по инициативе гетмана в 1705 г. была создана комиссия для демаркации границ Войска Запорожского с османскими владениями. Последовал очередной всплеск волнений, так как запорожцы всячески противились установлению четких границ.
Северная война во взаимоотношениях России и Украины.Новый перелом во взаимоотношениях России и Украины обозначился в ходе Северной войны (1700—1721). Все более отчетливо обнаруживалось стремление государственной власти к унификации прав и политической и социальной ситуации внутри страны. Особенно опасным для Гетманщины стало возвышение А. Д. Меншикова, который стремился захватить собственность на богатых украинских землях и устранить власть гетманского уряду. Ситуацию нагнетали также поражения России и военные тяготы, противоречивые и часто отменяемые указания Петра І. В 1700 г. по приказу царя 12-тыс. корпус под командованием племянника И. Мазепы (и предполагаемого наследника) наказного гетмана Ивана Обидовского двинулся в Прибалтику. После поражения россиян под Нарвой именно украинские войска, расположенные в Печоре, отбили продвижение шведских войск на Псков. В декабре 1700 г. на выручку И. Обидовскому пришел сам И. Мазепа с 18-тыс. корпусом. Условия местности обернулись голодом и болезнями, от которых погибли тысячи казаков. Запорожцы постоянно дезертировали и грабили местное население. Крупным несчастьем для гетмана стала смерть от болезни племянника. Все это вместе вынудило И. Мазепу увести казаков в Украину. Весной 1701 г. он получил приказ помогать Августу II в Беларуси и на Волыни, а 5 полков во главе с миргородским полковником Д. Апостолом были направлены в Прибалтику, где участвовали в разгроме шведов под Эрестфером (Лифляндия) в декабре 1701 г.
Военные тяготы и гибель казаков вызвали широкое недовольство в Украине, что уже в конце 1701 г. выразилось в ряде локальных выступлений против гетмана. В январе 1702 г. массовым явлением в полках Д. Апостола стало бегство казаков к шведам. Была очевидной устарелость казацких полков в противостоянии с регулярной и профессиональной шведской армией «нового строя». Только кампанейские и сердюцкие полки проявили себя на первом этапе Северной войны как самые боеспособные силы. Это и мотивировало царя к преобразованию в сентябре 1705 г. Прилуцкого и Киевского полков в драгунские. Тем самым ущемлялись полномочия гетмана, а также проявились планы царя по упразднению автономной административно-полковой системы Украины.
Между тем, в феврале 1703 г. Польша, раздираемая гражданской войной, обратилась к союзнику Петру І за помощью в подавлении восстания С. Палия на Правобережье. Царь и И. Мазепа на переговорах в Москве в сентябре 1703 г. приняли решение содействовать восстановлению единства Украины под гетманством И. Мазепы и не уступать территорий полякам с тем, чтобы предупредить связи Швеции и сторонников С. Лещинского с Турцией. Уже тогда ни Россия, ни Гетманщина с территориальной целостностью дряхлой Речи Посполитой не считались.
В июне 1704 г. армия И. Мазепы выступила на правый берег Днепра и в течение месяца заняла все Правобережье. В конце июля 1704 г. он устранил С. Палия и стал полновластным «гетманом обоих берегов». Белая Церковь была укреплена и стала гетманской резиденцией в крае. Характерно, что сам Петр І всячески способствовал в 1704—1707 гг. укреплению власти И. Мазепы на Правобережье, и тот прочно владел регионом. Содействовало гетману и то, что в Речи Посполитой шла гражданская война между сторонниками Швеции (короля С. Лещинского) и Саксонии и России (короля Августа ІІ). Армия Гетманщины вела боевые действия против домовых армий Потоцких и Сапег, занимала и разоряла их владения. Крупным достижением в ноябре 1705 г стала капитуляция перед гетманскими войсками мощной крепости Замостье. Но Петр I, стремясь сохранить союз с поляками, на переговорах в декабре 1705 г. в Гродно с канцлером Великого Княжества Литовского К.- С. Радзивиллом и маршалом коронным и Сандомирской конфедерации С. Денгофом тайно обещал уступить Правобережье Польше — «к крайнему малороссийскому убытку», по собственному признанию царя.
В апреле 1707 г. на военном совете в Жолкве последовали царские указы о подчинении Киева с малороссийскими городами общероссийскому Разряду, а также о наборе 1/5 всех казаков для составления компанейской армии «нового строя» и уступке полякам Правобережья. Кроме того, Петр І, паникуя перед лицом наступающих шведов, активно проводил стратегию «выжженой земли» от Пскова до Киева. Везде (и в России, и в Европе) существовало мнение об успехах шведов в противостоянии с россиянами. Все это обострило антироссийские настроения в Украине, и старшина открыто стала призывать гетмана к «отложению» от России. Ко всему прибавились неудачи в войне со шведами на белорусских территориях: в марте 1706 г. шведы внезапно захватили Несвиж и вырезали гарнизон во главе со стародубским полковником М. Миклашевским, а в апреле 1706 г. был пленен гарнизон Ляхович во главе с переяславским полковником И. Мировичем.
В октябре 1706 г. польский король Август II был разбит и подписал со Швецией сепаратный договор в Альтранштаде. По нему он отказывался от короны в пользу С. Лещинского и разрывал союз с Россией. После этого украинская старшина стала искать опоры во внешних силах. Ряд полковников, происходивших из Правобережья, во главе с генеральным обозным И. Ломиковским ориентировался на союз с Польшей. Старшина Полтавского полка во главе генеральным судьей В. Кочубеем и полтавским полковником И. Искрой склонялись к союзу с Крымом и Турцией. Гетман И. Мазепа не был готов к разрыву с Россией. В 1705 г. он вел через княгиню Дольскую переписку со С. Лещинским, однако подробно информировал о ней Петра І. Выяснилось, что компромисса с Речью Посполитой быть не могло, так как король не собирался уступать Правобережье. Поэтому, предупреждая вторжение армии Потоцкого, в апреле 1708 г. гетман с крупным загоном разместился в Белой Церкви.
Вместе с тем, с 1706 г. при посредничестве С. Лещинского И. Мазепа вел тайные переговоры с Карлом XII о переходе Гетманщины под шведский протекторат. В сентябре 1706 г. гетман предложил шведскому королю план боевых действий: для разгрома российской армии Карл XII должен был вести наступление через Волынь на Гетманщину и оттуда, усилив армию казацкими войсками, идти на Москву. Однако в 1707 г. король повел наступление через Беларусь на Смоленск и не воспользовался взрывом антирусских настроений в Украине. И. Мазепа занимал выжидательную позицию и проявлял лояльность Петру І, помогал в разгроме восстания Кондратия Булавина на Дону.
На пути к Полтаве — триумф Петра I и трагедия И. Мазепы. Карл XII начал кампанию 1708 г. успешно: 2 июля 1708 г. он нанес серьезное поражение российским войскам у Головчина. Затем, столкнувший с «выжженной землей» и после поражения корпуса Рооса под Добрым, решил двигаться на юг. В сентябре 1708 г. шведские войска вступили на территорию Украины и осадили Стародуб. Здесь они узнали о поражении корпуса Левенгаупта под Лесной и продолжили движение на юг. Старшина отказалась выполнять указания царя и гетмана идти с полками к Смоленску и Пропойску и жечь села на территории Стародубского полка. Волнения распространились на всем Левобережье. В этих обстоятельствах 23 октября 1708 г. И. Мазепа вместе с генеральной старшиной, частью полковников и четырьмя тысячами казаков выехал из Батурина в ставку Карла XII. Еще ранее, в апреле 1708 г., он заключил тайное соглашение о переходе всей Украины под протекторат Швеции, которая признавала гетманство наследственным княжеством И. Мазепы и гарантировала все прежние права Войска Запорожского. Политически, экономически и в военном отношении переход гетмана на сторону Швеции был неподготовленным и оказался обреченным на провал.
Царь 28 октября 1708 г. издал «Манифест к малороссийскому народу», в котором обвинил И. Мазепу в измене «с целью поработить малороссийскую землю в прежнее владение польское». Было объявлено о собрании рады в Глухове для избрания нового гетмана. Войска А. Д. Меншикова 2 ноября 1708 г. взяли Батурин, где сопротивление россиянам оказал 8-тыс. гарнизон во главе с полковником Д. Чечелем. В городе была устроена резня — убиты как казаки, так и женщины и дети (возможно, до 15 тыс. чел.). Взятие Батурина обеспечила измена сотника Ивана Носа, указавшего россиянам тайный ход в крепость (в награду он получил звание Прилуцкого полковника, земли и дворянство). Сторону России приняла также и большинство малороссийской старшины.
В Глухове 6 ноября 1708 г. на войсковой раде при участии четырех полковников, полковой старшины и 1100 казаков от 4-х полков гетманом по указанию царя был избран стародубский полковник Иван Скоропадский. Глухов, находящийся на границе с Россией, был объявлен новой гетманской резиденцией. Тогда же была устроена символическая казнь И. Мазепы: чучело гетмана повесили, сорвав с него царские награды, а потом таскали по улицам города. В ближайшем с. Лебедин были казнены сотни захваченных в Батурине, а в Троицком соборе в присутствии царя была провозглашена церковная анафема гетмана (не снятая до сих пор). И. Мазепу не поддержали и казацкие массы: кроме того, что сказывалось их недовольство положением, ухудшившимся при гетмане, они были также испуганы жесткой расправой в Батурине и других местах. Уже в ноябре 1708 г. от И. Мазепы бежало к царю с повинной немало представителей старшины: генеральный хорунжий И. Сулима, миргородский полковник Д. Апостол, корсунский полковник А. Кондыба и др. Сам И. Мазепа вел переписку о возможностях перехода обратно на сторону царя, но был заключен шведами под домашний арест. Популярным шагом Петра І стало возвращение из сибирской ссылки С. Палия.
В январе—феврале 1709 г. Карл XII осуществил поход на Белгород, однако встретился с повсеместным партизанским движением. Полноводная оттепель и переход на его сторону Запорожья склонили шведского короля вернуться к Полтаве. У с. Диканька 27 марта 1709 г. кошевой К. Гордеенко с 8 тыс. сечевиков соединился с армией Карла XII и подписал союзный договор со Швецией. Затянув с осадой Полтавы, шведский король дал возможность Петру I навязать генеральное сражение на неудобных для себя позициях. Сражение состоялось 27 июня 1709 г., в котором 25-тыс. шведская армия была разгромлена 43-тыс. российской. Остатки шведского воинства, Карл XII со своими гвардейцами и И. Мазепа с приближенными смогли переправились через Днепр.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 298;