ГЛАВА 36 ИТАЛИЯ В XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.
Итальянские войны. С 1494 г. Италия переживала тяжелые времена: французские, а несколько позднее испанские и имперские войска обрушились на славившуюся своими богатствами, но политически раздробленную страну. С середины XV в. на Апеннинском полуострове существовало неустойчивое равновесие между крупнейшими государственными образованиями — Венецианской республикой, Миланским герцогством, Флорентийским государством и Неополитанским королевством, которое к концу XV в. было нарушено. Обострились отношения между Неаполем и Венецией, Миланом и Неаполем и пр.
Начало так называемым итальянским войнам, длившимся 65 лет (1494—1559), положил поход французского короля Карла VIII (предварительно возобновившего старый союзный договор с миланским герцогом Лодовико Моро) с целью завоевания Неаполитанского королевства.
Пройдя с войском, состоявшим из французов, швейцарских и немецких наемников, через всю Италию и не встретив практически нигде сопротивления. Карл торжественно вступил в Неаполь (февраль 1495 г.). Однако образование лиги, в которую входили, кроме Венеции, Милана и папы, также германский император Максимилиан и испанский король Фердинанд Арагонский, побудило Карла VIII спешно покинуть Италию. Отныне Италия превратилась в объект борьбы между иностранными державами.
Савонарола. Унизительные условия мира, который предложил Карлу VIII тиран Флоренции Пьеро Медичи, вызвали осенью 1494 г. народное восстание. Пьеро был изгнан, и республика восстановлена. Огромное влияние на самые широкие слои населения приобрел доминиканский монах Джироламо Савонарола. В своих страстных проповедях он обличал пороки папы Александра VI Борджа, заслужившего печальную известность своими злодеяниями и распутством, требовал реформы церкви — возвращения ее к временам раннего христианства. В его проповедях звучали и социальные мотивы — призыв к унижению богачей и возвышению бедняков. В городе была проведена, в значительной мере под влиянием Савонаролы, демократизация управления, носившая весьма умеренный характер. Политическими правами обладали только члены цехов. Савонаролу поддерживали средние слои торговцев и ремесленников (так называемая партия плакс) и плебейские низы. Был установлен подоходный налог на недвижимое имущество, ростовщики изгнаны из Флоренции и создан ломбард, выдававший мелкие ссуды за незначительный процент.
Савонарола, не сомневавшийся в том, что его миссия ниспослана ему свыше, призывал к покаянию и очищению нравов. Участники религиозных процессий, сменивших красочные праздники, сжигали «предметы светской суеты» — богатые одежды и
Итальянские войны.
украшения, «безнравственные» книги и произведения искусства. Экономическое положение Флоренции ухудшилось (отчасти вследствие войн), закрылись многие предприятия, в городе царили голод и безработица. Против Савонаролы выступал патрициат;
своих сторонников, разочаровавшихся в принятых по его настоянию половинчатых мерах, он постепенно утрачивал. Бегство из Италии Карла VIII, на которого Савонарола возлагал большие надежды в отношении реформы церкви, еще более подорвало его положение. В 1497 г. он был отлучен от церкви. Савонарола, не признавший своего отлучения действительным, призывал к созыву церковного собора с целью низложения папы, «этого еретика и неверного». Флорентийское правительство, опасаясь конфликта с папой, приказало схватить Савонаролу, который
в мае 1498 г. был после суда сожжен на центральной площади Флоренции. В 1512 г. Медичи вернулись во Флоренцию.
Дальнейший ход итальянских войн. Вскоре в войнах начали принимать активное участие Испания и империя, вмешались также Англия и Швейцарский союз. Расстановка сил непрестанно менялась. Мелкие итальянские государства в зависимости от своих интересов поддерживали то одну, то другую сторону. Независимость Италии рухнула в течение нескольких лет. Военные действия шли с переменным успехом. В 1515 г. войска французского короля Франциска I одержали победу при Мариньяно, вблизи Милана. А 10 лет спустя германо-испанские войска Карла V (I) разгромили французов в битве при Павии. Франциск I попал в плен и был вынужден отказаться от своих завоеваний.
Усиление Карла V побудило папу, Флоренцию, Милан и Венецию вступить в лигу, созданную Франциском I. Однако вследствие противоречий между отдельными итальянскими государствами, проявлявшихся во взаимной подозрительности и недоверии к собственным военачальникам, силы лиги действовали крайне нерешительно. Испано-германские войска Карла V в мае 1527 г. взяли Рим. Во время восьмидневного беспощадного грабежа Рима погибло около 12 тыс. человек, часть города была полностью разрушена. Папе пришлось капитулировать на тяжелых условиях.
Народные восстания. Вторжение французских и испанских феодалов, преследовавших цель подчинить Италию, грабеж страны дворянами и бандами наемников не могли оставить безучастным население. В это время широкое распространение получило осознание национальной общности итальянцев. В Генуе, Равенне, Брешии и некоторых других городах происходили волнения. Самым мощным из них было восстание, вспыхнувшее во Флоренции в мае 1527 г., после известия о разграблении Рима. Восстание было направлено как против Медичи, резко увеличивших налоговое бремя и стремившихся сделать свою власть неограниченной, так и против иноземных завоевателей. Во Флоренции была восстановлена республика. Вскоре управление городом перешло в руки радикально настроенных ремесленников и торговцев, опиравшихся на широкие круги горожан. К восставшему городу подошло сорокатысячное войско, состоявшее из немецких и испанских солдат императора, а также отряда папы Климента VII (происходившего из рода Медичи). Им противостояла всего лишь тринадцатитысячная флорентийская армия, но на защиту своей свободы поднялись сами горожане. С целью обороны города новое правительство заставило патрициев платить принудительные займы, обложило налогами духовенство, продало конфискованное имущество бежавших приверженцев Медичи. Строительством фортификационных сооружений руководил Микеланджело. После героической одиннадцатимесячной обороны Флоренции, когда в военных стычках, от голода и эпидемий погибла почти треть населения, Флоренция в августе 1530 г. пала. Последняя попытка восстановить респуб—502
лику окончилась неудачей.С помощью Испании Медичи окончательно утвердилисьво Флоренции. Вскоре они получили титул
герцогов.
Мир в Като-Камбрези. Последние походы французских королей окончились неудачей и не изменили сложившегося в пользу Испании соотношения сил. По мирному договору, заключенному в 1559 г. в Като-Камбрези (Франция), за Испанией были признаны весь юг Италии (Неаполитанское королевство), Сицилия, Сардиния, на севере — Миланское герцогство, включавшее почти всю Ломбардию. У Франции осталась в Италии лишь одна небольшая область — маркграфство Салуццо. Некоторые мелкие итальянские государства, поддерживавшие во время войн Испанию, добились ценой своего предательства территориальных приращений за счет соседей: герцог Савойский получил значительную часть Пьемонта, за графом Мантуи было подтверждено владение маркграфством Монферрато, а за Генуей — Корсикой.
Испанское господство. Почти половина Италии оказалась под властью Испании. В Неаполитанском королевстве и в Сицилии власть сосредоточилась в руках вице-королей, в Миланском герцогстве — губернатора. Местные учреждения утратили всякое значение. Особенно тяжело испанское владычество отразилось на состоянии Южной Италии и Сицилии. Испанское правительство настойчиво проводило политику укрепления существовавших здесь феодальных порядков. Ему удалось усмирить баронов Неаполитанского королевства, но в то же время оно щедро осыпало их и церковь привилегиями. Почти все города были превращены в феоды и распроданы баронам. Поскольку испанские Габсбурги рассматривали Неаполитанское королевство как один из источников средств, необходимых для установления своей гегемонии в Европе, размер прямых налогов, от которых были освобождены дворянство и духовенство, неуклонно увеличивался.
Таким образом, крестьяне испытывали двойной гнет: платили феодальную ренту и налоги. Обширные территории пришли в запустение. Площадь пастбищ увеличилась за счет сокращения посевов зерновых. С юга по-прежнему ввозили в Северную Италию и даже вывозили в другие страны зерно, шерсть и прочие сельскохозяйственные продукты, что было возможно лишь вследствие нищеты населения, низкого уровня их потребления в самом Неаполитанском королевстве.
В области, находившиеся под непосредственной властью Испании, переселилось немало испанских грандов. Местное дворян-ство сблизилось с пришлым; итальянские дворяне стремились породниться с испанцами, подражали испанским обычаям и модам. Испанские власти увеличивали ряды дворянства путем широкой раздачи и продажи титулов, феодов и должностей при дворах и в бюрократическом аппарате. Бывшие буржуа охотно приобретали дворянские титулы и земельные владения, которые были средством не только наиболее обеспеченного применения капитала, но
и возвышения на социальной лестнице. Пришлое и местное дворянство служило классовой опорой господства Испании.
В то же время во второй половине XVI в. шел процесс укрепления ряда сохранившихся мелких абсолютистских государств. Наиболее крупным и сильным из них являлось Тосканское герцогство, включавшее всю Тоскану, кроме небольшой республики Лукки. В 1569 г. Козимо Медичи добился у папы титула великого герцога Тосканского. Великие герцоги создали большой бюрократический аппарат и постоянное войско. Политика герцогов носила противоречивый характер. С одной стороны, она была направлена на защиту тосканской промышленности от иностранной конкуренции (запрещение или затруднение ввоза сукон и шелковых тканей, металлических и стеклянных изделий и пр.) и поощрение вывоза тосканских товаров. Это содействовало развитию рынка в рамках всего герцогства. С другой стороны, герцоги подвергали промышленность и торговлю строгой регламентации и использовали свою власть для личного обогащения: они ввели монополии на добычу железа, торговлю солью, сами вывозили в широких масштабах зерно и т. п.
В Генуе и Венеции сохранялся республиканский строй. Во время итальянских войн Генуя умело использовала в своих интересах борьбу между Испанией и Францией, которым так и не удалось подчинить себе этот крупный политический и экономический центр. Правившее республикой родовитое дворянство (ьобили), сохраняя свои земельные владения, втянулось в то же время в международную торговлю и банковские операции. После Като-Камбрезийского мира оно сблизилось с Испанией. Генуэзские банкиры (государственный банк св. Георгия) ссужали испанскую корону столь крупными денежными суммами, что заняли господствующие позиции в сфере испанских финансов.
Венеция, по-прежнему представлявшая собой аристократическую республику, отстояла свою полную самостоятельность. Однако ее политическое положение было весьма затруднительным: усилия Венеции были направлены на то, чтобы, с одной стороны, оказать сопротивление все более грозному натиску турок, с другой — удержать хотя бы часть своих прежних континентальных владений. Зажатая между землями испанских и австрийских Габсбургов, Венеция в поисках опоры против Испании вступила в более тесные сношения с Францией.
Единственным государством, которое постепенно усиливалось, являлась Савойя. Герцоги Савойи умело лавировали между Испанией, Францией и Римом, стремясь, по отзыву венецианского посла, «прослыть равным образом друзьями как Франции, так и Испании». В Савойе утвердился абсолютизм, органы сословного представительства и городские вольности были ликвидированы. Герцоги образовали на основе ограниченного рекрутского набора небольшую, но дисциплинированную постоянную армию, упорядочили организацию финансов, оказывали покровительство сельскому хозяйству (в особенности выращиванию тутовых деревьев), которое начало успешно развиваться. Крестьяне за выкуп получили освобождение от личной зависимости, но без земли.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 405;