МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО В XV – XVI ВВ.

 

1. Иван III как создатель Русского государства.

2. Государственный аппарат Василия III конца XV – начала XVI вв.

3. Формирование новой идеологии.

4. Государственная власть и церковь. Реформация. Ереси.

5. Особенности образования единого Московского государства. Историческое значение.

6. Внешнеполитические задачи.

 

1. Иван III как создатель Русского государства. Изменения в сословном строе. Бояре и дети боярские - вассалы местных князей - стали вассалами великого князя московского. В конце ХV в. распространяется новая форма землевладения бояр и детей боярских. Именно в это время Иван III раздал своим детям боярским значительную часть конфискованных в Новгороде земель (около 36 % всего земельного фонда), но как условные владения, получившие именно в это время название «поместий». Переданным помещику владением с крестьянами он мог пользоваться лишь до тех пор, пока исправно нес военную службу великому князю, в случае неявки на службу или неспособности ее выполнять (по старости или по болезни) поместье могло быть у него отобрано. Государственная власть сознательно стремилась создавать, прежде всего, поместья средних и малых размеров. Зависимость таких землевладельцев от государственной власти была гораздо более сильной, чем зависимость землевладельцев-вотчинников. Власть добивалась решения двух задач: увеличения размеров дворянского ополчения – главной военной силы государства и увеличения в формирующемся дворянском сословии прослойки людей, находящихся в особенно жесткой зависимости от власти.

Централизованное государство – это единая централизованная система власти. Уже с XV в. складываются новые органы власти. Существует единое законодательство, которое действует на всей территории.

2. Государственный аппарат Василия III конца XV – начала XVI вв. Верховнаявласть принадлежала Великому князю (Ивана III – называл себя Государь всея Руси). При нем сложился постоянно действующий высший орган государственной власти – Боярская дума из 20 человек (думское боярство), которая заседала ежедневно в присутствии Великого князя, решала вопросы внутренней и внешней политики.

С увеличением функций государственного управления возникла необходимость создания центральных органов власти. Великий князь приказывал боярину решать конкретные вопросы. Так в 1512 г. возникли центральные органы власти – приказы, которые делились на территориальные (Казанский, Сибирский и пр.) и отраслевые (ямской, разбойный, посольский и пр.). Возникали они стихийно, их количество росло, и было не постоянным. Во главе приказа стоял боярин, вокруг которого складывается штат дьяков и подьячих. Их «офисом» была приказная изба.

На местах, в уездах, округах, как правило, это бывшие удельные земли, во главе стоял боярин-наместник. Он назначался на короткий срок, жалования не получал. Уезд делился на волости (5-12 деревень), во главе которой стоял волостель. И те, и другие выполняли функции административные, судебные, военные. Фактически возникало что-то вроде феодальной раздробленности. Назначение на должности осуществлялось по знатности происхождения. Этот принцип получил название местничества. За свои услуги чиновники получали корм с подвластного населения, возникла система кормлений.

Стали вводится единые законы. В 1497 г. выходит Судебник Ивана III. Он имел огромное значение для развития феодального способа производства. Судебник охранял собственность феодалов на землю и их права на владение крестьянами. Судебник ввел норму Юрьева дня (26 ноября). За две недели до юрьева дня и после, крестьянин имел право уплатить пожилое своему хозяину и перейти к другому феодалу. Эта норма была выгодна всем. Феодалы, особенно дворяне, нуждались в рабочих руках и часто сами платили пожилое; крестьяне надеялись при переходе на возможность облегчения гнета; это снижало напряженность между ними и феодалами. Государство шло навстречу дворянам, которые являлись социальной опорой монарха, тем самым снижая накал классовой борьбы, что облегчает задачи государственных органов власти. Судебник 1497 г. ограничил источник холопства. Он оставил горожан лично свободными, чем обеспечил возможность государству их эксплуатации.

3. Формирование новой идеологии. В 1498 г. Иван III задумал лишить своего второго сына Василия наследия престола и передать старшему внуку Дмитрию от старшего сына Ивана. Происходит венчание Дмитрия, который никогда не царствовал. К этому времени подготовлено «Сказание о Византийских князьях». Оно ведало о происхождении русских государей от римского императора Августа. Брат Августа – Прус (такого не было) – якобы один из предков Рюрика, был предком Владимира Мономаха. И княжеские регалии, в том числе и шапку Мономаха, он получил из Византии. Сказание подчеркивало: киевское наследие – преемственность Древнерусского и Московского государства, связь с Византией, обосновывалась самодержавная власть. Возможно влияние на «Сказание» молдавских летописей, которые могла привезти мать Дмитрия – Елена Стефановна. Идея киевского наследия легла в основу внешней политики и использовалась Московскими князьями в целях возвращения Киева, Смоленска, украинских и белорусских земель.

Вторая теория – «Москва – третий Рим», сформулирована в послании Великому князю старцем Псковского Елизарова монастыря Филофеем и носила клерикальный характер. Согласно теории история человечества – это история трех царств. Последовательно они несут основной христианский дух, сначала Рим, затем Византия, теперь Москва. Два Рима пали, а четвертому Риму не быть. Филофей называет Ивана III новым царем Константиновым, а Москву – новым градом Константиновым. Филофей также разделяет мысль о «богоизбрании» Великого князя. Он называет его боговенчанным, высокопрестольным, вседержавным. Такая идеология основана на идеи господства православия в мире, но она не легла в основу внешней политики.

4. Государственная власть и церковь. Реформация. Ереси. Ереси (особое вероучение, религиозное течение в христианстве, отличное от официальной церковной доктрины) возникли в двух группах: бюргерская и плебейская.

На церковном соборе, созванном в 1503 г., Иван III «восхоте у митрополита и у всех владык и у всех монастырей села поимати», а на свое содержание они должны были получать средства из великокняжеской казны. Но духовенство было ещё сильно, и он вынужден был отказаться.

В Новгороде, Пскове, в Твери, Москве появились ереси стригольников. В 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского вече. Еретики не признавали власти над собой «всего чина священнического», взимавшего плату за совершение обрядов. Отрицали догмат о троице, святость икон (иконоборчество), крещение, осуждали священников за недостойное житье, выступали против церковных богатств. В 1490 г. стригольники осуждены на соборе.

В 1485 – 1486 гг. в Москве образовался кружок антитринитариев во главе с Фнедором Курицыным. Социальный состав: светские и духовная знать, связанные с двором, сам Иван III, влиятельные дьяки братья Иван-Волк и Федор Курицыны, дьяки Истома и Сверчок, Иван Черный, купцы Зубов и Семен Клепов, Елена Волошанка (сноха Ивана III). Поставили вопрос о страшном суде, воскрешении мертвых, загробной жизни – основополагающих догматах церкви, выступали за учение книжное, против монашества как института. Оружничий Василия III Федор Иванович Карпов доказывал в полемике с Максимом Греком, что, хотя астрология и осуждается церковью, она «нужна царям», так как благодаря советам астрологов они дос­тигают успеха в государственных делах. Иосиф Волоцкий в произведении «Просветитель» обвинил еретиков в жидовстве, Собор 1504 г. осудил их, и запылали костры. Элементы реформационного движения сочетались с элементами гуманизма. Главная особенность в связи ее с задачами государственной централизации. Причины поражения: узость социальной базы.

Новая вспышка еретических движений имела место в 50-х гг. ХVI в. Их оживлению способствовали веяния Реформации, на территории Польско-Литовского государства. В учении беглого холопа Феодосия Косого. отвергались необходимость существования церковной иерархии, храмов, обрядов. Широкое воздействие радикальных взглядов Косого отражает недовольство состоянием религиозной жизни в русском обществе XVI в. Под влиянием «ляхов» сын боярский великокняжеского двора Матвей Башкин, представлявший бюргерство, стал, самостоятельно читать Апостол и Евангелие и в результате отпустил на волю своих холопов, решив, что их несвобода противоречит учению Евангелия. Осужден собором 1553 г.

Главным защитником церкви выступил Иосиф Волоцкий (основатель Успенского монастыря под Волоколамском) «Просветитель» и Максим Грек (светское имя - Михаил Триволис). Он стремился очистить православное духовное наследие от наслоений и искажений. Внутри церкви спор между иосифлянами – Иосиф Волоцкий (Санин), и нестяжателями Нил Сорский. Содержание полемики: 1. Монастырское землевладение. «Достойно ли монастырям володеть селами». И – да, Н – нет. 2. Отношение к еретикам. И – уничтожить физически, Н – перевоспитывать, бойкот. 3. Отношение к государству. И – беспрекословно подчиниться. Н – независимость церкви. Победу одержали И.

5. Особенности образования единого Московского государства. Историческое значение. Сущность централизованного государства.В отличие от периода феодальной раздробленности в русском государстве сильно укрепилась верховная власть Великого князя. Иван III называл себя Государь всея Руси. Стала складывается определенная система центрального и местного управления, при которой удельные князья превращаются в бояр (слуг) Великого князя и подчиняются ему. Только государь мог вести переговоры с другими государствами, издавать законы, собирать войска, объявлять войну, чеканить монету, назначать наместников. По всей стране постепенно устанавливались одинаковые законы.

Но еще сохранялись остатки феодальной раздробленности, «следы прежней автономии»: Новгород, Псков, само Московское княжество имели элементы самостоятельности; князья раздавали отдельным феодалам жалованные грамоты с правами в своих вотчинах; не способствовали укреплению центральной власти местничество и система кормлений.

Процесс образования централизованного государства протекал во всем мире, но у Русского государства были свои особенности. Общее с Европейскими странами было, во-первых, развитие сельского хозяйства, ремесел, укрепление городов, усиление экономических связей между различными частями страны; во-вторых, развитие феодальных отношений и усиление эксплуатации крестьян, обострение классовой борьбы, стремление феодалов укрепить центральную власть; в-третьих, во главе государства стоит монарх. Наряду с общими чертами можно выделить некоторые особенности. Очень слабое развитие товарно-денежных отношений в русских землях, чтобы компенсировать слабость экономических связей, нужна была сильная великокняжеская власть, которая приближалась к восточной деспотии, в отличие от королевской власти в Европе, русские монархи не учитывали мнение королевского совета, и общества. Слабость городов, отсутствие бюргерства, которое было основной социальной опорой централизации в Западной Европе, а в Москве социальной опорой князя стали не горожане (бюргерство), а дворянство. На Западе идет процесс ликвидации крепостного права при сохранении феодальной эксплуатации, а на Руси складывается крепостное право. Англия, Франция и др. государства складывались как однонациональные, а Россия – сразу как многонациональное государство. В России была большая необходимость, чем во Франции, Испании, борьбы с внешними врагами, свержение ига, сопротивление растущей угрозы с Турции и ее вассалов и т.д.

6. Внешнеполитические задачи.В конце XV в. во внешней политике утвердились три направления, сохранившиеся на три века: 1) восточное – борьба с татарским государством; 2) юго-западное – борьба за славянские земли, которые находятся под властью Литвы; 3) борьба за выход в море.

Сильная часть монголов – Золотая орда. Против Ивана III поднялись братья Андрей Галицкий и Борис Волоцкий. В 1478 г. Иван III присоединил Новгород, и не поделился с братьями, братья бежали в Литву к князю Казимиру. Помирились братья только после стояния на Угре. Но Русь освободилась от ига. Золотая орда распалась: часть подчинилась Турции, установив власть над Крымом, другая – образовала Казанское, Астраханское ханства. Осколки Орды были проводниками Османской империи.

Началась борьба с Литовским государством. Гедемин присоединил Беларусь, затем Ольгерд – Украину. В начале XV в. завершается объединение Литовского государства. Борьба продолжалась с Ливонским орденом. В 1410 г. состоялась Грюнвальдская битва.

Литва захватила огромные территории, а т.к. славяне боялись татар, многие сами уходили к Литве. В 1385 г. Литва и Польша заключили Кревскую унию. Польша стала господствовать на Украине. Положение православного населения ухудшилось. В Литве и Польше на 50 лет раньше, чем на Руси, сложились крепостные отношения. Иван III начинает походы против Польши. В 1494 г. – завоевания на Оке, Вязьме, Великие Луки. Иван III является тестем для литовского князя Александра Каземировича, но несмотря на это он посылает грамоту о начале войны. Литва в 1501 г. попыталась восстановить отношения, т.к. Юрьевская земля (Дерпт) принадлежала Ливонскому ордену, и Москва платила дань. По договору 1503 г. права на Юрьев перешли к Москве, что обострило отношения между ними.

В 1500 г. предпринята попытка наступления на Смоленск. В 1507 г. – война с Литвой. В 1514 г. Смоленск был взят Литвой.

Но особенно больших войн Русь не вела. Создан посольский приказ. Вместе с образованием централизованного государства возникают дипломатические отношения с рядом государств, особенно с Молдавией. Большие связи с Римской Империей. Постепенно о Руси стали узнавать в Европе. В 1497 г. установлены отношения с Турцией. Русский посол согласился говорить лишь с самим султаном, т.к. осколки Золотой Орды были ей подчинены. Особую опасность представляло Казанское ханство.

Иван III вступил в княжение ордынским данником, а к концу вышел независимым князем.

Значение образования Московского централизованного государства. Окончился период феодальной раздробленности, прекращаются феодальные усобицы, что создает благоприятные условия для развития хозяйства, генезиса внутреннего рынка (единая денежная система, единые меры веса, длины и т. д.) и культуры страны, формирование русской (затем великорусской) нации. Единое государство свергло монголо-татарское иго, что также способствовало развитию производительных сил и культуры. Вырос международный авторитет страны. Появилось название «Россия».

 

Контрольные вопросы

1. Какие этапы процесса закрепощения крестьян можно выделить на основе анализа сводов законов XV – XVII вв.

2. Какие новые социальные процессы нашли отражение в Судебнике 1497 г.?

3. Какую роль в укреплении центральной власти и во внешней политике сыграли новые идеологические концепции, оформившиеся при Иване III?

4. В чем состоит цивилизационный смысл формулы «Москва – третий Рим»?

5. Еретики и ортодоксы в духовном мире средневековой Руси. В чем суть духовных поисков?

Лекция 9.








Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 1979;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.