Социокультурная детерминация поведения.
Структурная детерминация: статусы и роли.
Человек в своей жизни, в общении с другими людьми, деятельности никогда не остается "просто человеком", а всегда является носителем определённых социальных функций и общественных нормативов.
У личности всегда есть статус: место в обществе и группе. Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами. Конкретные индивиды реализуют статусные предписания в индивидуальной форме. Личность интерпретирует («прочитывает») статусные предписания. Роль – личностная актуализация определённых статусных позиций, социальное поведение в определённой социальной ситуации.
Ролевое поведение – социально, т.е.: 1)ориентировано на статусные нормы и 2)обусловлено
Культурная детерминация: символы и поведенческие стандарты.
Социальное окружение, в котором человек живет и действует, есть совокупность всяких значений — значений физических объектов, людей, цветов, эмоций, образов, действий.
Значения в виде определений, которые люди дают предметам зависят от их свойств. Однако любой предмет обладает множеством свойств. Формирование значений представляет собой процесс выделения части свойств предметов на основании привычных, культурно закреплённых способов их использования.
«Подобный подход проявляется, кстати, в ранних дефинициях детей, которые определяют стул как то, на чем сидят, или автомобиль как то, на чем можно кататься. Это свидетельствует не только о том, что мы познаем значения путем действий, но и о том, что значения есть, во-первых, свойства поведения и, только во-вторых, свойства объектов… Физические свойства объектов важны только в том отношении, что они ставят границы тому, что может сделать человек с объектом… Человек не реагирует непосредственно на стимулирующие предметы; в подходе к ним он руководствуется способом, который выкристаллизовался в прошлом опыте…
Значения есть, во-первых, свойства поведения и, только во-вторых, свойства объектов» (Шибутани, с.90). Среда, в которой мы живем, слишком сложна и разнородна. Люди игнорируют частные различия, чтобы классифицировать объекты и явления в категории и характеризовать каждый класс с точки зрения определенных свойств.
«Особую важность для человеческих существ представляют значения категорий, значения классов объектов и событий. Среда, в которой мы живем, слишком сложна и разнородна. Если бы люди изучали каждый объект, который они берут в руки, они бы не сдвинулись с места. Объекты и события группируются в категории, и к ним подходят так, как если бы во всех конкретных случаях имели место те же самые характеристики. …Как только какая-нибудь категория определяется через систему свойств, наши ожидания фиксируются и мы готовимся действовать соответствующим образом. Из этого следует, стало быть, что категоризация — это нечто значительно большее, чем просто классификация; каждая категория есть значение, шаблон организованных предрасположений к действию.Поскольку люди способны воспринимать конкретные события как частные случаи общего класса, они могут подготовить себя к действию дал е в том случае, если прежде не видели данного объекта». (Шибутани, с.92-93).
Восприятие избирательно и конструктивно. Воспринимаемое никогда не воспринимается полностью. Всегда имеет место различение и отбор. Люди обращают внимание и реагируют на то, к чему они уже заранее чувствительны, формируют гипотезы относительно свойств объекта, с которым они столкнулись, и затем подкрепляют свои ожидания, осуществляя дальнейшие наблюдения. «Что люди видят в какой-нибудь ситуации, зависит от того, что они ожидают, а что они ожидают, зависит от значений, с которыми они вступают в эту ситуацию. Область восприятия организована так, чтобы максимально замечать сигналы, относящиеся к гипотезам, и минимально реагировать на другие сигналы». (Шибутани., с.98).
Поскольку люди, выросшие в различных культурах, придерживаются различных, значений, они используют разные гипотезы; поэтому они повышенно чувствительны к различным сигналам и в той же самой ситуации будут конструировать различные перцептивные объекты и вообще вести себя по-разному.
Итак, люди не всегда «верят собственным глазам и ушам»; необходимо прямое и косвенное подтверждение со стороны тех людей, которым они доверяют.
Поскольку большинство поступков люди совершают в качестве участников каких-то коллективных действий, в известной мере все значения являются объектами социального контроля. Большинство значений социально потому, что действия человека по отношению к данному объекту в значительной степени предопределены групповыми нормами, касающимися подобающего использования этого объекта. На основе таких представлений определенные типы поведения признаются глупыми, опасными или благоразумными.
Многие человеческие поступки социальны не только потому, что они вызывают реакции других людей, но также потому, что ожидаемые реакции других людей включены в социальную организацию поведения. «…Человеческое представление о реальности есть в основном социальный процесс. Это не означает, будто нет реального мира вне нас, но то, что знают о нем люди, есть продукт участия в группе. …То, что люди обычно называют «реальностью», есть рабочая ориентация, относительно которой существует высокая степень согласия». (Шибутани, с. 106-107).
Как человек поступает, зависит от его определения ситуации. Многое из того, что есть в наличии, игнорируется; человек просто не в состоянии замечать все, что его окружает. Вместе с тем определение включает много такого, что физически не присутствует. Человек, который только что пропустил автобус, не бежит за ним в след: он разумно заключает, что через некоторое время придет следующий, даже если он его не видит.
Подход человека к определению ситуации зависит от того, какова его картина мира. Картина мира — это упорядоченный взгляд на окружающий мир; это то, что принимается как само собой разумеющееся в различных физических объектах, в событиях и в человеческой природе. Окружение, в котором живут люди, — это не хаотическое нагромождение вещей, а упорядоченное единое целое. Мир организован с точки зрения предположений, которые делают люди о различных объектах и классах объектов, причем эта организация скорее навязывается чувственным данным, чем извлекается из них.
Если картины мира организованы с помощью лингвистических символов, значит, люди, говорящие на разных языках, воспринимают мир несколько по-разному. На лингвистическом материале это показали Сепир и Уорф. Любой язык ограничивает восприятие; люди раскладывают то, что они воспринимают, по уже существующим заранее лингвистическим категориям. Различие в словаре, следовательно, влияет на содержание мысли. «…Наш лингвистически детерминированный мыслительный мир не только соотносится с нашими культурными идеалами и установками, но захватывает даже наши, собственно, подсознательные действия в сферу своего влияния и придает им некоторые типические черты» (Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку).
Словарь любой группы отражает её картину мира , является прекрасным показателем ее интересов и занятий. Каждый социальный мир есть схема жизни: способ действия, разговора, мышления.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 991;