Социализация личности.
3.2.1. Понятие социализации.
Социализация – процесс становления личности посредством усвоения индивидом норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе, результатом которого является представление о себе и своём месте в обществе. Изучение процесса социализации предполагает решение следующих проблем:
· Способы социализации: что собой представляет по сути (по содержанию) усвоение норм: внешнее соблюдение ритуалов, понимание правил и умение их соблюдать, способность поддерживать и развивать взаимодействие?
· Механизмы социализации: посредством какой системы средств индивид усваивает социальный опыт: психологический механизм образного копирования, когнитивный механизм абстрактных представлений (познание), коммуникативный механизм символического конструирования?
· Агенты социализации: в каких социальных общностях осуществляется социализация; кто те «другие», которые передают нам накопленный социальный опыт: семья, профессиональное сообщество, референтная группа?
· Факторы социализации: что влияет на процесс социализации, детерминирует методы формирования социально приемлемого поведения и структуры личности?
3.2.2. Концепции социализации.
· Концепция адаптации. Социализация – адаптация, приспособление индивида как биологического организма к условиям социальной среды. Содержанием социализации является овладение социальными формами поведения. Способ социализации – воспитание – передача навыков социального поведения на полубессознательном (частично бессознательном), слаборефлексивном уровне в форме визуальных образцов поведения (на личном примере) и установок первых двух типов. Механизмы социализации в рамках этой концепции наиболее детально исследовал З.Фрейд. Он выделял следующие: 1)подражание, которое осуществляется в двух последовательных формах: имитации (игра) и идентификации (отождествление с ролям родителей); 2)подтверждениея-исключение, которое осуществляется в трёх формах: запрещение, замещение, компенсация. Агентом социализации является семья.
· Концепция научения. Социализация- интериоризация комплекса сенсорных действий и создание на этой основе когнитивных схем поведения. Содержанием социализации является приобретение опыта предметной деятельности; критерием уровня социализации – способность создавать новое. Способ социализации – направленное обучение, развитие способностей к абстрактному мышлению. Классиком этой концепции является Ж.Пиаже. Он выделял стадии социализации: 1)сенсомоторный: усвоение свойств и значений сенсорных предметов – до двух лет; 2)стадия конкретных операций: формирование наглядно-образного мышления, навыков преобразования сенсорных предметов – до 12 лет; 3)стадия формальных операций: формирование абстрактного мышления, навыков символической деятельности, идеального конструирования, творчества – до бесконечности. Механизмами социализации являются: 1)ассимиляция – включение новых предметов и действий в существующую у субъекта когнитивную схему; 2)аккомодация – приспособление когнитивных схем к конкретным ситуациям и развитие их. Агентом социализации является профессиональное сообщество (в широком смысле) – тот коллектив, в котором развиваются деятельностные способности человека.
· Коммуникативно-символическая концепция. Социализация – овладение и развитиекоммуникативных способностей, развитие способности к пониманию целей и мотивов действий других людей. Данная концепция сформировалась в русле интеракционистских идей, развитых впоследствии феноменологически ориентированнными социологами. Одним из первых на ограниченность концепции научения указал Т. Шибутани, он писал: «Научение не является накоплением отдельных навыков изолированным индивидом; это непрерывный коммуникативный процесс, в котором люди совместно встречают трудности и, приспосабливаясь друг к другу, вырабатывают новые способы подхода к различным аспектам окружения». Механизмами социализации являются означивание и символизация.
Означивание – формирование конвенциональных значений предметов и ситуаций. Значения содержат схемы поведения, основанные на предположении об определённых характеристиках объекта, носят условный интерсубъективный характер, т.е являются конвенциональными. Социологический смысл значений – шаблоны поведения, санкционированные группой. Социальное пространство, в которых они возникают – относительно постоянный и общий образ жизни, а значит и критерии, на основании которых производится различение объектов и специфики ситуации. Объекты, которые выделяют люди, - социальные конструкции. Люди не живут в мире непосредственных чувственных впечатлений. Восприятие и поведение зависит от определения ситуации, которое включает не только настоящее, но и прошлое и будущее. социализация как «приобретение конвенциональных значений представляет собой научение соответствующим способам опознавания и классификации объектов и развития по отношению к ним принятых способов действия» (Т.Шибутани).
Символизация– знаковое оформление значений предметов и смыслов ситуаций. В социальном мире накапливается множество значений. Смыслы нередко носят недостаточно ясный и субъективный характер. Постоянно существует необходимость упорядочивания значений и прояснение смысла. Это достигается через конструирование картины мира. Картина мира – это контурная схема, которая опережает опыт, определяет его и управляет им. «Материалом» конструирования являются символы. «Хотя ничто не случается дважды совершенно одинаково, каждый человек в состоянии сформулировать упорядоченный взгляд на мир, и у тех, кто пользуется одними и теми же символами, развивается общая ориентация» (Т.Шибутани). Личность как социализированный индивид – это человек, способный раскодировать символы и создавать новые. Общество существует и изменяется через символическую деятельность личности, а личность – через усвоение культурной символики.
Структуру коммуникативно-символической деятельности как процесса социализации исследовали П.Бергер и Т.Лукман. По своему содержанию, по сути социализация представляет собой интернализацию значений предметов объективного мира. Понимание мира, значений предметов «возникает не вследствие самостоятельной работы отдельных индивидов по созданию значений, а в результате "перенимания-от-другого" того мира, в котором другие уже живут». Объективный мир входит в человека, усваивается им через понимание значений и смыслов, которые вкладывает в свои действия другой человек. Понимая действия других, Я понимаю их мир, Я перенимаю и усваиваю их мир и мир как таковой – по частям – и референтами (представителями и проводниками) объективноо мира являются «значимые другие». Понимание = интернализация внутреннего мира «значимых других» = социализация индивида.
По своему механизму социализация представляет собой следующие этапы социальной идентификации: 1)эмоциональная идентичность, 2)ролевая идентичность,3)статусная идентичность, 4)когнитивно-мировоззренческая идентичность, 5)ценностно-символическая идентичность.
1)Первыми предметами, на которые обращает внимание ребёнок – это те, которые выделяют, называют, на которые обращают внимание «значимые другие», прежде всего родители; формируется позитивное или негативное отношение к предметам, людям, самому себе – возникает эмоционально-оценочное отношение к миру или эмоциональная идентичность.
2)Затем ребёнок совершает действия; вначале – подражая родителям, потом – другим людям. Он играет и формируется ролевая идентичность – индивидуальный ролевой ансамбль.
3)Далее - происходит абстрагирование от конкретных ролей, происходит осознание себя в социальных ситуациях – повторяющихся, стандартных, социально ратифицированных. Так возникает статусная идентичность – отождествление с социально значимыми и нормативно оформленными ролями.
4)Статусная идентичность меняется и развивается по мере приобретения новых статусных позиций. Множественность, динамичность и противоречивость статусных ролей с необходимостью порождает самосознание как надролевое образование. Самосознание предполагает знание – о себе и о мире, представление о своём месте и предназначении – когнитивно-мировоззренческая идентичность. «Теперь у него есть идентичность не только по отношению к тому или иному значимому другому, но и идентичность вообще, которая субъективно воспринимается как одна и та же, независимо от того, с какими другими – значимыми или нет – он сталкивается. Эта новая целостная идентичность объединяет в себе все самые различные интернализованные роли и установки, включающие среди многих других вещей и самоидентификацию…».
5)Решающая фаза социализации – формирование «обобщённого другого» - идентификация со всеобщностью других – ценностно-символическая идентичность. Лишь благодаря этому самоидентификация приобретает стабильность и непрерывность. Это означает появление у человека способности к различению значимого и незначимого, т.е. способность к моральному суждению. Теперь ситуация интерпретируется на основании ценностей, а поведение выстраивается в соответствии с принципами. Человек становится самостоятельным субъектом социального действия. Он начинает создавать нормы. Субъективная реальность переходит в объективную реальность.
3. 2. 3. Факторы социализации.
В процессе социализации в каждом конкретном обществе могут доминировать те или иные способы, механизмы, агенты. В каждом обществе применяются свои методы и методики. Всё это зависит от характера самого общества. Каких-либо «идеальных», «современных», «универсальных» методов воспитания, научения , коммуникации быть не может. Конкретное общество само «решает» как ему «включать в себя» новых членов. Именно общество, а не государство, Академия педагогических наук или учёные.
Процесс социализации в конкретном обществе обусловлен:
· характером отношений, обусловленном особенностями социальной структуры;
· характером ценностей-целей, обусловленных культурой.
Социальная структура и культурно-исторические особенности и являются факторамисоциализации. В разных сообществах конкретной страны доминируют разные по характеру отношения и ценности. Конкретное население находится в неодинаковой социокультурной ситуации: отдельные группы «живут в своём обществе», поэтому социализация в разных секторах социального пространства протекает по-разному: разными способами и методами. «Различные умения требуются в разном возрасте в том или ином обществе и даже в разных секторах одного и того же общества….Ребёнок из высшего класса может познакомиться с «правдой жизни» в том возрасте, когда ребёнок из низшего класса уже в некоторой степени овладел техникой аборта» (П.Бергер, Т.Лукман.).
Структурный фактор социализации.
Особенности социальной структуры- доминирующий тип групп и характер отношений между ними определяют, задают требования к личности – её поведению и доминирующим качествам: общество определяет как и в каком направлении должна функционировать личность. Соответственно этим функциям формируется и тип личности, её структура: мотивационная, диспозиционная и характер самосознания. Сильно выражаясь – общество решает, что должен думать о себе человек и к чему стремиться. Для того, чтобы сформировать личность определённого типа, необходимо использовать и определённые методы. В качестве примера можно привести классические рассуждения Э.Дюркгейма о различиях между традиционным и модернистским типами общества.
Особенности социальной структуры. | Функциональные требования к личности | Особенности структуры личности | Методы социализации |
Традиционное общество: · Гомогенные группы · Низкий уровень социальной мобильности · Механическая солидарность | Требование однозначности и точности воспроизведения заданных алгоритмов поведения | Жёсткость и определённость диспозиционной структуры при слаборазвитой личностной рефлексии | Личный пример. |
Модернистское общество: · Специализированные группы · Высокий уровень социальной мобильности · Органическая солидарность. | Потребность в инновациях, в способности личности увидеть свои функции и роли в новом контексте взаимодействия | Увеличение роли самосознания | Направленное обучение с целью развития способности личности к творчеству |
Культурный фактор социализации.
На методы социализации оказывает влияние вся совокупность ценностно-мировоззренческих представлений данного общества: что есть и каким должен быть человек, как он возник и к чему должен стремиться, что он должен делать в различные периоды своей жизни. «То, что считается детством в одном обществе, может с таким же успехом считаться зрелостью в другом. И социальное значение детства может бать совершенно различным в разных обществах – например, в терминах эмоциональных качеств, моральной ответственности или интеллектуальных способностей».(П.Бергер, Т.Лукман). В качестве примера культурного фактора можно схематично задать представления о природе человека, существующие в мировых религиях.
Вид религии | Представление о природе человека | Методы социализации | |
Христианство | Идея греховности человека | Репрессивный стиль | |
Конфуцианство | Идея «чистой доски» | Направленное обучение | |
Даосизм | Идея природного детерминизма | Развитие природных задатков | |
Буддизм | Идея изначальной благости | Создание условий для саморазвития | |
3.2.4. Тенденции социализации (гипотезы):
· Увеличение противоречивых тенденций в социализации. Причины: 1)рост культурной маргинальности, 2) противоречивые воздействия СМИ; 2)усиление индивидуально-экспрессивного начала в личности.
· Увеличение вероятностного характера результатов социализации. Причины: 1)увеличение автономии агентов социализации; 2)увеличение автономии личности.
· Изменение характера взамодействия между поколениями; М.Мид о смене типов культур:
Ö Постфигуративная культура: трансляция норм от предков к потомкам:
Ö Кофигуративная культура: выработка норм в масштабах одного поколения;
Ö Префигуративная культура: влияние норм потомков на взаимоотношения в среде старшего поколения.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 748;