Философские проблемы антропосоциогенеза
С самых давних времен философов интересовала проблема человека: его происхождения, сущности и структуры его личности и ее роли в историческом процессе. Уже древние философы, с одной стороны, связывали человека с миром животных, а с другой, выделяли его из этого мира благодаря качествам, присущим только человеку. «Человек - это мыслящее животное», «человек - это говорящее животное», «человек - это политическое животное», «человек - это общественное животное» - вот лишь несколько примеров подобных определений человека.
Укажем некоторые определения понятия «человек» в истории философии:
- это мера всех вещей (Протатор);
- это образ и подобие Бога и вместилище греха (христианская традиция);
- это мыслящая вещь (Декарт);
- это тростник, который мыслит (Паскаль);
- это единственное существо, которое знает, что оно есть (Ясперс);
- это совокупность общественных отношений (К.Маркс);
- это существо, которое изготовляет орудия труда (Франклин).
Каждое из этих определений указывает на какое-то важное свойство человека.
Что касается проблемы происхождения человека, то, кроме религиозного объяснения, древняя наука не могла дать ответа на этот вопрос, так как не опиралась (поскольку их не могло быть в то время) на естественнонаучные открытия. В 19 веке сформировалась научная гипотеза о происхождении человека из человекоподобных обезьян, которая со временем подкрепилась серьезными находками и открытиями в области антропологии, биологии, физиологии высшей нервной деятельности, психологии и других наук.
В настоящее время существует и ряд других научных предположений о происхождении человека: гипотеза панспермии утверждает, что жизнь была занесена из космоса; другая гипотеза предполагает, что предки землян - это выходцы с других планет нашей Вселенной, но это лишь научные догадки, которые не имеют серьезных научных подтверждений. Поэтому мы подробнее остановимся на гипотезе происхождения человека от человекоподобных обезьян, основы которой заложили Ч.Дарвин и Ф.Энгельс,
Согласно этой гипотезе, общая картина происхождения человека такова. Более 2 млн. лет назад в Африке появилось стадо предлюдей (австралопитеков). Они были невелики ростом и не сильны, но ходили на двух ногах, тем самым освободив руку, в которой научились держать первое орудие труда (камень, палку). У них был еще очень небольшой мозг, около 500 см3, но он постепенно рос. Уже через несколько сотен тысяч лет в Африке обитало стадо предлюдей, имеющих объем черепа 700 см3 и очень хорошее развитие руки. За это Луис Лики, впервые обнаруживший останки такого существа в 1960 году, назвал его «человеком умелым».
Начиная с питекантропа (обезьяно-человек, не обладающий речью), предки человека превращаются в первобытное человеческое племя (600-700 тыс .лет тому назад). Вероятно, они были первыми существами, начавшими овладевать речью. К питекантропам примыкает синантроп (китайский человек). Большая коллекция останков синантропов была собрана в Китае в 20-30-е годы нашего столетия, но к настоящему времени уцелели лишь фотографии. Селились синантропы в пещерах, где неугасимо горел огонь, зажженный молнией. Они умели его поддерживать, но еще не умели его добывать. Жили они примерно 400 тыс.лет тому назад.
Примерно 200 тыс .лет назад наша планета перешла во власть неандертальцев. Их останки многочисленны: в Африке, Азии, Европе. Они были сравнительно небольшого роста - 155 см, широкоплечи, имели тяжелые массивные кости. Объем черепа был у них даже больше, чем у нынешних людей. Они жили в пещерах, отапливали их костром, уже изготавливали орудия труда и оружие, но ходили еще не очень прямо. Были расчетливы, по-своему умны, охотились на диких зверей, вплоть до мамонтов.
Около 40 тыс. лет назад на планете появились племена кроманьонцев, которые по типу телосложения были вполне современными людьми. За прошедшие 40 тысяч лет человек мало изменился физически и очень сильно изменился психически и социально.
Такова естественнонаучная картина происхождения человека. Философскую же интерпретацию этого процесса дал впервые Ф.Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Под влиянием изменений условий обитания обезьяны, видимо, вынуждены были спуститься с деревьев, постепенно отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали все больше усваивать прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.
Второй важнейший шаг на пути превращения обезьяны в человека был сделан в трудовой деятельности, в процессе создания орудий труда. Создание орудий труда есть опережающее отражение действительности, требующее уже значительного развития сознания, и поэтому оно недоступно животному. Но, поскольку примитивный труд человекоподобных обезьян был возможен только в первобытном стаде (коллективе), поскольку он требовал постоянного общения первобытных людей между собой, в процессе этого общения постепенно формировался язык общения и развивалась членораздельная речь. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».[4]
Мощным фактором формирования первобытного человека явилось также и само первобытное сообщество людей, которое отличалось от первобытного стада человекообразных обезьян прежде всего трудовой деятельностью.
Таким образом, труд, речь и общение явились решающими факторами превращения человекоподобных обезьян в первобытных людей. В чем же сущность человека, какова его структура и как соотносится сознание индивида с общественным сознанием, рассмотрим далее.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 119;