Гомеровские поэмы как образец эпопеи. Гекзаметр.

эпопея – большая эпич. поэма, созданная на основе фолькл песен. ТВ-ва.Особенности эпического стиля –1) события далёкого прошлого,2) мифические элементы,3) участие богов, 4)спокойствие , !объективность, автор не раскрывает себя, не говорит о себе,5)гиперболизация (герои яркие, красивые),

фолькл. песня мало лиц, бледено охарактериз. гомеровские поэмы развертывают обширную галерею индивидуальных характеров. «Люди несходны», — говорится в «Одиссее», — «те любят одно, а другие другое» (кн. 14, ст. 228), и Маркс = иллюстрацию прогрессивного значения ранних стадий разделения труда для развития индивидуальных склонностей и талантов. Гомеровские характеры, несмотря на многочисленность выведенных фигур, не повторяют друг друга. Надменный Агамемнон, прямодушный и смелый Аякс, несколько нерешительный Менелай, пылкий Диомед, умудренный опытом Нестор, хитроумный Одиссей, глубоко и остро чувствующий и осененный трагизмом своей «кратковечности» Ахилл, легкомысленный красавец Парис, стойкий защитник родного города и нежный семьянин Гектор, отягощенный летами и невзгодами добрый старец Приам, каждый из этих героев «Илиады» имеет свой выпукло очерченный облик. Такое же разнообразие наблюдается в «Одиссее», где даже буйные «женихи» получают индивидуализованные характеристики. Индивидуализация распространяется и на женские фигуры: образ жены представлен, в «Илиаде» Гекубой, Андромахой и Еленой, в «Одиссее» Пенелопой, Еленой и Аретой, — и все эти образы совершенно различны; однако при всем разнообразии индивидуальных характеров, персонажи греческого эпоса не противопоставляют себя обществу, остаются в рамках коллективной этики. Воинская доблесть, доставляющая славу и богатство, стойкость и самообладание, мудрость в советах и искусство в речах, воспитанность в отношениях с людьми и почтение к богам, — все эти идеалы

6)гомер архаизирует = глубокая сатира7) богатыр 8) ! ретардация – любовь к описываему, каждая мелочь важна, отсюда задержка, повторы9) постоянные формулы – явления природы\действия,10) эпитеты, 11)сравнения, 12)хронологическая несовместимость.

как эпоха разрушения родового строя, роста богатств отдельных лиц, предшествующая возникновению государства. На фоне этих социальных отношений уясняются основные особенности гомеровской поэтики.

гексаметром. отлич от русск. (на упорядочении ударных и неударных слогов, отличающихся друг от друга своей силой,) греческая стиховая система основана на различии в длительности («количестве») слогов. Греческое слово состоит из слогов, которые по степени своей длительности разделяются на краткие (обозначаемые знаком ) и долгие ( — ). Упорядоченное чередование долгих и кратких слогов и составляет греческий стих.

Гексаметр («шестимерник») состоит из шести стоп. Первый слог каждой стопы долог ( — ) и образует ее повышение; понижение образуется двумя краткими слогами () или одним долгим ( — ). Стопа бывает дактилической ( — ) или спондеической ( — — ); понижение последней стопы стиха всегда односложно, а в предпоследней обычно двусложно. Схема гексаметра: — , — , — , — , —  — — . Игра дактилей и спондеев - гибкость и богатство ритмических вариаций. цезура, обязательный словораздел внутри третьей или четвертой стопы; так в начальном стихе «Илиады» мы находим цезуру после первого долгого слога третьей стопы, между словами thea и Peleiadeo. Помощью цезуры образуется задержка ритмического движения, разделяющая стих на две части, но создающая ощущение, что части эти не самостоятельны, а принадлежат единому целому. Ощутить богатство и разнообразие ритма в эпическом стихе можно, конечно, только при громком чтении, но гомеровский эпос предполагает исполнение рапсода перед аудиторией.

Рифмой гомеровский стих, как и вообще античное стихосложение, не пользуется.

 

 


19. Гомер как исторический источник.

Кто такой гомер? 7 городов рождения. , время рожд – 12 – 7 вв до н.э. гомер = слепец. таинств, внебрачн. рождение от бога, личное знакомство с =мифич. персонажами, странствие по городам, где он типа родился,

ПОРИЦАТЕЛИ - ксенофан из колофона с точки зрен. религии и морали. плохо, что боги с многочисл слабостями и пороками, Зоил из Амфиополиса «Бич против Гомера»

ПОЧИТАТЕЛИ – Анаксагор

УЧЁНАЯ КРИТИКА – Аристарх Самофракийский отметил стихи сомнительные, повтор. Илл. в молод., Одисс в старости.

Аристотель «Поэтика» эстетически подошел к Гомеру и проанализ худож методы. Он писал: «Гомер и во многих других отношениях заслуживает похвалы, но в особенности потому, что он единственный из поэтов прекрасно знает, что ему следует делать» («Поэтика», 24 глава).

В «Этике Никомановой» Аристотель утверждает, что Гомер в своих поэмах воспроизводил древнюю общественно-политическую жизнь и, следовательно, характерное у него касалось человеческой жизни в целом.


20. Античные писатели о Гомере.

Кто такой гомер? 7 городов рождения. , время рожд – 12 – 7 вв до н.э. гомер = слепец. таинств, внебрачн. рождение от бога, личное знакомство с =мифич. персонажами, странствие по городам, где он типа родился,

ПОРИЦАТЕЛИ - ксенофан из колофона с точки зрен. религии и морали. плохо, что боги с многочисл слабостями и пороками, Зоил из Амфиополиса «Бич против Гомера»

ПОЧИТАТЕЛИ – Анаксагор

УЧЁНАЯ КРИТИКА – Аристарх Самофракийский отметил стихи сомнительные, повтор. Илл. в молод., Одисс в старости.

Аристотель «Поэтика» эстетически подошел к Гомеру и проанализ худож методы. Он писал: «Гомер и во многих других отношениях заслуживает похвалы, но в особенности потому, что он единственный из поэтов прекрасно знает, что ему следует делать» («Поэтика», 24 глава).

В «Этике Никомановой» Аристотель утверждает, что Гомер в своих поэмах воспроизводил древнюю общественно-политическую жизнь и, следовательно, характерное у него касалось человеческой жизни в целом.

 

Аристарх очищал текст поэм, Писистрат – редакторские вставки в прославлении Афин, но есть и другая версия при писистрате былипесни созданы воедино.


21. Дидактическая поэзия как жанр от Гесиода до Лукреция.

Дидактич – наставительный эпосуходящий корнями в прошлое. родовая община быстроразлагалась, если гомер – канун классового общва, то гесиод уже ориентация чела в пределах класс. обва.

Гесиод(8-7 вв до н.э. ) героические иденалы иссякли и превращялись в поучение, наставление, мораль. Классовое об-во разделило людей на имущих и неимущих . певец населения разорившегося, не наживающ-ся на аспаде древней общины. отсюда обилие мрачных красок. Был землевладельцем и рапсодом. Поэт крестьянского труда. сохранились 2 поэмы ТЕОГОНИЯ и РАБОТЫ И ДНИ. попытка осмысления мира с позиции своб. землевлад. , притясняемого «царями-дароядцами», творящими неправый суд. Ср-ва осмысления – мифы, притчи, поговорки, правила нар мудрости. , стремление углубить нравств понятия. показательна поэма "Работы и дни". Она написана в форме "увещания", обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью "царей-дароядцев" и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Такие "увещания" известны нам из литератур древнего Востока (египетской) .

не стремится к реформам, старается упорядочить, закрепить традиц. взгляды на божеств. миропорядок. выдвигая на 1 план нравств моменты. пр-ия символизируют о начинающейся ломке традиц мировоззрен, идеологич сдвиге, происход. в период распада родового общ-ва.

архилохсер 7 в. до н.э.проблема изменч-ти сущ-ия, где всё зависит от судьбы и случая, но признаёт созидательное значение человеч. усилий. превратностям судьбы надо противопоставить стойкость) В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй\Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт сильный, сжатый, образный язык, рапсоды исполняли его наряду с гомером.

семонид.современник архилоха, иониец. нет политич и гражд мотивов, хоть и был видным деятелем общины. в элегиях и ямбах паессимистич. размышления об обманчивостилюдских надежд, о нависающих над челом страхах и угрозах. в божественном нет ничего кроме произвола. призыв наслаждаться благами жизни, пока возможно.

Сапфомонодическая лирика – самое красивое на земле то. что мы любим.

Солон. кроме полит. пр-ий, большая элегия К САМОМУ СЕБЕ стремления и судьбы людей рассматр-ся убежден в пагубности неправых поступков и несправедливо нажитых богатств, в том, что божественное возмездие постигает рано или поздно самого виновника или его потомков; но рядом с этим он видит, что даже благие усилия зачастую не приводят к желанному результату и не предохраняют от несчастья. Более того, самые законные человеческие желания, как например стремление к богатству, легко превращаются в ненасытность, за которой следует карающая «беда». Божество, по мнению Солона, незримо выравнивает нарушения «меры», но, как сказано в одном из фрагментов, «мысль бессмертных богов скрыта от людей», «Самое трудное», говорится в другом фрагменте, «это — найти невидимую меру разумения, которая только и содержит в себе пределы всех вещей». Нонет пессимизма. Он принимает жизнь с ее трудами, уроками и утехами. «мудрец!!!»

Алкман 2 пол 7 в. хоровая лирика

6 в. Феогнид. обращены элегии к мальчику Кирну. кот-ого поэт наст-ляет в принципах класс. этики. +афоризмы о благочестии, почтение к родителям, непримиримой классовой ненависти аристократа и демократии, какие можно встретить в мировой литературе. Люди от рождения делятся на «добрых», т. е. аристократов (стр. 66), и «подлых»; «добрым» присущи все добродетели, они смелы, прямодушны, благородны; «подлым» свойственны все пороки: низость, грубость, неблагодарность; однако «подлые» богатеют и становятся у власти, между тем как знать разоряется, и «благородный» превращается в «низкого».

пиндар. первая обязанность гр-нина – повиновение законам полиса. меняется идеал доблести. на обладание этими кач-вами претендует аристократия закон-царь.

Энний Квинт (239-169). Исторический эпос «Анналы», охватывающий в 18 книгах всю историю Рима. Энний – творец латинского гекзаметра.

Энний резко критикует своих предшественников, первых римских поэтов, за грубость формы, недостаточное внимание к стилистической обработке, за необразованность; философии никто из них "даже во сне не видел". Программа Энния - ввести в римскую литературу принципы греческой формы и греческое идейное содержание , отказ от установившегося в римской эпической традиции сатурнова стиха и обращение к стихотворному размеру гомеровских поэм. Он знакомит римлян с этическими и натурфилософскими системами западногреческих мыслителей, дает рационалистические объяснения народной религии в дидактической поэме "Эпихарм", переводит "Священную запись" Эвгемера. Привлекали Энния также и легкие жанры развлекательно-дидактического характера; "Сатуры" ("Смесь"), собрание мелких стихотворений на разные темы, басен, анекдотов, диалогических сценок, в которых дидактика переплеталась с занимательностью изложения, а в иных случаях приобретала личную полемическую заостренность. Термин "сатура" (будущая "сатира") при своем первом появлении в литературе еще не имел того значения, которое ему было придано впоследствии.

 

Лукреций – философск. трактарт «О ПРИРОДЕ» философская точка зрения в соотв. со взглядами эпикурейства. выступает как просветитель. дидактич. поэма. гекзаметр. Освободить человечество от гнета тяготеющих над ним предрассудков, от страха перед богами и смертью — такова задача поэмы Лукреция. предмет изложения «наслаждения» и «безмятежности», конечную цель всей философии Эпикура, а естественно-научную часть системы, направленную 'против веры в божественное управление миром и в загробную жизнь. Как мы знаем учение Эпикура формально не является атеистическим. Боги существуют, но ведут блаженную жизнь в «межмировых пространствах» и не имеют никакого отношения к мировому процессу, совершающемуся по механическим законам. Эту же точку зрения принимает Лукреций. О политических событиях своего времени Лукреций никогда не упоминает, не выражает он также своего отношения к политической борьбе. Этот эпикурейский индифферентизм коренится, однако, в глубокой неудовлетворенности настоящим. Лукреций говорит о современности только в общих выражениях, но по мрачности тона они не уступают уже известным нам, хотя и несколько более поздним зарисовкам Саллюстия. Алчность, борьба честолюбии, жажда власти, готовность к любым преступлениям и бесцельному кровопролитию — характерные черты современного общества в изображении Лукреция. Просветительская философия Эпикура, материалистичная в истолковании природы, оставалась глубоко идеалистичной по отношению к общественным явлениям. Источник социального зла Лукреций усматривает в ложных мнениях людей, а самым опасным из ложных мнений представляется ему страх перед смертью, вытекающий из религиозных представлений о загробной жизни души. Согласно Эпикуру, люди гоняются за богатством, почестями и прочими мнимыми благами из-за боязни лишений, а боязнь лишений есть не что иное, как смягченная форма страха перед смертью. Преодоление этого страха на основе материалистического объяснения природы должно устранить источник ненужных стремлений и мелких страстей и открыть перед людьми перспективу безмятежной жизни.

 


22. Отражение распада родовой общины и формирование нравственных норм в поэме Гесиода «Работы и дни».

Гесиод(8-7 вв до н.э. ) героические иденалы иссякли и превращялись в поучение, наставление, мораль. Классовое об-во разделило людей на имущих и неимущих . певец населения разорившегося, не наживающ-ся на аспаде древней общины. отсюда обилие мрачных красок. Был землевладельцем и рапсодом. Поэт крестьянского труда. сохранились 2 поэмы ТЕОГОНИЯ и РАБОТЫ И ДНИ. попытка осмысления мира с позиции своб. землевлад. , притясняемого «царями-дароядцами», творящими неправый суд. Ср-ва осмысления – мифы, притчи, поговорки, правила нар мудрости. , стремление углубить нравств понятия..

не стремится к реформам, старается упорядочить, закрепить традиц. взгляды на божеств. миропорядок. выдвигая на 1 план нравств моменты. пр-ия символизируют о начинающейся ломке традиц мировоззрен, идеологич сдвиге, происход. в период распада родового общ-ва.

«Работы и дни». Она написана в форме «увещания», обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью «царей-дароядцев» и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Такие «увещания» с мотивирующими их надобность повествовательными моментами хорошо известны нам из литератур древнего Востока (например из египетской литературы).[1] Несправедливые притязания Перса и его бедственное положение служат у Гесиода предлогом для развертывания целого кодекса нравственных правил и хозяйственных наставлений. Гесиод убеждает Перса не рассчитывать на неправду и советует искать обогащения в труде. Однако разработка темы «справедливости» и «труда» выходит далеко за пределы предполагаемого судебного процесса, и обращение и Персу является лишь формой, обычной для жанра «наставлений»: в действительности поэма Гесиода рассчитана на гораздо более широкую аудиторию.

Миросозерцание Гесиода сурово. Беотийское крестьянство страдало от малоземелья, задолженности, притеснений со стороны знати, было расщеплено конкуренцией и взаимным недоверием.

Условия жизни все ухудшаются; эта мысль иллюстрируется двумя мифами — о том, как женщина Пандора, посланная людям Зевсом в наказание за то, что Прометей похитил для них огонь, открыла сосуд с бедствиями и выпустила их на волю, и о пяти «родах» людей, последовательно сменявших друг друга на земле. Золотой «род», не знавший ни труда, ни горестей, сменился серебряным, серебряный — медным. За медным поколением по мифу должно было бы непосредственно следовать железное, но Гесиод вводит между ними еще поколение героев, связывая таким образом фигуры героического эпоса с мифом о смене поколений. Но время героев также относится к области минувшего, как и золотой век; сам Гесиод ощущает себя принадлежащим к пятому, железному «роду» людей, который теряет все привычные нравственные устои и движется к своей гибели.

Произвол знати Гесиод изображает в притче о ястребе и соловье, обращенной к «царям». Ястреб держит соловья в когтях и обращается к нему с речью: Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим: \Не победит он его, — к униженью лишь горе прибавит!»

О политической борьбе против родовой знати Гесиод даже не мечтает. находится в преддверии революционного движения VII — VI вв., которое сломило мощь аристократии во всех передовых областях Греции, но движение это было возглавлено не крестьянством, а нарождающимися рабовладельческими элементами города, и вовсе не коснулось отсталой Беотии. Гесиод угрожает «царям-дароядцам» лишь божественным возмездием, гневом Зевса, карающего за насилие и неправедный суд. Образ Зевса приобретает у Гесиода черты всемогущего божества, блюстителя справедливости: по земле бродит тридцать тысяч «бессмертных стражей»; они, вместе с «девой Правдой», сообщают Зевсу о неправых поступках людей.

Гесиод консервативен и не ищет путей изменения социального строя; цель наставлений — показать, каким образом при существующих условиях небогатый человек может честно достигнуть благосостояния и почета. В образных афоризмах Гесиод рисует трудолюбивого крестьянина, расчетливого, бережливого, строящего свои отношения с людьми на основе строгой взаимности услуг, благочестивого в расчете на ответную благосклонность богов.

Жениться он советует в тридцатилетнем возрасте на молодой девушке, которую легко обучить «благонравию»; следует иметь не: больше одного сына, чтобы не дробить земельного участка.

Важнейшим средством к обогащению является у Гесиода земледельческий труд. Труд этот должен быть систематическим и упорядоченным:

Гесиод разбирает одну за другой все работы земледельческого года, начиная с осеннего посева, указывает сроки этих работ; указания хозяйственного и технического порядка перемежаются с нравственными сентенциями и описаниями природы в различные времена года.

Другим источником обогащения может служить морская торговля

Заключительная часть поэмы представляет собой рассмотрение «-дней». Здесь излагаются поверья, связанные с определенными числами месяца, рассматривавшимися как «счастливые» или «несчастливые» для различных работ. Наличие этой заключительной части отмечено в традиционном заглавии поэмы (вряд ли восходящем к самому автору): «Работы и дни».

Размышления и наставления Гесиода группируются, таким образом, вокруг нескольких тем: установленные богами условия человеческого существования, справедливость и насилие, труд земледельца, мореплавание, «дни». гексаметром, имеет в своем распоряжении богатый запас выразительных средств, выработанных эпической традицией; архаический язык эпоса с его «постоянными» эпитетами и формулами придает некоторый характер торжественности моральному пафосу «Работ и дней» и той «истине», которую поэма возвещает.

 

 


23. Особенности древнегреческой элегии VII – VI вв. до н. э. на примерах Тиртея и Мимнерма.

класс лирика возникла во время зарождения классового строя. элегия – декламационная лирика , у греков соединение гекзаметра с пентаметром(элегический дистих) создались в Ионии. связан с фолькл. песнями. малой азии элегия это заплачка, в сопровожд. влейты. не обязат скорбн. хар-р- лирич. стих. наставит содержания, призывы и побуждения к важному и серьёзн. действию, размышл, афоризмы.

ТИРТЕЙ. ЗАЩИТА РОДИНЫ. воодушевлял спартанцев к борьбе во время битвы в спарте против мессенцев. Жалкая доля беглеца, скитающегося с семьй на чужбине, позор, покрывающий труса. общность граждан полиса уже показана. призывает к массовому героизму во имя полиса и народа! Стих-ие об ИСТИННОЙ «ДОБЛЕСТИ». сначала кач-ва, не создающие доблести, иллюстрирует мифологическими образами , рост и сила киклопов, быстроты Борея, красота Тифона, богатство Мидаса, царственность Пелоса, сладкоречие Адраста недостаточны.умереть в первых ряжах за родину – вот высший подвиг содержала правила строевского устава элегия и основы спартанского благозакония.Он не является субъективным, он вытупает от Общего мнения.

Мимнерм не личное чувство воспевается, а размышления на общие темы. Любовь («Золотая афродита») высшее благо жизни, сетет на скоротечность юности и тяготы быстро наступ. старости. 60 лет – вот это жизнь. нек-рые посвящены полит. и воен. темам. ОБЪЕКТИВНАЯ ЛЮБОВНАЯ ЭЛЕГИЯ – нет лирич. героя, чувство коллектива, проблемы внешние, нет индивид. переживаний. ТВ-во разделена на 2 книги Нанно и … по имени волюбленной, наративная, повествов. элегия.








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 141;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.