УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XVI в.
Изменение в экономике и социальном строе.
Обострение классовой борьбы. Восстание 1547 г.
Реформы компромисса в середине XVI в.
Политика опричнины Ивана Грозного и ее последствия.
Закрепощение крестьян.
Итоги.
1. Изменение в экономике и социальном строе. Иван III унаследовал в 1462 г. 430 тыс. кв. км территории, аИван IV в 1533 г. получил от своего отца власть над территорией в 2800 тыс. кв. км, а к концу столетия в границах России находилось уже 5400 тыс. кв. км. В состав России вошли многие народы Поволжья, Приуралья, Западной Сибири. Страна стала еще более многонациональной. Население росло медленнее и к концу XVI в. составляло 7 млн. человек. Распределяясь по территории неравномерно — около 5 человек на 1 кв. км, в Западной Европе плотность населения составляла от 10 до 30 жителей на 1 кв. км.
Центральные районы, так называемый Замосковный край (территория исторического центра Руси — Владимирского, Суздальского, Ростовского, Переславльского княжеств), и Рязанская земля были областями высоко развитого пашенного земледелия с трехпольной системой и продуктивным скотоводством. В южных районах сохранилась переложная система, на севере — подсека. При освоении новых земель применялась «наезжая пашня», которая обрабатывалась без правильного севооборота. Главным орудием обработки земли оставалась деревянная соха с железным наконечником (ральником). Плуг применялся редко. В нечерноземном центре почву унавоживали. Основными культурами были рожь, овес, ячмень; реже сеяли пшеницу, просо, гречиху. В Новгородско-Псковской и Смоленской землях уровень агротехники был ниже, урожайность меньше, а среди возделываемых культур больше места занимал лен. Урожайность зерновых культур составляла сам-3 — сам-4. В Поволжских землях—от Углича до Кинешмы — большое значение имело скотоводство.
Большие города превращаются в областные рынки: Москва, Нижний Новгород, Тверь, Рязань, Великий Устюг, Соль Вычегодская. Идет развитие внешней торговли. С 1553 г. начинается торговля в Архангельске. Первый капитан, который пытался попасть в Индию, а попал в Архангельск, был англичанин Ченслер. Москва начинает поддерживать торговые отношения с Англией. С присоединением Поволжья усиливается и восточная торговля.
Идет дальнейшее развитие феодального землевладения и социального строя. Различались по своему статусу «бояре» - владельцы вотчин и «слуги» - обладатели условных владений. Огромную власть на местах имели наместники-бояре. Духовные лица зависели одни от церковных иерархов, другие - от своих светских патронов. Городское население делилось на части. В одних жило «служилое население», работавшее на нужды княжеского хозяйства, в других - торговцы и ремесленники, подданные крупных светских и церковных землевладельцев, жители белых слобод, которые не выполняли государственных повинностей.
Социальной опорой государя всея Руси было дворянство, нужно было укрепить его землевладение. Это вызвало обострение борьбы между дворянством и боярством.
2. Обострение классовой борьбы. Восстание 1547 г. В 1533 г. умирает Василий III, наследнику всего 3 года. Был назначен регентский совет во главе с Бельским. Вскоре к власти приходит фаворит княгини – Тереплев-Оболенский. Елена Глинская провела реформы: ограничивает кормление, в судебный процесс привлекает дворянство. В 1538 г. она умирает, на престол претендуют Андрей и Юрий Старицкие. У власти – Бельские и Шуйские. Бельские – сторонники централизации, а Шуйские – представляют боярство, бывших удельных князей. В 1547 г. Иван IV объявляет себя царем. Митрополит Макарий венчает его на престол. Иван IV женится на Анастасии Романовне. Его венчание укрепило самодержавную власть и повысило международный авторитет России.
21 июня в Москве происходит пожар. Шуйские распускают слух, что Москву подожгла бабка царя, тогда толпа разорвала Юрия Глинского, а Иван бежит в Воробьево. Восстание удалось подавить, начинаются реформы.
3. Реформы компромисса в середине XVI в. Для укрепления власти было создано правительство – Избранная рада (в нее входило и боярство, и дворянство): князь А. В. Курбский, духовник царя Сильвестр и др. во главе с выходцем из незнатных служилых слоев А. Ф. Адашевым, которое начинает проводить жесткие реформы компромисса.
Программа реформ совпала с челобитными царю, написанными в 1549 г. дворянином Иваном Пересветовым. Он побывал в разных странах, в том числе в Турции. В челобитных Пересветова содержалась дворянская программа. Выражаясь иносказательно, Пересветов говорил о том, что турецкий «Магмет-султан» укрепил свою власть и добился многих побед в борьбе с врагами; что положение людей на службе должно определяться не происхождением, а личными заслугами. Создание сильной армии служилых людей — должно было дать царю мощную силу не только для решения внешних задач, но и для укрепления самой царской власти. Гибель Византии произошла из-за засилья вельмож. На смену слабой власти при сильной аристократии должна прийти сильная власть, располагающая достаточными средствами для поддержания «правды». Деньги для уплаты жалованья дворянам надо брать с горожан. Пересветов советовал царю самому устанавливать цены на рынках.
Но правительство Ивана IV не могло обойтись и без церковной и княжеско-боярской знати, которая поддерживала идею единства страны, но настаивала на сохранении своих привилегий. Компромиссная политическая программа нашла отражение в посланиях Василию III и Ивану IV, которые писал Максим Грек. Он разделял тезис о «божественном происхождении» государственной власти, идею союза светской власти с церковью и с мудрыми советниками. Как и Пересветов, Грек считал необходимым быструю ликвидацию «змея» в Казани, а также укрепление границ государства.
Начинают созываться Земские Соборы с 1549 г. – как сословно-представительное учреждение, куда входили представители всех сословий. Специфика России в том, что часто представителей часто назначал сам царь, когда на Западе их избирали. Большинство авторов считают, что наступила полоса сословно-представительной монархии в России.
Законодательство. В 1550 г. был утвержден Судебник. Он состоял из 100 статей, вводил наказания для должностных лиц. Бояре добились большой уступки: если вотчинник продавал землю, то он мог в течение определенного времени ее выкупить. Власть наместников ограничивалась. В разбирательстве дел на местах теперь обязательно должны были принимать участие выборные земские старосты. Отменялись податные льготы монастырей, что также укрепляло централизованную власть и ослабляло материальную базу церкви. По отношению к крестьянам была повторена статья о Юрьевом дне.
Военная реформа. В 1550 г. на время военных походов ограничивалось местничество. В Московском уезде испоместили «избранную тысячу» —1070 дворян, ядро дворянского ополчения, охрану и опору царя. Порядок прохождения службы служилых людей «по отечеству» — дворян и так называемых детей боярских — определялся изданным в 1556 г. «Уложением о службе». Служба переходила по наследству и начиналась с 15 лет. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставить одного воина с лошадью и вооружением.
Формируется особое сословие – посадские люди: жители городов, мелкие торговцы и ремесленники, которые селились за крепостным валом. Правительство проводит сумму мероприятий – «посадское строение» (процесс шел с конца ХV – до середины ХVII в.), направленных на ликвидацию земельной собственности феодалов в городах, передаче всех жителей посада в городское тягло. В 1550 г. из жителей посада создается стрелецкое войско, вооруженное пищалями. В мирное время они занимались ремеслом и торговлей, а в военное – составляли войско. Были созданы также первые инженерные части.
Во второй половине ХV в. были созданы новые группы «служилого населения» - пушкари (положение их было близко к положению стрельцов) и мастера, занимавшиеся литьем пушек. В конце ХV в. в Москве был создан Пушечный двор. Наиболее известным был мастер Андрей Чохов, отливший в 1586 г. «Царь-пушку» весом в 38 400 кг. Литье пушек было сложным производственным процессом, разделенным на ряд этапов, и требовало участия в нем на разных этапах мастеров разных специальностей. По организации производства Пушечный двор был схож с мануфактурами, возникавшими в ХVI в. в передовых странах Западной Европы.
Стрельцы относились к так называемым служилым людям «по прибору». В службу «по прибору» мог поступить любой свободный человек, но она не считалась наследственной и была низшей по отношению, к службе «по отечеству». К «приборным» людям относились казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и др. Они несли службы по городам, где селились особыми слободами, и по границам государства. Наиболее распространенной формой их обеспечения были опять-таки земельные «дачи», только не индивидуальные, а коллективные, из которых «приборные» люди получали участки для личного пользования. Безземельным «приборным» людям выдавалось денежное и хлебное жалованье, но эта выплата была крайне неаккуратной. Вследствие этого служилые люди «по прибору» вынуждены были заниматься ремеслом и торговлей, что отвлекало их от служебных обязанностей и снижало их боеспособность. Тем не менее, в середине и во второй половине XVI в. постоянное (хотя еще и не регулярное) стрелецкое войско было наиболее мощной боевой силой Российского государства.
Во второй половине XVI в. в войско влились казаки, жившие на Дону. Во время войны войско пополнялось людьми, которых приводили с собой землевладельцы («боярские люди») и которые выставлялись с тяглых дворов города и деревни («сборные люди» и «посошные люди»). Без боярских и посошных людей войско насчитывало свыше 100 тыс. человек (1,5 % населения страны). В войске служили 2 500 наемных иностранцев. В 1571 г. появился первый военный устав. Дворяне полностью удовлетворены не были.
Земская реформа. Реформа местного управления началась еще в 30-ые гг. при Елене Глинской, когда в суд были введены избранные из дворян. Вводились губные старосты, администрацией стала губная изба – орган для подавления сопротивления и боярства, и крестьянства. Губные старосты избирались из дворян. Воеводы избирались дворянами. Постепенно отменялось кормление, но не полностью. Воевода в пограничных районах соединял военную, гражданскую и судебную обязанности.
Церковная реформа началась на Стоглавом Соборе в 1551 г. (решение состояло из 100 глав). Oн продолжил оформление нового единого пантеона русских «святых», что способствовало преодолению местного сепаратизма в церковной организации. Иван IV заставил церковь вернуть земли, на которые у нее не было бумаг, вернуть земли, которые завещали бояре церкви во время малолетства Ивана IV, церкви запретили приобретать новые земли без разрешения царя. Это был компромисс между иосифлянами (представители дворянства) и нестяжателями (старое боярство). Одни были за владение церкви землей, другие – против, считали, что церковь должна быть чистой.
Финансово-налоговая реформа. Была введена общая единица поземельного обложения – соха, зависевшая от принадлежности и качества земли. Большая часть ее возложена была на крестьянство и феодалов. Соха – от 300 до 800 дес. В городах в «соху» включалось определенное количество дворов. Были введены новые налоги: «пищальные деньги» на содержание стрелецкого войска; «полоняничные» деньги на выкуп пленных. Отменили тарханы – освобождение от налогов. В 1549 г. налоги распространяются на людей служилых по отечеству и на церковь.
В 1566 г. Иван Грозный заставил составить Государев родословец, это список бояр и служилых людей. В нем определяется порядок местничества.
Иван Грозный заболевает в 1553 г., поэтому заставляет присягнуть Дмитрию, но некоторые присягнули Владимиру Старицкому. Вскоре после его выздоровления, на его глазах был утоплен его первенец – Дмитрий. Грозный начал отходить от курса Избранной Рады. Но был повод – внешняя политика. Сложилось 2 направления – Ливония, выход в Балтику и Казанское ханство. Русские овладели Нарвой, Дерптом, но из-за сопротивления Избранной Рады Грозный вынужден заключить перемирие, не закрепив успеха. Он убирает из Избранной Рады Сильвестра и заточает в монастырь. В 1554 г. умирает жена Ивана, в ее отравлении обвинен Адашев, что еще больше увеличивает разрыв государя с Избранной Радой. Грозный начинает борьбу с боярством. С 1560 г. устанавливается диктатура Ивана Грозного, а с 1565 –1572 гг. проводится политика опричнины, которую можно назвать «диктатурой в квадрате».
4. Политика опричнины Ивана Грозного и ее последствия. Стремясь к укреплению своей единоличной власти, Иван IV зимой 1564/1565 г. осуществил в стране своего рода политический переворот. Основным исследователем опричнины были А. А. Зимин, И. И. Смирнов, Р. Г. Скрынников, Шмидт, В. Б. Кобрин, которые осуждали террор. Зимин считал, что основная борьба велась с удельным сепаратизмом, Кобрин оценивал как миф борьбу боярства и дворянства, т. к. их нельзя разделить по отношению к собственности. Скрынников полагал, что Грозный боролся не с сепаратизмом, а с аристократией за власть, Д. Н. Альшиц видел в репрессиях неизбежный элемент строительства самодержавного государства.
Историки считают, что политику опричнины царь обосновал в эпистолиях Андрею Курбскому. В 1564 г. А.Курбский бежал от Ивана Грозного в Литву. Грозный готовился в это время к наступлению, но оно провалилось, и под Тулой потерпел поражение, обвинив во всем изменников бояр. Курбский послал эпистолию Ивану IV, в которой пытался оправдать свое бегство непомерным гневом царя. Трактат был программой феодальной раздробленности. Призывал Грозного поддержать боярство. В ответ царь написал три эпистолии, где он обосновывает закономерность самодержавной власти в России, говорит о божественном происхождении самодержавной власти, об особой роли Московских князей, которым Бог дал право управлять; тогда впервые и появилась в русской истории идея проведения Московскими князьями воли божьей на земле. Здесь же он обличает Курбского как изменника, обосновал поворот своей политики и опричнину.
Накануне 19 декабря 1564 г. царь уезжает из Москвы, на богомолье по монастырям, но, взяв с собой семью, казну и служебную администрацию, в Александрову слободу. Бояре отправляют посольство с просьбой вернуться. Царь согласился, но при условии введения опричнины. Причины опричнины:обострение борьбы между боярами и дворянами в ходе реформ; укрепление дворянства, ослабление боярства.
Грозный пытался подорвать экономические и политические силы боярства и усилить дворянство, тем самым укрепляя социальную опору монархии. Это было сознательное разорение боярства, ограничение вотчинных прав, подрыв материальной базы крупной аристократии в их родовых землях, замена земельными владениями в других регионах, уже в меньших размерах и на других условиях держания земли, не на вотчинных правах, а на условиях подчинения центральной власти. Иван IV также защищал классовые интересы феодалов. Опричнина ведет к усилению закрепощения крестьян.
Опричнина была борьбой против феодальной раздробленности. Иван Грозный удел, который назывался опричь, включал театр военных действий Ливонской войны, а остальная территория во главе с Москвой – земщина. В опричнину вошли земли верхней Волги, Можайские, Владимирские, Сербские. Отсюда царь выселял бояр и селил дворян. Таким образом, он разбивал сложившиеся боярские гнезда и значительно ослаблял боярство. Раздел страны сопровождался разделением на две части и дворянского сословия. Одна часть его, которую царь удостоил своим доверием, составили его личное войско опричников. Они ходили в черной одежде, к седлам их коней были приторочены песьи головы и метла в знак того, что они должны выслеживать и «выметать» из страны изменников. Царь наделил их особыми привилегиями. Царь отдавал себе отчет, что его действия, наносящие ущерб многим сотням людей, вынужденных покидать насиженные места и отправляться в далекие и незнакомые края, могут вызвать массовое недовольство детей боярских - вооруженных и организованных людей. Поэтому с самого начала неотъемлемой частью опричного порядка стал террор, который должен был подавить возможное недовольство. Он создал свой аппарат управления и постепенно расширял свой удел, чинил расправы по малому доносу.
Зимин выделял три направления борьбы Ивана IV: против удела Владимира Старицкого; против церкви и ее политического влияния; против Новгорода, который был символом свободы и феодальной раздробленности. Б. Н. Флоря пишет о борьбе против княжеских родов, политике «выводов» светских землевладельцев, общем терроре. Борясь против уделов, Грозный насаждал новые уделы, проводил массовые истребления народа, что явилось отрицательной чертой его политики.
Самые большие репрессии пали на семью Старицких. Так, в 1569 г. царь ликвидировал удел Старицких, им дали Дмитров, а затем заставили принять яд. Церковь. Митрополит Афанасий в 1566 г. ушел в монастырь. Новый митрополит Герман вступил в спор из-за опричнины, с ним расправились. Следующий митрополит Филипп Колычев начал борьбу, но его уговорили молчать, в итоге он был удавлен в 1569 г. в монастыре Малютой Скуратовым. Долгое время затем должность митрополита замещают епископы. По сути это была закономерная борьба для Европы – светской власти и власти духовной. Сигизмунд II сделал крупным боярам предложение перейти к нему на службу в Польшу, они принесли письма царю. Иван продиктовал ответ. А в 1568 г. царь обвинил боярина Федорова (поддерживал кн. Владимира Андреевича Старицкого), что тот сам напросился на службу, и заколол его. В 1570 г. Иван Грозный узнал об измене и связал эту измену с Новгородом, идет походом на него. В итоге, в Новгороде утопили 60 тыс. человек, 80% земель превращено в пустошь.
В 1571 г. крымский хан Дивлет Гирей достигает Москвы. Но опричные войска не справились, и Москва была сожжена татарами.
В 1572 г. Грозный отменяет опричнину, вновь началось переселение дворян, на старые гнезда. Началась реконструкция опричного удела. Получилось каждых приказов по два. Стали истреблять бояр. Грозный вновь заговорил о заговорах. Совершены казни над бывшими приказными людьми.
В 1572 г новый поход крымского хана отразили войска земщины.
Опричнина подорвала экономическую мощь страны, ослабление и разорение хозяйства принесла 25-летняя Ливонская война.
5. Закрепощение крестьян. Шел процесс дальнейшего закрепощения крестьянства. В 1581 г. Вышел указ о Заповедных летах, запретивший переход крестьян от одного хозяина к другому. В 1592 г. запрещен переход членов крестьянских семей, в 1597 г. устанавливается 5-летний срок сыска беглых крестьян. В 1592 – 1597 гг. начинается составление писцовых книг, куда записывается все население с описанием размеров хозяйства для налогообложения.
6. Итоги. Политика Ивана IV привела к настоящему разгрому родового землевладения княжеской знати, росту удельного веса поместных земель в общем землевладении русского дворянства. Произошло создание так называемой воеводской системы управления, не связанной с местным населением и проводившей политику, угодную государственной власти. Иван IV снова стал выдавать «несудимые грамоты», подчинявшие духовенство своей власти, освобождая их от судебно-административной власти епископов. Царь налагал руку и на церковную казну: так, в 1574/1575 г. по его приказу из Троице-Сергиева монастыря были изъяты деньги и драгоценная утварь. Церковь оказалась подчиненной под контролем государства.
Почему не возникло сопротивления? Важную роль сыграли представления о царе как главе всего христианского мира. Дети боярские нуждались в сильной государственной власти, которая могла бы превратить фонд государственных «черных» земель в их владения и помочь им подчинить своей власти крепкую и сплоченную крестьянскую общину. Малая продуктивность сельского хозяйства и небольшие размеры поместья сплошь и рядом создавали такую ситуацию, когда сын боярский нуждался для более или менее сносного существования в материальной поддержке. Такую поддержку ему могла оказать лишь сильная государственная власть.
В 1580 г. на Земском соборе дворянство заявило, что оно не в состоянии нести службу с разоренных поместий, и ходатайствовали о заключении мира. И мир вскоре был заключен. Когда после смерти Ивана IV близкие к покойному царю, люди пытались сохранить опричный порядок, в Москве вспыхнуло восстание. Находившиеся в городе дворянские отряды и горожане Москвы осадили Кремль, и разделение страны на две части было ликвидировано.
В итоге, в середине – второй половине XVI в. произошел дальнейший процесс укрепления власти монарха, укрепление его социальной базы – дворянства, рост феодального гнета и закрепощение крестьян. Власть монарха укрепило венчание на царство в 1547 г., введение новых институтов власти – Земских соборов – созыв представителей сословий со всей земли русской, а не только княжества Московского. Новая идеология, выраженная в посланиях Грозного Курбскому о божественном происхождении власти, о предназначении царской власти на Руси быть проводником божьей воли на земле, до такого понимания царская власть не поднималась до Грозного. В духовной грамоте 1572 г. Иван Грозный завещает сыну Ивану государственную власть, и, хотя давал Федору удел, но велел на него не уходить, пока Иван не укрепится у власти, против брата в заговоры не вступать. По заказу царя была создана в Чудове монастыре «Степенная книга» - изложение истории Древней Руси, а затем России как ряда последовательно помещенных биографий древнерусских, а затем российских государей. На огромном историческом материале создатели «Степенной книги» последовательно показывали, что процветание и благополучие русских земель было связано с сильной самодержавной властью, а разорение и упадок - с ослаблением этой власти. Новгородский архиепископ Макарий собрал «все святыя книги собраны и написаны, которые в Руской земле обретаются» и передал «Великие Четьи минеи» Успенскому собору в Москве 12-томный свод текстов, расположенных в рамках годового, 12-месячного круга чтения. Еще более обширным по объему было составленное для Ивана IV собрание Четьих минеи, от которого сохранилось десять томов.
Сложилась сословно-представительная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена сословным представительным органом власти, в который избираются представители всех сословий. Они ограничивают монарха в законодательстве, контроле за администрацией, сборе и расходовании налогов.
Контрольные вопросы
1. Каковы причины реформ Ивана Грозного, их основное содержание, цели, ход, и место в истории развития государства?
2. Личность и реформы Ивана Грозного.
3. Дайте оценку опричнины Ивана Грозного как момента цивилизационного выбора России?
4. Каким рисовался образ «идеального государства» в политике и идеологии Ивана Грозного?
5. Что такое сословно-представительная монархия?
6. Какова роль Земских соборов в истории России?
7. Проследите процесс формирования социальных отношений на Руси на основе анализа сводов законов XIV - XV вв.
8. Что означает пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»?
Лекция 10
Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 632;