Тема № 2. Принципы уголовного процесса

 

1. Понятие, значение и система принципов уголовного процесса.

2. Принцип законности при производстве по уголовному делу.

3. Презумпция невиновности, ее сущность и значение.

4. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

5. Состязательность и равноправие сторон как принцип уголовного судопроизводства.

6. Осуществление правосудия только судом. Независимость судей и присяжных заседателей.

7. Уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность личности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

8. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Гарантии обеспечения неприкосновенности жилища и тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

9. Право на обжалование процессуальных действий и решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя.

10. Публичность и гласность судебного разбирательства

11.Непосредственность, устность судебного разбирательства.

12. Всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела

13. Осуществления уголовного судопроизводства в разумный срок

14.Недопустимость повторного привлечения к уголовной ответственности за одно и то же деяние (non bis in idem)

Принципы уголовного процесса – это основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, определяющий характер уголовного процесса, содержание всех его институтов и выражающие взгляды о построении процессуального порядка, обеспечивающего справедливое правосудие по уголовным делам, эффективную защиту личности, ее прав, свобод, а также интересов общества и государства от преступных посягательств.

 

«Семантические принципы - это руководящие идеи, основные правила деятельности. Поскольку право - это, в сущности, общеобязательные требования справедливости, то правовые принципы есть не что иное, как мера справедливости в праве. Закон легитимен, т.е. имеет правовое содержание, постольку, поскольку он отвечает принципам права. Они не просто юридические идеи, а объективно необходимые общеобязательные критерии справедливого и должного в праве. Какое-то время они присутствуют в праве неявно, не будучи теоретически осознаны и как бы растворяясь во множестве норм, как законодательных, так и обычных. Однако по мере развития права и роста правосознания принципы вычленяются из правовой материи в качестве определенных юридических идей, а с развитием юридической техники могут закрепляться в законе (как правило, при его кодификациях) в виде отдельных правовых предписаний. Получив подобное признание, они обретают относительную самостоятельность и начинают служить своего рода барометром при изменениях текущего законодательства и компасом для дальнейшего формирования права.

Принципы права, во-первых, могут индуктивно выводиться из некоего множества норм, а во-вторых (более развитая форма), существовать в качестве нормативных предписаний, закрепленных в специально посвященных им статьях законодательных актов.

…..Не все принципы абсолютно равнозначны. Есть универсальные типологические начала, непосредственно составляющие самую сущность состязательности. Они насквозь пронизывают всю ткань судопроизводства, контролируют все его институты (равенство сторон и наличие независимого суда)… другие принципы, меньшей степени общности... - они управляют отдельными институтами судопроизводства (очность процесса, непосредственность исследования доказательств…)» "Уголовный процесс: Учебник" (Смирнов А.В., Калиновский К.Б.).

 

Принципы уголовного процесса сформулированы и закреплены большей частью в нормах международного права, Конституции РФ, в УПК РФ, а также в других федеральных законах.

Законность

Статья 7 УПК РФ предусматривает законность при производстве по уголовному делу. Согласно этой норме суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ. Суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта Кодексу, принимает решение в соответствии с УПК.

Нарушение норм УПК РФ судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.

Последнее положение фактически перешло в кодекс из Конституции РФ, в соответствии с ч.2 ст.50 которой, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Первую и вторую часть названной статьи разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.06.2004 N 13-П, указав, что в них речь идет не о Конституционных законах и не о нормах международного права, которые по юридической силе преобладают над нормами УПК РФ.

Принцип законности - общеправовое начало, которое требует неукоснительного исполнения законов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами. Это положение означает, во-первых, общеобязательность, а во-вторых, верховенство закона.

Он закреплен в статьях Конституции РФ ( статьи 1, 15, 49 и т.д.) , Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (статьи 5,6,7 и т.д.).

Одним из наглядных примеров воплощения данного принципа, являются положения ч. 4 ст. 235 УПК РФ, обязывающие сторону обвинения ( как правило представителя государственного органа ) при рассмотрении ходатайства об исключении доказательства, как недопустимого, опровергнуть доводы защиты, т.е. доказать , что доказательство получено в предусмотренном законом порядке.

Презумпция невиновности.

 

«Презумпция - это предположение, условно-юридически принимаемое за истинное суждение. Согласно презумпции невиновности лицо, обвиняемое в совершении преступления, условно предполагается невиновным, пока окончательно не доказано обратное.

Без помощи презумпции невиновности уголовному процессу не удалось бы сохранять равновесие сторон - государственного органа уголовного преследования и частного лица, обвиняемого в преступлении, которые заведомо несопоставимы по своим фактическим силам и возможностям. Она является основным элементом института преимущества защиты и важнейшим условием соблюдения принципа равенства сторон в уголовном процессе»…. Презумпция невиновности относится к числу опровержимых. Бремя опровержения тезиса о невиновности обвиняемого (или - что то же самое - доказывания его виновности) лежит на стороне уголовного преследования. Бремя доказывания - это негативные процессуальные последствия, которые наступают для стороны в случае, если она не сможет доказать обстоятельств, положенных ею в обоснование своей позиции по делу. "Уголовный процесс: Учебник" (Смирнов А.В., Калиновский К.Б.).

 

Статья 49 Конституции РФ ( а также ч.2 ст.6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод») определяет данный принцип следующим образом: "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет установлена в предусмотренном законом порядке и определена вступившим в законную силу приговором суда. Никто не обязан доказывать свою невиновность, все неустранимые сомнения трактуются в пользу обвиняемого".

 

Повторяя эти положения и конкретизируя их статья 14 УПК РФ, устанавливает, что обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном уголовно-процессуальным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном законом, толкуются в пользу обвиняемого. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях. То есть, данный принцип действует на протяжении всего процесса и в начале уголовного преследования и в конце при вынесении решения, разрешающего уголовное дело по существу.

Обеспечение обвиняемому, подозреваемому и подсудимому права на защиту предусмотрено статьями 48–51 Конституции РФ, ч.3 ст.6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», и 19, 46, 52 УПК РФ. Обеспечение подозреваемого, обвиняемого и подсудимого правом на защиту, подразумевает его обеспечение всей совокупностью предоставленных законом процессуальных прав для опровержения возникшего подозрения или предъявленного обвинения.

Данный принцип полностью включен и органично связан с другими положениями принципа закрепленного в ч.3 ст.6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» ( Право на справедливое судебное разбирательство), согласно которой «каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:

a) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

c) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

e) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке».

 

В соответствии с требованиями статей, 16, 19 УПК РФ лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому их права и обеспечивать подозреваемому, обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, среди которых пользоваться помощью защитника ( в том числе бесплатно), пользоваться помощью переводчика, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства о проведении следственных действий, назначении экспертиз, участвовать в суде ( а в некоторых случаях и в досудебном производстве) в допросах других обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, проведении осмотров, экспертиз, непосредственно участвовать во всем судебном разбирательстве (во всех его стадиях), подавать жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и т.д.

Как видно из приведенных норм закона и пояснений к ним, принцип обеспечения права на защиту также , как и принципы законности, презумпции невиновности носит объемный , комплексный характер, пронизывает нормы уголовного процесса от самого его начала до окончания, находит свое воплощение в нормах на всех стадиях процесса: от досудебного производства ( начинаясь до возбуждения уголовного дела), на всех стадиях судебного разбирательства, до вопросов, возникающих при исполнении приговора.

Право на защиту включает в себя в том числе право на переводчика , а также на получение копий основных процессуальных документов на родном языке лицом, не владеющим русским языком. Обеспечивается действие названной нормы положениями статьи 18 УПК РФ, согласно которым уголовное судопроизводство в РФ ведется на русском языке, а также на государственных языках входящих в Российскую Федерацию республик. В Верховном Суде Российской Федерации, военных судах производство по уголовным делам ведется на русском языке. Участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика. Если в соответствии с настоящим Кодексом следственные и судебные документы подлежат обязательному вручению подозреваемому, обвиняемому, а также другим участникам уголовного судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника уголовного судопроизводства или на язык, которым он владеет.

Толкование данной нормы на протяжении последнего времени претерпело некоторые изменения. От признания права каждого обвиняемого давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым он владеет ( п.6 ч.4 ст.47 УПК РФ), независимо от его познаний в русском языке, и без обоснования этого; до возможности предоставления переводчика и копий процессуальных документов, переведенных на родной язык, только , в случае подтверждения, незнания (недостаточного знания) обвиняемым русского языка).

Равенство граждан перед законом и судом.

 

Статья 19 Конституции РФ провозглашает всеобщее равенство перед законом и судом. В ней указано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, принадлежности к политическим партиям и общественным объединениям, взглядов и убеждений. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан (дискриминации) по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Названные признаки не являются и не могут являться основанием для каких-либо привилегий или дискриминации в уголовном процессе (ст. 7 ФКЗ "О судебной системе РФ"). Закон устанавливает один и тот же процессуальный порядок в отношении всех граждан. Считается, что наличие некоторых особенностей в порядке уголовного преследования отдельных должностных лиц РФ либо иностранных граждан не противоречит этому принципу, так как речь идет лишь о специфической процедуре привлечения к уголовной ответственности, а не освобождения от нее, либо смягчении наказания.

Состязательность – принцип уголовного процесса, означающий разделение функций обвинения, защиты и осуществления правосудия с целью получения обоснованного и справедливого решения (ст. 123 Конституции РФ, ст. 145 УПК). Стороны пользуются равными правами по представлению суду доказательств и отстаиванию своей процессуальной позиции.

Закон определяет характер процессуальных функций, которые осуществляются участниками судебного разбирательства:

прокурор поддерживает государственное обвинение, защитник осуществляет защиту; суд осуществляет правосудие, которое отделено как от функции обвинения, так и от функции защиты.

Согласно статье 15 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. В статье 244 УПК данный принцип конкретизируется для судебного разбирательства "в судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства"

Осуществление правосудия по уголовным делам независимым и беспристрастным судом.

В случае предъявления уголовного обвинения каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательства дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Это , предусмотрено ч.1 ст.6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод».

Статья 8 УПК РФ, повторяя положения статьи 118 Конституции РФ, предусматривает, что правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

 

Данный принцип конкретизируется в статье 8.1 УПК РФ, предусматривающей, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается. Информация о внепроцессуальных обращениях подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства.

 

Принцип процессуальной независимости суда - это требование беспристрастности и объективности суда по отношению к сторонам и другим участникам судопроизводства, а также оценки им доказательств исходя лишь из своего собственного (внутреннего) убеждения. Так согласно статье 17 УПК РФ судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Названный принцип запрещает формальную (легальную) систему доказательств в уголовном процессе ( например при инквизиционном процессе), при которой за отдельными видами доказательств заранее закреплялось преимущество над другими доказательствами ).








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 878;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.