Краткий обзор теоретического материала

Пение – исполнение музыки голосом; искусство передавать средствами голоса образное содержание музыкального произведения; самый древний вид музыкального искусства, ровесница человеческой речи. На заре существования человеческого общества, тогда же, когда человек научился применять звуковую речь как средство для общения с другими людьми, возникли и первые примитивные формы вокальной музыки, тесно связанные с самими формами существования первобытных племен. Это были пастушеские зовы, охотничьи или военные кличи, восклицания, объединявшие усилия людей в совместном труде. Из этих восклицаний возникли в последствии трудовые песни.

Уже тогда музыка и именно вокальная сопутствовала человеку на протяжении всей его жизни. Матери убаюкивали младенцев колыбельными песнями, песня сопровождала игры детей и развлечения взрослых, и, наконец, люди оплакивали утрату своих близких тоже в песнях-причитаниях.

С тех давних времен человечество прошло огромный, многовековой путь. Изменилось, развилось и усложнилось и музыкальное искусство, обогатившись новыми средствами выражения. Но и многие древнейшие формы вокальной музыки продолжают жить, сохранившись в быту и в искусстве цивилизованных народов, и при этом не как пережиток, а как естественное выражение человеческих чувств. К таким бессмертным формам вокальной музыки относится, например, колыбельная песня, да и многие другие жанры народно-песенного искусства, уходящего своими корнями в далекое прошлое.

Начиная от самых простых, примитивных форм древнейшего искусства и кончая большими сложными произведениями современности, вокальная музыка неразрывно связана с речью, со словом, так как речь и пение очень близки между собой. Чем живее, выразительнее речь человека, тем она напевнее, тем яснее мы слышим в ней подъемы и понижения голоса (так называемые речевые интонации), иногда столь яркие, что ухо ясно улавливает своеобразную «мелодию» речи, хотя звуки этой мелодии не имеют фиксированной высоты и не могу быть поэтому точно записаны по нотном стане. Чем менее выразительна речь (например, скучное выступление оратора «по бумажке»), тем она монотоннее, тем однообразнее ее интонации, тем меньше в ней в ней музыки. Но между ними есть и существенная разница. Для произнесения и понимания слов важно не столько различие звуков по высоте, сколько их окраска, различие, получающееся благодаря изменению положения губ, зубов и языка, в результате чего мы и слышим гласные и согласные звуки.

Вокальная музыка - богатая и многообразная область музыкального творчества. Классификация пвческих голосов:

- женские голоса - сопрано, меццо-сопрано, контральто;

- мужские голоса - тенор, баритон, бас (бас – профундо);

- детские голоса (дисконт). Известно, что голоса мальчиков, прошедшие специальную подготовку, отличаются легкостью, подвижностью, красотой, «серебристостью» звучания. Именно на эти качества детских голосов всегда обращало внимание духовенство использовало пение мальчиков в церковных Хорах.

Каждый из этих голосов обладает своей ярко выраженной тембровой окраской. Скажем, для передачи кокетливого девичьего щебетания подходит колоратурное сопрано, а сурово рокочущий бас способен воплощать образы величавые, мужественные, грозные звуки.

Существуют разные формы вокальной музыки, требующие от слушателей творческого напряжения. Таковы монументальные классические композиции для солистов, хора и оркестра: оратории Генделя и Баха, реквиемы Моцарта, Берлиоза, Верди, кантаты Танеева, Рахманинова, Прокофьева. Их музыкальное содержание отнюдь не ограничивается привычными песенными мотивами. В них встречается и сложное хоровое многоголосие, и сольные арии, и развернутые симфонические фрагменты. Чтобы постигнуть музыку этих классических композиций, охватить во всем объеме их величавую масштабность, надо обладать необходимым эстетическим опытом.

Хотя мелодия каждой любимой песни в нашем представлении неразрывно сливается со словами, надо все же ясно представить себе, что музыка ее составляет особую, вполне самостоятельную художественную ценность. Великий австрийский композитор Густав Малер как-то остроумно заметил, что «музыка в песне может выразить намного больше того, что говорят слова».

Итак, слушая вокальную музыку, мы не только следим за развитием поэтического сюжета, но и воспринимаем самую душу песни, романса, их музыкальную сущность, выросшую из данного словесного образа.

Существуют разные типы вокальной музыки и соответственно три манеры пения:

- певучий стиль. В этих произведениях преобладает завершенная плавная мелодия, близкая песне. Такая музыка особенно доходчива и любима массами. Широкое, плавное, связное пение - кантилена;

- декламационный стиль -стиль, похожий скорее на театральную декламацию, нежели на пластичный песенный мотив. В таких случаях мелодический рисунок воспроизводит различные оттенки человеческой речи - интонации гнева и удивления, радости и нежности, злобы и возмущения. Например, вокальная сценка Даргомыжского «Возвратился ночью мельник» на слова Пушкина. В ней явно преобладает декламационный принцип исполнения: певец подражает, то пьяному бормотанию загулявшего мельника, то гневным выкрикам его сварливой жены.

Декламационные приемы особенно широко используются в опере. Не следует искать в вокальной музыке, в частности оперной, только завершенные мелодии песенного склада. Надо уметь слушать и декламационное пение. Оно, правда, не всегда ласкает слух, как красивая плавная кантилена, но зато в нем нередко запечатлены тончайшие детали человеческих переживаний, реальных живых страстей.

Такой прием исполнения в музыки называется – речитатив (род вокальной музыки, приближающейся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и ритма). Применяется в опере, оратории, кантате. В 17 – 18 вв. возникли «сухой речитатив», «аккомпанированный речитатив», т.е. в сопровождении аккордов клавесина (позднее - оркестра).

- Колоратурный стиль - здесь наблюдается отход от слова, большое количество украшений (иногда дробящих слово), пассажей, быстрое движение мелодии.

Конечно, бывает и так, что на превосходные стихи пишется посредственная музыка. В этом случае удачной арии или песни все же не получится, как бы ни хорош был текст. И наоборот, бывали примеры, когда гениальная музыка сочеталась с посредственными стихами. Так, Чайковский создал некоторые свои романсы на слова второстепенных поэтов Д. Ратгауза или К. Романова. Следовательно, именно музыка определяет художественную ценность вокальной пьесы, ее подлинное содержание. И слушая песню, романс, арию, мы, прежде всего, наслаждаемся красотой мелодии, навеянной поэтическим словом. Критерием художественного качества такой музыки служит еще одно важное обстоятельство: насколько верно воплощает она идеи и образы стихов.

Вокальная музыка чаще всего сочетает пение с инструментальным сопровождением, или, как говорят, аккомпанементом. Во многих романсах, песнях, оперных ариях аккомпанемент выступает на равных правах с вокальной партией.

В сопровождении рояля или оркестра нередко иллюстрируются основные образы текста, подчеркивается звуковой фон, на котором разыгрывается действие.

Таким образом, при слушании вокальной музыки мы воспринимаем в неразрывной связи три художественных элемента: поэтическое слово, вокальную мелодию и инструментальный аккомпанемент. Именно сочетание этих трех элементов создает цельный единый образ.


Вокальная музыка может быть представлена произведениями со словами, без слов, для сольного (одноголосное), ансамблевого (1,2,3,4,5 голосов) и хорового исполнения.

Пение без слов – вокализ (от франц. Vocalise – гласный звук). Рассматривается вокализ скорее как упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения (С. В. Рахманинов «Вокализ»).

Обычно пение сопровождается инструментальным сопровождением, но бывает a cappella (без сопровождения).

Вокальные примеры этих стилей: в певучем стиле выдержано большинство опер 19 века: "Тоска" Пуччини, "Аида" Верди.

В декламационном стиле написаны сцены и монологи 19 и, особенно, 20 века: "Воцек" Берга, "Игрок" Прокофьева, "Нос" Шостаковича. В колоратурном стиле пишутся чаще всего произведения для высоких, легких голосов, которые обладают подвижностью, однако на рубеже 18-19 веков в Италии было повальное увлечение колоратурным стилем. Этот технический прием практиковался всеми певцами, независимо от типов голоса. Примером служит музыка Дж. Россини, опера "Золушка", где главная партия написана для меццосопрано и даже басовая партия тоже колоратурная.

Очень часто в одном произведении используется вокальные мелодии разных стилей для создания разных характеров и образов.

Замечательно интересно писал о пении прекрасный итальянский певец Л. Вольпи: "Пение - важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но артистическое пение, как камерное, так и театральное, требует технических знаний, упражнений, метода и стиля, которые может дать только обучение. Недостаточно просто петь, нужно уметь петь, чтобы служить искусству и сохранить голос. Что дает школа? Она создает музыкальный инструмент, превращает гортань, дыхательную систему и резонаторы в гармоничное целое, которое может породить музыкальный звук, соответствующий эстетическим и акустическим законам. Акустическим же законам нет дела до различных школ, потому что они ведают лишь самой физической природой звука. Школа лишь исправляет недостатки и несовершенства, заполняет бреши. Но методы меняются, и каждая школа, каждый преподаватель, к сожалению, имеет свой собственный метод".

Вопросы и проблемы вокальной техники затрагивались в трудах Гиппократа (греческий врач, основоположник античной медицины 4-5 в. до н.э.) и Платона (греческий философ, ученик Сократа 4 в. до н.э.). 2500 лет назад Гиппократ написал, что "голос рождается в голове, то есть в черепных полостях", чем подчеркивал значение резонанса и резонаторов.

Один из первых дошедших до нас сочинений по искусству пения, указаний по постановке голоса и технике пения считается трактат араба Абуаль-Хасана (прозвище - Зираб - дрозд). Трактат издан в Испании на рубеже 8-9 веков. В средние века (13 век) был известен трактат о пении Джероламо ди Моравиа.

Наиболее известны авторы вокально-педагогических сочинений 16,17,18 веков - Л. Цаккони, Дж. Каччини, П. Ф. Този, Дж. Манчини. На протяжении всех веков продолжалось изучение голосового аппарата человека и его возможностей, совершенствование школ, методов, принципов исполнения, однако все работы имели описательный характер, их авторы детально останавливались на развитии вокальной техники, принципах исполнения.

После изобретения ларингоскопа (зеркало с ручкой) в 1855 году испанским педагогом М.Гарсиа и исследования дыхательных движений в пении (40е годы 19 века Дидей и Петрекен), методические установки и приемы обучения начинают получать научное обоснование. Профессиональное вокальное искусство было известно еще в античном мире, об этом говорят литературные свидетельства Греции 8-4 веков: Гомер, Сапфо, Эсхил, Софокл.

Аэды сочиняли и исполняли свои произведения под аккомпанемент струнного инструмента. До нас дошло несколько имен певцов-композиторов Древней Греции, в частности имя Терпандра, певцов Стехизора, Ксенокрита, Клеомена, певицы Ниссиды из Локр и другие. Аэдов сменили рапсиэды, это были греческие декламаторы, которые речитативом, без музыкального сопровождения, исполняли на праздниках и пирах отрывки из разучиваемых по записи текстов, то есть они не сочиняли, а соединяли и исполняли фрагменты известных поэм преимущественно Гомера. В странах древнего Востока музыка занимала очень важное место. Считается, что самое древнее искусство профессионального пения возникло в Китае (из стран Востока).

К 6 веку до н.э. относится "Книга песен" - "Шицзин", составление которой приписывается Конфуцию. Согласно конфуцианству, музыка представляла собой микрокосм, воплощающий великий Космос, а песня играла в китайской музыке очень важную роль. Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует истинному государственному устройству, именно поэтому она обладает строго определенной структурой. В период Хань (2 в. до н.э.) при дворе императора создается специальная музыкальная палата Юэфу, при ней существовал коллектив (до 800 человек) певцов и танцоров из различных областей Китая. Деятели Юэфу занимались собиранием и обработкой народных песен. В 714 году в Китае открылось 5 специальных учебных заведений, где обучали музыке, пению, танцам.

Поэты Ду Фу, Ли Бо, Бо Дзюй писали песни на свои стихи.

В 10 веке появляется крупнейший музыкально - теоретический трактат "Записи о музыке". В 13-14 веках возникает и развивается театр, музыка и пение в нем занимают главенствующее место.

Музыка Индии - древнейшая самобытная культура. Древние индийские литературные памятники сохранили многочисленные свидетельства неотъемлемой части музыки в жизни общины, в которой музыканты окружались большим почетом. Каждое племя имело своих певцов, в обязанности которых входило исполнение гимнов во время религиозных и магических обрядов. Ритуальные песнопения нашли свое отражение в "Ригведе" - одном из наиболее древних письменных памятников Индии (2-е тыс. до н.э.).

Трактат по театру, музыке и танцу "Натьяшастра" (1 в. н.э.) дает основание считать, что еще задолго до его создания индийцы располагали высокоразвитой, глубоко своеобразной и оригинальной музыкальной системой.

Искусство индийских певцов и инструменталистов органично соединялось в народном и классическом индийском театре. В период расцвета санскритской драматургии в 4-7 веках индийская классическая музыка достигла большого развития. Изменения, которые испытывала музыкальная система Индии в процессе длительного исторического развития, не коснулись ее основных теоретических положений. Древние музыкальные каноны оставались незыблемыми для многих поколений индийских музыкантов, их унаследовали и современные индийские теоретики и музыканты. В начале 20 века Р.Тагор, который возвратил индийской профессиональной музыке утерянную в средние века традицию единства слова и его музыкального выражения, впервые выдвинул идею синтеза музыкальной культуры Востока и Запада, что явилось началом нового этапа развития музыкального искусства Индии.

Европейское вокальное искусство развивалось главным образом в форме народного и культового пения. Первые исторические представители вокального искусства - народные певцы. В средневековье в Западной Европе – это: барды - Англия 10 век, трубадуры - Франция 11 век, минезингеры - Германия 12 век, скоморохи - Россия 11 век, бандуристы, кобзари - Украина, Польша 15 век, гусляры - Россия 16 век, "лирники - Белоруссия, Молдавия, Литва, Украина 17 век; на Кавказе, в Армении, Азербайджане - гусаны 5 век, а "шуги 10 век; в Средней Азии, в Киргизии, Казахстане - акыны 19 век.

Народные певцы часто бывали и творцами песен. Искусство передавалось в устной традиции из поколения в поколение. С возникновением христианства пение вошло в церковное богослужение и распространилось в этой форме по всему миру. До 10-12 веков -одноголосное, а затем многоголосное.

Древние певцы не нуждались в специальных технических методах для исполнения своих простых одноголосных песен, использовавших звучание среднего голосового регистра и сопровождавшихся аккордами простых музыкальных инструментов. Они стремились не столько к акустическим эффектам, сколько к выражению чувств.

Высокий и сверхвысокий регистр человеческого голоса является, таким образом, открытием новейших времен, когда голос, слово, идея постепенно сливаются вместе и приспосабливаются для создания непосредственного впечатления.

Школы пения и возникают для того, чтобы человеческий голос мог владеть двумя октавами, необходимыми при исполнении музыкальных произведений с самой различной тесситурой, часто противоестественной и головоломной.

Культивировалось искусство пения и в Древнем Риме. Известно, что там, в 5 веке н.э. при папе Илларии открылась первая европейская школа пения.

Известно также о существовании в 8 веке специальных церковнопевческих школ в Метце и Суассоне, где первыми учителями были римские певцы Петр и Роман, присланные Карлу Великому папой Адрианом Первым, а также в Сен-Гальском и Турском монастырях (в Швейцарии), а в 9 и 10 веках в Дижоне, Туле, Камбре, Шартре и Невере (во Франции).

Не следует смешивать "школьное" пение с "народным", они представляли два различных течения, которые позже оказали значительное влияние друг на друга. Народное пение внесло в школьное неожиданность полета, блеск звучания и смелость вариаций.

Светская музыкальная культура развивалась в эпоху Возрождения, возникали новые, более сложные жанры вокальной и вокально-инструментальной музыки, что привело к бурному росту и дальнейшему развитию певческого искусства.

Окончательное формирование вокального искусства, подлинной и настоящей школы пения началось лишь с возникновением оперы. В 1599 году в Палацце Кореи во Флоренции представлением "Дафны" Якопо Пери по либретто Ринуччини было положено начало опере, смеси оратории и маскарада, а вместе с ней и культивированию хороших голосов.

Преподаванием занимались сами композиторы, тоже прославленные певцы, стараясь сделать из своих учеников настоящие музыкальные инструменты из плоти и крови с помощью обучения технике дыхания, звукоподачи, развития силы звука и в соответствии со строго продуманной системой. Позже, в 1600 году, властители Флоренции были поражены вышколенными голосами Франчески и Сеттимии Каччини, дочерей композитора, чью оперу "Эвридика" они исполнили в Палаццо Питти по случаю бракосочетания Марии Медичи с Генрихом IV королем Франции. В 17 веке формируются национальные вокальные школы в странах Западной Европы, каждая из них характеризуется своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука.

Появляются певцы-композиторы-педагоги, одновременно складываются национальные композиторские школы, выдвигающие перед певцами определенные художествественно-исполнительские требования. В национальной вокальной манере пения находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамента, характера, интонационные, ладовые и ритмические компоненты конкретной страны и региона, их народная музыка. Уже в начале 17 века сложилась итальянская школа сольного пения, выделяясь совершенной техникой бельканто (красивого пения) и блестящими голосами. Климат Италии, вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяли максимально использовать певческие возможности голосового аппарата.

Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, она оказала влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ.

Наиболее яркие музыканты того времени: Я.Пери, Дж.Каччини, К.Монтеверди, А.Скарлатти. Оперное искусство сначала было привилегией придворных кругов, но в 1637 году в Венеции открылся первый платный театр, что делало оперу доступной для народа.

На рубеже 18-19 веков итальянское пение характеризовалось обилием колоратур. Колоратурный стиль исполнения связан главным образом с исполнительским искусством певцов-кастратов, господством "мужских сопрано", фальцетистов. Они пели в церквах, капеллах, театрах, переодевались в женские наряды, исполняя женские партии. Женщины в публичных театральных действиях не участвовали. О блестящих успехах кастратов остались авторитетные свидетельства (Казанова, Россини). Голоса лучших кастратов звучали чисто, легко, красиво, беспредельно, им уступало звучание даже блестящих певиц Патти и Котоньи. Отказавшись от всего земного во имя пения, они звучали как голоса из других сфер, но в них не было жизни и тепла женского сопрано, да и физиологические нарушения, как результат кастрации, влекли за собой чудовищную тучность, что было малоэстетично.

Различные вокально-технические украшения в ариях стали сочинять и собственно певцы, исходя из своих технических голосовых возможностей. Пение стало превращаться в "турниры вокальной техники", мысль и слово из музыки стали исчезать, уступая место чисто звуковым красотам, производившим на слушателя огромное впечатление. "Поэзия потонула в декорационном пении". Россини положил конец "вокальному хулиганству". Он стал выписывать в партии обязательные для исполнения каденции, требуя их точного исполнения. К концу 19 века установилось природное равновесие, а оперное творчество

Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, а позднее Дж. Верди, привело итальянскую вокальную школу к развитию кантиленного звучания голоса, к расширению диапазона и увеличению его динамических достоинств. Вокальные партии стали более индивидуализированными в соответствии с характеристикой образов.

Позднее творчество Дж. Пуччини, Р. Леонковалло, П. Масканьи, У.Джордано привело к усилению ариозно – декламационного начала, к эмоциональной обостренности пения, которым характеризуется современное искусство итальянских певцов. Наиболее известные
итальянские певцы:

Дж. Паста, А. Каталани, А. Бозио, Дж. Рубини, Л. Лаблаш, А. Патти, А. Мазини, М. Баттистини, Э. Карузо, Т. Руффо, А. Галли-Курчи, Дж. Лаури-Вольпи, Дж. Симионато, М. Дель Монако, Ф. Корелли, Дж. Ди Стефано, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссотто, П. Каппуччилли. Против итальянской школы бельканто восстала французская школа, руководимая Ж. Б. Люли. Особенность этой школы определялась декламационным стилем, ведущим происхождение от распевной декламации поэтов и актеров французской классической трагедии 16 века. Находит отражение в этой школе и национальный характер песенности. Этот стиль формировался под влиянием творчества Ж.Б.Люли, Рамо, К. В. Глюка, А. Гретри, а затем Дж. Мейербера. Ш. Гуно, К. Сен-Санса, Ж. Масне, Ж. Бизе. Крупнейшими представителями школы явились певцы: А. Нурри, Ж. Дюпре, Д. Арто, М. Малибран, П. Виардо, Ж. Девойо.

Интересен факт раскола общества Франции на 2 лагеря сторонников итальянской и французской школы пения. Разделились мнения короля, королевы, всего двора, Руссо и Вольтера. Этот "раздел" общества остался в истории под названием "войны шутов". Вокальную школу Франции 18-19 веков Ромен Роллан характеризует как школу великолепной актерской игры и декламации. Не случайно и Парижская консерватория получает название консерватории "музыки и декламации".

Немецко-австрийская школа стремилась объединить итальянское бельканто и чрезмерный "экспрессионизм" французской школы, чтобы эмоция и мысль заняли подобающее место. Так возникло творчество И.С.Баха, Г.Ф.Генделя. В.А.Моцарт синтезировал достижения всех основных современных ему школ.

Музыка немецких композиторов Л. Бетховена, К. М. Вебера, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, Х. Вольфа очень связана с немецкой национальной песенностью, истинно национальна, она дала начало нового в ту пору амплуа: камерного пения, камерного певца. Особняком в немецкой музыке стоит творчество Р.Вагнера. Оно вызвало к жизни особый стиль пения возвышенной декламационности, мощности тембра, насыщенности звучания голоса (часто чрезмерное, даже губительное для человеческого голоса), исполнение длинных фраз с нарастающей звучностью. Голоса вокалистов у Вагнера вплетались в звучание оркестра, как один из инструментов. Оперы огромные полотна. Некоторые исполнялись по 5 вечеров подряд ("Кольцо Нибелунгов", "Золото Рейна"). На стиль исполнения немецких певцов последующих поколений оказало влияние оперное творчество Р.Штрауса, А.Шенберга, А.Берга, П.Хиндемита, К.Орфа и других.

Наиболее известные певцы: Г. Зонтаг, В. Шредер-Девриент, Л. Леман, Ю. Штокхаузен, Э. Шварцкопф, Л. Фишер-Дискау, Т. Адам. В других странах появились свои вокальные национальные школы, свои замечательные певцы и педагоги, но ведущее место всегда занимала итальянская школа и певцы.

В 19 и 20 веках в историю мирового вокала вошли: Е.Линд - Швеция; К. Новелло - Великобритания; Э.Решке, А. Дидур, Е. бандровска-Турска - Польша; Х. Даркле - Румыния; Э. Дестинова -Чехословакия. К середине 20 века вокальное искусство широко развивается во всех еввропейских государствах, в США, Канаде, Южной Америке, а также в Японии, Корее и других странах.

В России до начала 18 века вокальное искусство существовало только в форме народного и церковного пения. Со времен утверждения христианства подготовка певцов велась в монастырях, а затем и в приходских церковных школах. Имеются исторические данные, подтверждающие наличие отечественной певческой культуры еще в 10-11 веках. Так, например, известно, что при киевском князе Владимире Святославовиче (978-1015) существовали профессиональные певчие.

Попытки организации музыкального театра в России относятся к середине 17 века, потом при Петре Великом была приглашена труппа из семи актеров во главе с Кунстом, которые давали музыкальные представления. В 1735 году в Россию была приглашена на постоянную работу итальянская оперная труппа, которая пустила на русской земле прочные корни.

Русский оперный певец складывался как явление самобытное. Очевидна несостоятельность некоторых историков, пытающихся рассматривать пение русских певцов только как результат влияния итальянской вокальной культуры. На самом же деле своеобразие исполнительского стиля русских певцов, свойственная русскому человеку глубина чувств, наконец, и фонетические особенности русского языка, дали возможность национальной русской вокальной школе пойти по своему пути. Конечно, влияние итальянской школы пения на русских певцов несомненно было и ощущалось в течение долгого времени. Одним из первых русских учителей пения был И. А. Рупин, крепостной костромской губернии, учившийся пению в Италии. В Придворной певческой капелле преподавал композитор

Д. Бортнянский.

К этому периоду (18 век) относится артистическая деятельность русских певцов и певиц, заложивших основы русской школы пения: А.Михайлова, Е.Уранова-Сандунова, Н.Семенова, А.Крутицкий, Н.Воробьев, П.Злов, В.Самойлов, Н.Лавров и другие. Нельзя не отметить огромную роль русского "городского" романса в истории отечественного вокального искусства, а также деятельности композиторов, певцов и педагогов А.Варламова и П.Булахова.

С именем М.Глинки связано становление русской оперы как самостоятельного музыкального жанра, не менее значительной была и роль Глинки - исполнителя и вокального педагога, создателя своеобразной школы "концентрического развития голоса".

Ученики Глинки: О. А. Петров, А. Я. Воробьева-Петрова, Д. М. Леонова, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовский.

В дальнейшем на развитие русской вокальной школы и ее исполнительские принципы оказали влияние творчество, а также критическая и педагогическая деятельность А. С. Даргомыжского, А. М. Серова, М. А. Балакирева, П. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. Характерные черты русской вокальной школы - это мастерство драматической игры, простота и задушевность исполнения при совершенной вокальной технике, умение сочетать вокальное мастерство с эмоционально окрашенным живым словом.

Выдающиеся певцы России: Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Г. С. Пирогов, К. Г. Держинская, В. В. Барсова, Н. А. Обухова, Е. К. Катульская, С. П. Преображенская, Е. А. Степанова, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Г. М. Нелепп, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Читателям, которых интересует подробное изложение разных вокальных школ, могу порекомендовать работу И. К. Назаренко "Искусство пения".

Замечательный певец и педагог 19 в. С. П. Юдин сказал: «Ученик должен ясно понимать, что без его личных настойчиво и постоянно проявляемых усилий, он никогда не сможет осуществить свое желание - стать певцом. Задача эта не так легка, как многие об этом думают. Иметь все данные, чтобы стать певцом, - это еще не все! Необходимо, во-первых, любить искусство пения, любить по-настоящему, с энтузиазмом и, во-вторых, уметь работать упорно, постоянно, считая, что работа не тягость, а наслаждение, без которого и жить не интересно.

 

Лекция «Хоровые жанры»








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 554;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.