Общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система
Многообразен, многосторонен исторический процесс. Иногда его сравнивают с многоцветным ковром, сотканным из тысяч и тысяч нитей, событий, тесно переплетенных друг с другом. Он выступает объектом для многих общественных наук, каждая из которых вычленяет свой предмет исследования. Однако выбор способа объяснения происхождения, развития этих процессов и явлений зависит от исходной мировоззренческой установки, то есть от философского рассмотрения общества, основанного на его теоретическом анализе, как динамичной саморазвивающейся системы.
Первые представления об обществе, о характере социальных отношений появились, вероятно, на ранних этапах становления общества. Они обусловливались той исключительной ролью, которую играли коллективные связи в жизни людей (вне рода - вне жизни), а самым жестоким наказанием было изгнание из племени.
Возникновение рабовладельческого общества было определенной ступенью в изменении взглядов на общество и его структуру. Притом сложились взгляды родовой аристократии, согласно которым отношения в обществе есть продолжение порядков, установленных свыше, а также взгляды представителей рабовладельческой демократии, согласно которым отношения между людьми носят целенаправленный характер, а общество - это объединение людей с целью всестороннего обеспечения жизни,
В период средневековья (Августин, Ф.Аквинский и др.) обосновывалось теологическое объяснение общества и его истории, в ней усматривали воплощение божественного провидения (провиденциализм). Согласно этим взглядам, люди - лишь исполнители драмы, автором которой является Бог.
Начиная с эпохи Возрождения, складываются элементы светской (отделенной от религии) «философии истории» (понятие введено Ф.Вольтером). Видным представителем социально-философской мысли был И.Гердер (1744-1803), который рассматривал общественное развитие как продолжение истории природы.
В Новое время, 17-18 веках, широкое распространение получила натуралистическая концепция развития общества. Она объясняла общественную жизнь исключительно действием природных закономерностей. Ш.Фурье (1772-1837) пытался создать социальную науку, опираясь на законы Ньютона. Влиянием космоса объясняли жизнь К.Циолковский, Л.Гумилев; сторонники социобиологии Э.Уилсон, Р.Докинс - генетическими, расовыми, половыми особенностями человека.
Другая концепция может быть названа идеалистической. Она рассматривает духовную сферу общественной жизни как самостоятельную субстанцию, абсолютизирует духовный фактор общественного бытия. «Мнения правят миром» - провозглашал Анаксагор. Представители объективного идеализма считают, что функцию творящего начала, социального перводвигателя играет мировой разум или мировая воля. Субъективно-идеалистическая концепция основывается на утверждении, что социальным двигателем выступает ничем не детерминированная человеческая духовно-волевая активность (в прагматизме, в учении И.Фихте и др.). Таким образом, обосновывается субъективистское понимание хода истории.
В идеалистических концепциях (неокантианцы, русская религиозно-нравственная философия) содержались и позитивные подходы к человеку и обществу: обосновывая тезис о свободе субъекта, его творческой активности, о роли духовных традиций и нравственности в жизни общества, делали вывод, что «духовно-нравственным может быть только свободный человек».
Вместе с тем нельзя не видеть что, идеализм в понимании общества и его истории порождает социальную мифологию, способствует формированию отчужденных фетишистских форм сознания. И натурализм, растворяющий человека в природе, и идеализм, отрывающий его от природы, ориентированы на одностороннее понимание общества.
Третья концепция, прдложенная К.Марксом отражала материалистическое понимание истории. Два краеугольных положения следует выделить в этом подходе: 1) развитие общества - это закономерный естественно-исторический процесс; 2) основу развития общества составляет производство материальных благ, ибо прежде чем заниматься наукой, философией, искусством, религией, люди должны есть, пить, одеваться и иметь жилище.
Общество - это особый вид объективной реальности, это высшая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее саморазвития, это - продукт взаимодействия людей, продукт их жизнедеятельности. Поэтому общество всегда конкретно, находится на определенном этапе исторического развития. Эта идея, высказанная К.Марксом в «Капитале», легла в основу его учения об обществено-экономической формации.
Выделив среди общественных отношений главные - производственные отношения, К.Маркс показал их материальность и объективность, их повторяемость (одинаковость) и различие, т.е. увидел общее и особенное в развитии стран, находящихся на разных этапах.
Таким образом, согласно материалистическому пониманию истории, развитие общества есть процесс, смена общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Такое понимание является упрощенным и несколько односторонним.
В современной футурологической литературе такое линейное развитие общества заменяется учением о развитии следующих друг за другом цивилизаций (Д.Бэлл., А.Тоффлер): аграрной, индустриальной, постиндустриальной. Если у Карла Маркса основой, стержнем является экономический базис общества, именно он лежит в основе формационного подхода, то цивилизационный подход за основу взял развитие общественно-производственной технологии, как наиболее важной структуры общественно-исторического развития. Цивилизационный подход выступает более универсальным, так как тот или иной тип технологии задает соответствующие формы социальных отношений, семьи, политической системы, культуры, типа личности. Следует отметить, что в современной литературе прослеживается и раскрывается еще одна линия общественного развития — от закрытых обществ к открытым (см. Поппер К. «Открытое общество и его враги». Т. 1,- М.: Международная инициатива, 1992).
Открытое общество представляет саморазвивающуюся систему свободных людей. Свободен только хозяин. Счастье же и успех человека - дело рук его самого. Общество создает условия для всех, а каждый свою жизнь строит сам. Это общество с рыночной экономикой, частной собственностью и соответствующими принципами распределения и потребления. Это общество с развитой демократией, стабильной конституцией, правовым государством.
Рассматривая общество, очевидно не следует останавливаться на поверхности, явлениях общественной жизни, на игре многих желаний, стремлений, помыслов людей, необходимо вскрывать сущность, реальные силы, вызывающие направленные действия масс людей. Каковы же эти движущие силы?
Материалистическая позиция заключается в том, что такими движущими силами являются совокупные интересы широких масс людей.
«Исследовать движущие причины, которые отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих масс и их вождей... - это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще и в ее отдельные периоды или в отдельных странах», - писал Ф.Энгельс (Маркс К., Энгельс Ф,, т. 21, с. 308).
Есть ли другие взгляды по этой проблеме? Да, в частности, это учение о пассионарности Л. Гумилева. Он выделил три группы людей по усвоению ими космической энергии: гармоничных, пассионарных, субпассионарных. Гармоничные люди усваивают космическую энергию в достаточном количестве для удовлетворения потребностей. Субпассионарные - практически не усваивают космического влияния. Пассионарные - поглощают в избытке космическую энергию, эти люди увлеченные, ведущие за собой других людей. Крупный пассионарный толчок (космический) порождает критическую массу пассионариев, что в свою очередь ведет к крупным преобразованиям, событиям в обществе.
В общественной жизни объективное и субъективное неразрывно связаны. Непонимание этого ведет к отрицанию роли субъективного фактора в истории или к отрицанию всякой закономерности в обществе. Социальные законы - это существенные связи между определёнными сторонами и сферами общественной жизни.
Понятия закономерности не всегда и не всеми признавалось. Известные представители баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.) отрицали закономерности развития общества. «Понятие исторического развития и закона взаимно исключают друг друга», - писал Р. Риккерт. Аналогичную позицию занимает французский социолог Жорж Гурвич, экзистенциалист Ж.П.Сартр, считающий, что человек в своей жизни воплощает свой замысел, а не объективные законы.
Материализм в этом вопросе исходит из того, что в общественной жизни имеют место и объективная необходимость, и повторяемость, и причинная необходимость, т.е. закономерность, но законы общественного развития отличаются от законов природы следующими чертами: во-первых, это законы, относящиеся не только к материальной, но и к духовной деятельности людей. В человеческой деятельности нет и быть не может социальных закономерностей, история есть деятельность преследующего свои цели человека. А это значит, что общество как объект изучения сложнее, динамичнее, чем природные объекты. Во-вторых, социальные законы по характеру своего проявления являются статистическими, то есть законами-тенденциями, имеющими определенную долю вероятности, а, следовательно - развитие общества многовариантно. Выбор варианта зависит и от объективных условий, и от субъективного фактора. В-третьих, социальные законы историчны, нет вечных законов, и следовательно, конкретные предсказания событий исторического масштаба являются очень зыбкими.
Социальный организм очень динамичен, и законы позволяют улавливать лишь общую тенденцию и малую вероятность установления конкретных сроков наступления событий.
Вместе с этим законы - основа практической деятельности людей, независимо от того, осознают их люди или нет.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 121;