Особенности формирования класса буржуазии во Франции.
С развитием мануфактурного производства расширялся и укреплялся общенациональный рынок Франции. Из феодального сословия горожан формировался класс буржуазии, объединенный общими экономическими интересами. Но разный уровень развития капиталистических отношений в отдельных районах Франции мешал консолидации буржуазии в национальном масштабе.
Усиливалось несоответствие между обогащением нарождавшейся буржуазии и ее приниженным общественным положением. Она не обладала политическим полноправием, не пользовалась никакими привилегиями. «Любая торговля рассматривалась как занятие, несовместимое с благородством, — писал венецианский посол из Франции в 1591 г.-Они включены в третье сословие и платят налоги наряду со всеми прочими, в том числе крестьянами, которые представляют сословие, наиболее угнетаемое как королем, так и привилегированными».
16 * .483
Но буржуазия поддерживала королевскую власть, поскольку для ее деятельности было необходимо политическое единство, порядок внутри страны, покровительство в области торговли и промышленности. Даже в тех случаях, когда возникали конфликты буржуазии с правящими кругами по поводу увеличения налогов, буржуазия севера лишь напоминала правительству о местных вольностях и привилегиях городов. Сепаратистские тенденции были ей чужды. Зато на юге сепаратизм имел питательную почву, так как крупное южное купечество вело в основном внешнюю торговлю и было слабо связано с внутренним рынком Франции.
Подмастерья и наемные рабочие. Рабочие мануфактуры и подмастерья находились в тяжелом положении. Заработная плата наемных рабочих и подмастерьев была установлена либо цеховым регламентом, либо государством, которое всегда защищало интересы цеховых мастеров и предпринимателей. «Революция цен» снизила реальные размеры заработной платы, не говоря уже о возросших ценах на товары. Кроме того, труд и подмастерьев, и наемных рабочих был в значительной степени принудительным, они не имели права отказываться от работы, предложенной предпринимателями. Безработных во Франции, так же как и в Англии, причисляли к «бродягам», которым угрожали тюрьма и каторжные работы на галерах. Рабочий день на мануфактурах был длиннее, чем в цехах, постоянные штрафы за всякие нарушения правил делали жизнь наемного рабочего невыносимой.
Цеховые подмастерья и наемные рабочие мануфактур создавали союзы или компаньонажи. Их борьба принимала иногда форму стачек. В 1539—1542 гг. были организованы стачки типографских рабочих в Париже и Лионе, приведшие к вооруженным столкновениям с властями городов. В связи с этим был издан указ короля, запрещавший создавать рабочие организации и носить оружие.
Положение крестьянства. К XVI в. в дворянских поместьях почти не осталось домениальной земли; вся земля была в пользовании крестьян, и доходы, получаемые феодалами, состояли из денежной ренты.
Крестьяне находились в поземельной зависимости, сохраняя личную свободу. Крестьяне-цензуалы имели право пользоваться землей, передавать ее по наследству при условии уплаты ценза и выполнения других повинностей. Они могли продавать свои наделы, сдавать в аренду, отдавать в залог. Крестьяне были юридически правоспособны, могли заключать торговые сделки и разные контракты. Они могли судиться в королевском суде и т. д. Пережитки серважа (крепостное состояние) в виде права мертвой руки, формарьяжа и др. сохранялись лишь в наиболее отсталых провинциях — Овернь, Берри, Бургундия.
В результате развития товарно-денежных отношений усиливалось расслоение крестьянства: зажиточные крестьяне приобретали землю, занимались торговлей, брали на откуп выплату сеньориаль-
ных повинностей своих же односельчан, занимались ростовщичеством, пользовались наемным трудом батраков. Основная масса крестьян попадала в долговую зависимость, эксплуатировалась купцами-скупщиками и богатыми односельчанами.
Процесс первоначального накопления принял во Франции особые формы. Здесь в отличие от Англии не было причин сгонять крестьян с земли, так как у французского дворянства не было возможностей для организации крупного товарного хозяйства. Обезземеление в массовой форме не угрожало французскому крестьянству. Но многие крестьяне лишались земли, попадая в долговую кабалу и разоряясь от непосильных государственных налогов; их земля продавалась с молотка.
Покупателями крестьянских наделов были купцы, богатые горожане, разбогатевшие ремесленные мастера, ростовщики, иногда разбогатевшие крестьяне. Но в основном приобретали крестьянские земли «люди мантии», т.е. судейские и финансовые чиновники, которые располагали большими денежными средствами. Новые землевладельцы через два-три поколения получали дворянство. Купленные земли они сдавали в аренду за натуральную или денежную плату либо за долю урожая (издольщина и испольщина).
Крупное хозяйство с использованием наемного труда было во Франции редким явлением. Мелкое крестьянское хозяйство чин-шевиков и краткосрочных арендаторов занимало основное место в сельском хозяйстве страны.
Французский абсолютизм и его особенности. Абсолютная монархия во Франции начала формироваться в первой половине XVI в. Но окончательно сложилась уже после гражданских войн. Характерной ее чертой было наличие бюрократического аппарата управления и постоянной армии; сословное представительство в лице Генеральных штатов совершенно перестало функционировать.
Основной социальной опорой французского абсолютизма являлся класс феодального дворянства. Поддержку ему оказывала католическая церковь, тесно связанная с королевской властью в течение многих столетий. Надежным союзником королевской власти была формирующаяся буржуазия. Вышедшие из ее среды «люди мантии» непосредственно влияли на политику королевской власти. По словам Карла Маркса, «...французская буржуазия становится особенно влиятельной благодаря тому, что организуется в виде парламентов, бюрократии и т. д., а не так, как в Англии, благодаря одной торговле и промышленности»'. По мере роста государственных расходов, особенно в период войн, королевская власть прибегала к займам под высокие проценты, что позволяло заимодавцам буржуа скапливать большие капиталы. Другой формой связи буржуазии с государством была откупная система. Почти все косвенные налоги сдавались на откуп компаниям откупщиков, носившим тогда название финансистов. Финансисты уплачивали государству сумму предполагаемых налогов, а затем выколачивали из населения налоги, намного превышавшие ту сумму денег, которую они наперед уплатили государству. Но был еще и другой способ использования буржуазией государственного аппарата. Во Франции давно утвердилась система продажи и покупки государственных должностей. Затраченный на их покупку капитал с лихвой возвращался в виде доходов от должности. Особенно доходными были судебные и финансовые должности.
Королевская власть уже в период правления Франциска I (1515—1547) достигла большого могущества. Этот король ни разу не созывал Генеральных штатов. Юристы, окружавшие короля, утверждали, что его воля есть закон для подданных и его власть никем не должна ограничиваться. В экстренных случаях король созывал нотаблей, т.е. немноголюдные собрания назначенных им людей.
Все центральное управление было сосредоточено в королевском совете, который делился на отделы, впоследствии превратившиеся в министерства. Но основные вопросы решались в узком кругу приближенных советников короля.
Король располагал огромной армией, главнокомандующим которой он являлся, и разветвленным судебно-административным. бюрократическим аппаратом.
Содержание постоянной армии и все разраставшегося бюрократического аппарата, а также раздача пенсий, подарков, пожалований дворянству требовали больших расходов, которые покрывались за счет прямых и косвенных яалогов. Прямые налоги выросли с 3 млн. ливров в конце XV в. до 9 млн. ливров в середине XVI в.
Реформационное движение во Франции. Для развития Реформации во Франции не было такой благоприятной почвы, как в Германии или Швейцарии.
Усиливавшаяся королевская власть противостояла папским притязаниям, и уже в XV в. были отменены папские аннаты;
епископы выбирались духовными капитулами и утверждались королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только по делам вероучения. Согласно Бо-лонскому конкордату 1516 г., король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Он мог подолгу не замещать вакантные должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом, доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. Поэтому во Франции не было таких конфликтных отношений короля с папской курией, как, например, в Англии.
Однако идеи Реформации начали распространяться весьма рано. Один из французских гуманистов — Лефевр д'Этапль — в 1513 г. написал трактат «Послания апостола Павла», в котором он выдвинул два основных положения Реформации: оправдание верой и признание священного писания единственным источником веры. Во Франции распространилось лютеранство. Первым основателем протестантской общины был Брисоннэ, епископ города Мо; но она не приобрела значительного влияния.
Протестантизм не получил первое время широкого признания;
богословский факультет Парижского университета решительно выступил против учения реформаторов. Буржуазия севера Франции, включая и Париж, поддерживала католическую религию, поскольку католицизм был символом национального единства. «Единый король, единая католическая вера» — было ее лозунгом. Известное значение имело и то обстоятельство, что крупные мануфактуристы были связаны с королевским двором. Для французского крестьянства идеи реформации были чужды, оно оставалось верным католической религии. Реформационные идеи распространялись только среди дворянства, буржуазии и ремесленного населения юго-западных областей.
В начале 30-х гг. XVI в. протестанты стали действовать более активно, В ответ на это королевское правительство перешло к репрессиям; в 1535 г. было сожжено 35 лютеран и 300 человек арестовано. При Генрихе II был создан чрезвычайный трибунал для борьбы с кальвинистами, получивший название «Огненной палаты»: за три года своей деятельности он вынес около 500 обвинительных приговоров, 60 были смертными.
Но Реформация продолжала распространяться и находила сторонников в городах. С середины XVI в. наибольшее влияние получил кальвинизм, и не только в кругах буржуазии юга, но и среди наемных рабочих и ремесленников. К нему примкнула и часть дворянства, заинтересованного в секуляризации церковных земель.
Образование гугенотской и католической партий. Неудачи итальянских походов способствовали развитию оппозиционных настроений по отношению к королевской власти. Одной из форм протеста был отход от католицизма и обращение к кальвинизму.
На севере кальвинизм получил значительно меньшее распространение. Его приверженцы встречались лишь в некоторых крупных городах Нормандии. Феодальная знать и дворянство Северной Франции поддерживали католический лагерь, возглавляемый Гизами. Герцоги Гизы располагали огромными владениями в Шампани, Лотарингии и Бургундии; Франсуа Гиз был главнокомандующим королевской армией. Гизы считали себя защитниками «истинной», т.е. католической, веры.
Кальвинистская партия, которую во Франции называли гугенотской, возглавлялась домом Бурбонов (король Наварры Антуан Бурбон, его сын Генрих и принц Конде), а также представителем старинного рода Шатильонов — адмиралом Гаспаром де Колиньи. Это была группа южного дворянства, которая держалась за свои вольности и привилегии. Так как королевская власть предостав-
ляла важные должности при дворе дворянству северных и центральных провинций, аристократы и дворяне юга чувствовали себя обделенными и видели средство к улучшению своего эконо^-мического положения в секуляризации земель католической
церкви.
Резко расходясь в вероисповедании, оба лагеря аристократической оппозиции мало чем различались в решении основных политических вопросов: и те и другие выдвигали требования возрождения Генеральных и провинциальных штатов. Эти настроения получили широкое распространение на юге и западе Франции — в Лангедоке, Провансе, Бретани.
В лагере защитников абсолютизма наиболее надежной силой являлись «люди мантии» Северной Франции, к которым примыкала и значительная часть буржуазии севера. Из них сложилась партия «политиков». Эти две группы ставили интересы Французского государства выше религии, выступая за политическое единство страны, централизацию власти и подчинение церкви государству.
Таким образом, обстановка накануне гражданских воин во Франции характеризовалась переплетением самых противоречивых социальных и политических интересов, приобретавших религиозную окраску, в силу чего войны получили религиозный характер.
В стране усиливалась антифеодальная оппозиция, выражавшая чаяния феодально зависимого крестьянства и городского плебса. Крестьянство оставалось в своей массе католическим. В гугенотах-дворянах оно видело своих классовых врагов; его врагами были и дворяне-католики, о чем свидетельствуют вспышки крестьянских восстаний и против дворян-гугенотов, и против дворян-католиков.
Начало гражданских войн. Гражданские войны продолжались 36 лет (1562—1598). Они начались в 1562 г. с эпизода в местечке Васси, когда герцог Гиз со своей вооруженной свитой напал на молитвенное собрание гугенотов. Поскольку гугеноты были вооружены, произошло столкновение. С этого момента начались военные действия. После третьей войны в 1570 г. был заключен мир в Сен-Жермене. Протестантское богослужение разрешалось во всем королевстве; гугеноты располагали четырьмя крепостями;
они могли занимать высшие государственные должности. После гибели лидера гугенотов Антуана Бурбона его место занял его сын Генрих Наваррский.
В 1572 г. возник план примирения враждующих партий посредством династического брака Генриха Бурбона и Маргариты Валуа, сестры короля Карла IX.
Этот проект был сорван Гизами и матерью короля Екатериной Медичи, боявшимися усиления гугенотов. Приехавшие на свадьбу гугеноты были вероломно перебиты в ночь на 24 августа (Варфо-ломеевская ночь). Подобные же избиения гугенотов происходили и в других городах. Погибло более двух тысяч гугенотов; в Вар-фоломеевскую ночь был убит адмирал Колиньи. Но расчеты Екатерины Медичи и Гизов не оправдались: после событий Варфо-ломеевской ночи военные действия стали еще более ожесточенными.
Второй период гражданских войн (1572—1576). Не надеясь на победу в масштабе всего государства, гугеноты создали на юго-западе Франции свое государство в форме федерации отдельных провинций. Некоторые южные города склонялись к подчинению королевской власти. Но дворяне организовали отряды и принуждали города к выступлению против короля. Под их давлением крупная буржуазия отошла от активной политической деятельности, и власть оказалась в руках рьяных кальвинистов, которые присоединились к дворянству. Каждая провинция управлялась губернатором из местной знати. Таким образом, юг отделился от Северной Франции.
Во второй период гражданских войн оформилась политическая идеология гугенотов, боровшихся против абсолютизма. В памфлетах гугенотских публицистов — монархомахов — прославлялись средневековые Генеральные штаты; развивалась теория происхождения государственной власти путем установления «общественного договора» между народом и избранным им королем. Короли, которые злоупотребляли своей властью, объявлялись тиранами, и народ был вправе изгнать или казнить их.
Но под народом они понимали аристократию. Юбер Ланге писал: «Под народом мы понимаем не весь народ, а лишь его представителей: герцогов, принцев, знатных... Берегитесь господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению дворянства...»
Другой публицист-Дю Плесси Морне (республиканец), написавший памфлет «Иск к тиранам», определял народ как многоголовое чудовище. Таким образом, в памфлетах обнаруживается реакционный характер политической программы аристократов, которые желали вернуться к старым временам Меровингов и Ка-ролингов или еще более раннему времени, когда население избирало короля (Франсуа Отман."«Франко-Галлия»). В конце гражданских войн появилась публицистика и другого направления. Известный юрист, историк и экономист Жан Боден (1530—1596) в своем труде «О республике» отстаивал идею единого централизованного государства в форме абсолютной монархии. Монарх, с точки зрения Бодена, единственный носитель государственного суверенитета. Но он не должен стать тираном. В важнейших государственных делах монарх обязан советоваться с «лучшими людьми» государства.
Третий период гражданских войн (1576—1598). После смерти Карла IX в 1574 г. трон Франции перешел к его брату Генриху III. Опасаясь, что в случае смерти Генриха III престол перейдет к его ближайшему родственнику Генриху Наваррскому, кальвини-
сту и вождю гугенотов, католики решили создать свою организацию, подобную конфедерации гугенотов на юге, — Католическую лигу (1576 г.). Возглавивший ее Генрих Гиз рассматривался как претендент на трон Франции. В 1576 г. в Блуа собрались Генеральные штаты. Сторонники Гизов были против попыток Генриха III примириться с гугенотами и предоставить им свободу вероисповедания. Однако по королевскому эдикту гугенотам было обещано право исповедовать свою религию везде, кроме Парижа;
они получили восемь крепостей и сохраняли свою армию.
Создание Католической лиги оживило деятельность фанатиков Парижа, но внутри лиги существовали разногласия между аристократами, рядовым дворянством и буржуазией. Генрих III, используя эти противоречия, объявил себя главой лиги. Гизы повели усиленную агитацию против короля, используя движение среди мелких торговцев, ремесленников и плебейства, страдавших от налогов, смут в государстве и затянувшейся войны. Парижская буржуазия была возмущена вымогательствами короля, низы населения страдали от поборов и притеснений. В Париже образовался антикоролевский фронт. В 1584—1585 гг. была создана Парижская лига. Руководящую роль в ней играли средняя буржуазия, адвокаты, прокуроры, нотариусы; в целом она имела более демократический характер, чем Католическая лига. Но в Парижской лиге существовали расхождения между руководителями, среди которых были фанатики-монахи католических орденов, проводившие политику в интересах католической реакции, и рядовыми членами лиги.
Парижская лига учредила комитет, которому было поручено следить за действиями короля. Очень скоро власть в Парижской лиге перешла в «Комитету 16-ти», составленному из представителей от 16 кварталов Парижа. По примеру Парижа и другие города превращались в независимые республики.
Король решил разогнать Парижскую лигу и избавиться от опеки Гизов; он начал стягивать войска к Лувру. Когда об этом узнали, на улицах Парижа стали строить баррикады. Ремесленники, мелкие торговцы, подмастерья, рабочие, поденщики готовились сражаться с королевскими войсками. Король бежал из Парижа в Шартр. В 1588 г. в Блуа собрались Генеральные штаты, которые полностью поддержали Гизов. Генрих III решил избавиться от своих католических соперников. Герцог и кардинал Гизы были приглашены на королевский совет и по приказу короля убиты его охранниками. В ответ на это в Париже вспыхнуло возмущение, город отказался повиноваться королю. Лига выдвинула своего кандидата на престол Франции — брата убитого Генриха Гиза, герцога Майеннского. Воспользовавшись обстановкой политической анархии, испанский король Филипп II ввел, с согласия лиги, испанский гарнизон в Париж (1591 г.). К гражданской войне прибавилась война с испанскими интервентамина французской территории.
Генрих III попытался исправить положение и пошел на союз со своим недавним врагом Генрихом Наваррским, которого он провозгласил своим наследником. Весной 1589 года оба короля пошли на Париж. В Париже обстановка была тревожной; боялись, что появление королей, особенно Генриха Наваррского, вызовет теперь расправу с католиками. Католические проповедники произносили в церквах речи, призывающие отомстить за смерть Генриха Гиза. Первого августа 1589 г. Генрих III был убит монахом — членом лиги. Династия Валуа окончилась. Королем Франции должен был стать Генрих Наваррский. Но ему предстояла еще война с лигой и другими католическими противниками.
Положение во всей стране было крайне напряженным. В Париже развернулась ожесточенная борьба между «Комитетом 16-ти» и герцогом Майеннским. Буржуазная верхушка теряла свой престиж в массах, и «Комитет 16-ти» был распущен.
Во многих районах юго-запада страны развернулось широкое крестьянское движение против налогов и бесчинств дворянства. Восставшие крестьяне «кроканы» (их лозунгом было «на грызунов» — aux croquans) громили дома сборщиков налогов и усадьбы дворян. Движение народных низов заставило оба лагеря пойти на взаимные уступки, чтобы восстановить королевскую власть и укрепить порядок в стране. Париж был согласен принять Генриха, который уже был коронован в Шартре, но недовольство вызывал его протестантизм. Генрих Бурбон 22 июля 1593 г. перешел в католичество. «Париж стоит мессы», — отвечал он на упреки со стороны бывших соратников.
Нантский эдикт. Война с Филиппом II Испанским окончилась успешно для Франции в 1598 г. После того как при Вервье испанские войска потерпели тяжелое поражение, противники Генриха капитулировали.
Гражданские войны закончились. Генрих IV в 1598 г. издал Нантский эдикт, ставивший цель примирить католиков с гугенотами. Католичество восстанавливалось во всей Франции и признавалось государственной религией. Католическому духовенству возвращались его земли. Гугеноты получили право исповедовать кальвинизм, собирать свои церковные съезды. Это был первый эдикт веротерпимости в Западной Европе. Гугенотское дворянство начало отходить от политической позиции и возвращалось обратно в католицизм. Гугенотам было оставлено около 200 крепостей на юге и юго-западе. Они получили право иметь при короле своих представителей, а также собирать особые политические совещания. В результате гражданских войн гугеноты юга Франции получили значительную самостоятельность.
Во Франции после тридцати лет войны и анархии восторжествовал абсолютизм. Торговля и финансы находились в полном расстройстве, государственная казна была пуста. В этих условиях восстановление сильной королевской власти являлось жизненно 492
необходимым. В установлении порядка в стране были заинтересованы широкие слои французского общества.
Экономическая политика Генриха IV. Генрих IV сумел подобрать себе умных и энергичных министров, таких, как Сюлли, Лафемма. Сюлли поставил задачу восстановить экономику Франции, в частности сельское хозяйство. Он считал земледелие основным источником благосостояния страны. «Земледелие — это истинные рудники и перуанские сокровища Франции». По его настоянию правительство частично снизило налоги с крестьян, освободило от уплаты недоимок, накопившихся за время гражданских войн, запретило продавать скот и орудия труда крестьян за долги, что облегчило положение французского крестьянства и способствовало подъему сельского хозяйства. Правительство Генриха IV упорядочило сбор налогов, взяв под контроль деятельность сборщиков, ограничив их возможности наживаться за счет разницы между суммой откупов, предоставленной государству, и налогами, собираемыми с населения. Сюлли провел ряд других мер: было организовано осушение болот, поощрялось распространение новых сельскохозяйственных культур, таких, как кукуруза, свекла и т. п. Правительство поощряло развитие шелководства; во многих местах были посажены тутовые деревья для получения шелка-сырца.
Экономическая политика Генриха IV была.направлена также на поддержку промышленности и торговли. Учитывая рекомендации некоторых экономистов, вышедших из рядов буржуазии (Лафемма), правительство Генриха IV проводило протекционистскую политику и покровительствовало развитию промышленности. Были созданы крупные государственные мануфактуры и поощрялись частные предприятия, которым раздавались привилегии и субсидии. Мануфактуры были рассчитаны на изготовление предметов роскоши — шелковых и бархатных тканей, гобеленов, сафьяна, позолоченной кожи для обоев, стеклянных и ювелирных изделий, дорогих кружев, мебели, украшений.
При Генрихе IV появились привилегированные мануфактуры, довольно крупные по количеству рабочих; мануфактура золотой пряжи в Париже имела 350 станков, а полотняная мануфактура в Руане насчитывала 200 рабочих.
Проводилась политика протекционизма в отношении французской промышленности; ввоз иностранных промышленных изделий был ограничен; вывоз сырья шелка и шерсти был запрещен. Генрих IV решительно встал на путь защиты французской промышленности от конкуренции североитальянской, голландской и английской промышленности. Правительство поощряло торговлю, заключало торговые соглашения с другими государствами, повышало ввозные пошлины на разного рода изделия. Высокое качество продукции и ее художественные достоинства обеспечивали широкий сбыт товаров в стране и за ее пределами. В эту пору было положено начало вековой монополии Франции на мировом рынке в области производства предметов роскоши.
В 1599 г. был введен покровительственный таможенный тариф, а в 1601 г. учреждена торговая компания под руководством Лафемма. Были улучшены дороги и организована регулярная почта.
При содействии правительства французские купцы вновь добились лучших условий торговли в Леванте и Испании. Франция начала проводить колониальную политику. В 1604 г. была основана Ост-Индская компания, по образцу английской. В это же время началась колонизация французами Канады.
Восстановление сильной королевской власти и экономическая политика Генриха IV отвечала интересам французской буржуазии и среднего дворянства. Буржуазия оказывала поддержку королевскому абсолютизму.
Внешняя политика Генриха IV. Генрих IV проводил активную внешнюю политику, направленную против испанских и австрийских Габсбургов. В борьбе с австрийскими Габсбургами он шел на союз с протестантскими князьями Германии. Габсбургская династия была оплотом католической реакции во всей Западной Европе. Генрих IV проектировал создание в Европе антигабсбургской коалиции в составе Франции, Англии, Голландии и протестантских князей Германии, а также Скандинавских стран и Швейцарии. Считая, что война с Габсбургами неизбежна, он энергично к ней готовился. Но в разгар подготовки к войне в 1610 г. Генрих IV был убит одним из воинствующих католиков Равальяком. Это было десятое покушение на короля, организованное феодально-католической реакцией, поддерживаемой Испанией.
Генеральные штаты 1614 г. После смерти Генриха IV престол Франции перешел к его девятилетнему сыну Людовику XIII; регентшей стала королева-мать Мария Медичи. Воспользовавшись слабостью правительства, вельможи и принцы снова выступили против абсолютизма и потребовали созыва Генеральных штатов. Но надежда на то, что штаты поддержат знать в ее выступлении против королевской власти, не оправдалась. Третье сословие, представленное провинциальными чиновниками, уже получившими дворянство, и богатыми горожанами, поддержало правительство и отклонило требование знати, добивавшейся передачи власти в руки аристократии. Генеральные штаты были распущены и не собирались до Французской революции 1789 г. Вспыхнула новая гражданская война. На политической арене выдвинулся энергичный и талантливый епископ Арман Жан дю Плесси (Ри-шелье), который был приглашен на службу в королевский совет. В 1622 г. он по представлению королевы получил от папы титул кардинала. С 1624 по 1642 г. Ришелье занимал пост первого министра Людовика XIII и был фактическим руководителем государства.
Ришелье и политика укрепления абсолютизма. Ришелье многое сделал для укрепления абсолютизма. Его идеалом было могу-
щественное централизованное государство, в котором король пользовался бы неограниченной властью над всеми своими подданными, включая дворянство.
В своем «Политическом завещании» он писал: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью — могущество государства...» Это была его политическая программа, которую он выполнил до конца. Он боролся со всеми противниками королевского абсолютизма, кем бы они ни являлись-светскими феодалами, членами королевской семьи, представителями папской курии. Будучи католиком и кардиналом, Ришелье интересы государства ставил выше интересов церкви.
Сам дворянин по происхождению, Ришелье не собирался отменять сословные и имущественные привилегии дворянства, но требовал, чтобы дворяне служили королю и подчинялись государственным законам. В «Политическом завещании» он утверждал, что «главный жизненный нерв государства — это дворяне, но дворяне, подчинившиеся королю». Ришелье приказал срыть многочисленные замки феодалов, если они не имели стратегического значения. Кардинал строго запретил дуэли, рассматривал их как пережиток былой феодальной вольницы и утверждал, что «дворянин имеет право умирать только за короля».
О народе Ришелье писал: «Народ — это мул, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы». В высказываниях Ришелье о дворянстве и народе раскрывается классовая природа абсолютизма, который выражал и защищал интересы дворянства и был направлен против эксплуатируемых масс.
Укрепление французского абсолютизма было несовместимо с существованием во Франции гугенотского «государства в государстве». Ришелье начал наступление на политическую независимость гугенотов. Во главе гугенотов стояли крупнейшие феодалы — герцог Роган и др. Опорной базой гугенотов являлся крупный порт на западе Франции — Ла-Рошель, который был связан с англичанами и получал от них помощь.
Ришелье направил в Лангедок армию под руководством принца Кондэ, а сам осадил Ла-Рошель. Он приказал соорудить большую дамбу, отрезавшую город от моря; одновременно он был отрезан широким рвом и от суши. Английский флот был лишен возможности подвести городу продовольствие и оказать ему поддержку, в городе начался голод, умерло более 20 тыс. жителей. Крепость Ла-Рошель капитулировала в октябре 1628 г. На юге гугеноты также потерпели поражение. Теперь Ришелье мог не считаться с Нантским эдиктом. В 1629 г. он издал «Эдикт милости». За гугенотами сохранялась только свобода вероисповедания, но они лишались всех военных и политических привилегий. У них были отобраны крепости, их войска расформированы, закрыты особые судебные палаты. Гугенотское государство перестало существовать.
Интенданты, укрепление бюрократического аппарата. Ришелье реорганизовал систему государственного управления. Большое значение приобрели особые чиновники-интенданты. Они посылались в провинции и являлись орудием центральной власти на местах. Должность интенданта не покупалась и не продавалась, не передавалась по наследству, как большинство государственных должностей во Франции. Интенданты должны были следить за губернаторами провинций, начальниками бальяжей и провинциальным городским самоуправлением.
В центральном аппарате большую роль играли государственные секретари, которые руководили отдельными ведомствами. Все нити государственного управления концентрировались в руках Ришелье. Королевский совет, состоявший из аристократов, потерял свое значение.
В экономической области Ришелье продолжал политику Генриха IV: он принимал меры для развития мануфактурного производства. Но французская буржуазия медленно втягивалась в торгово-промышленную и колониальную деятельность, предпочитая им ростовщические операции и государственные откупа. Но все же Франция при Ришелье стала более активно проводить колониальную политику: заселялась Канада («Новая Франция»), французы начали торговую экспансию на Антильские острова.
Крестьянские восстания в первой половине XVII в. Активная внешняя политика, расходы на содержание королевского двора и бюрократии требовали громадных денежных средств. Крестьянство Франции было задавлено многочисленными поборами в пользу дворян и государства, причем налоги непрерывно увеличивались. Одна талья — основной государственный налог — выросла за 30 лет в 4 раза. Усиление налогового бремени вызывало крестьянские восстания.
Правление кардинала Ришелье сопровождалось непрерывными крестьянскими волнениями в разных районах королевства. Крупные крестьянские волнения произошли в 30-х гг. на западе — в Гиени, Пуату, Ангулеме. В 1639 г. вспыхнуло восстание в Нормандии. Это была подлинная крестьянская война. Крестьяне во главе с Жаном Босоногим образовали свою армию, носившую название «армия страдания». Они нападали главным образом на сборщиков налогов. Вся Нижняя Нормандия оказалась в руках восставших. Волнения происходили также в городе Кане и в столице Нормандии Руане. Городские власти и дворяне не могли справиться с восстанием, которое получило огромный размах. В нем приняли участие различные слои населения; основную массу составляла крестьянская и городская беднота, но на некоторое время примкнули и более зажиточные прослойки городского и деревенского населения, также страдавшие от налогового гнета. Восстание было жестоко подавлено силами французской армии.
Французское Возрождение. Гуманизм и Возрождение распространились во Франции только в начале XVI в. Король Франциск I поощрял развитие науки и искусства. Он окружал себя литераторами, учеными, художниками, собирал рукописи, редкие книги, произведения искусства. Важное значение имело учреждение в противовес Сорбонне нового светского научного центра, получившего название Коллеж де Франс, который стал оплотом гуманистической науки. Его возглавил выдающийся ученый Гийом Бюде, филолог, знаток древнегреческого языка.
Клеман Маро, крупнейший поэт Франции, поступивший на службу к сестре Франциска I Маргарите Наваррской, опубликовал переводы эпиграмм Марциала и «Метаморфозы» Овидия. Баллады и песни, которые занимают значительное место среди его произведений, свидетельствуют о близости Маро к народному творчеству. В его патриотических посланиях и сатирах можно обнаружить настроения широких демократических кругов Франции.
Писателем яркого сатирического дарования был Бонавантюр Деперьё. В произведении «Кимвал мира» (1538 г.) зло высмеивались как католичество, так и протестанство. Им был написан сборник рассказов «Новые забавы и веселые приключения», которые очень близки к народной поэзии; рассказы пронизаны свободомыслием и народным юмором. Сорбонна и католики обрушились на Деперьё, писатель покончил жизнь самоубийством.
Франсуа Рабле. Самым выдающимся представителем французского гуманизма XVI в. был Франсуа Рабле (1494—1553). Наиболее известным произведением Рабле является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», форма романа сказочная, опирающаяся на старинные французские сказки о королях-великанах. Это грандиозная, полная остроумия и сарказма сатира на феодальное общество. Рабле представил феодалов в виде грубых великанов, обжор, пьяниц, забияк, чуждых всяких идеалов, ведущих животную жизнь. Он разоблачает внешнюю политику королей, их бесконечные, бессмысленные войны. Рабле осуждает несправедливость феодального суда («Остров пушистых котов»), издевается над нелепостью средневековой схоластической науки («Диспут о колоколах»), высмеивает монашество, нападает на католическую церковь и папскую власть. Сатирическим фигурам, воплощающим в себе пороки господствующего класса, Рабле противопоставлял людей из народа (брат Жан — защитник родной земли, крестьянин — или Панург, в образе которого запечатлены черты городского плебея). Рабле в своем романе высмеивает не только католическую церковь, но и протестантизм (папиманы и папифиги).
Как гуманист Рабле стоял за всестороннее, гармоническое развитие человеческой личности. Он воплотил все свои гуманистические идеалы в своеобразной утопии «Телемское аббатство», в
котором живут свободные люди, заботящиеся о своем физическом развитии и духовном совершенствовании в науках и искусстве.
Французская культура 1 половины XVII в. Французская культура XVII в. развивалась в борьбе с реакционными течениями католической контрреформации.
Абсолютистское правительство Франции проводило политику централизации в области культуры и стремилось поставить под контроль духовную жизнь страны. В 1635 г. была организована Французская Академия наук, которой было поручено составление французского словаря и грамматики французского языка. Правительство привлекало ко двору крупных писателей и художников, оказывало влияние на направление их творчества.
В становлении французского театрального искусства огромную роль сыграл Корнель (1606—1684). В его трагедиях ставились вопросы общенационального значения. В трагедии Корнеля «Сид» долг рассматривался как служение родной стране. В качестве идеального героя он выдвинул простого рядового воина, незнатного рода, опирающегося только на личные заслуги, горячего патриота своей страны. Король этой страны показан нерешительным и колеблющимся. Трагедия «Сид» приобрела необыкновенную популярность и пользовалась огромным успехом.
С конца 40-х гг. возникло литературное направление, известное под названием «Плеяды». Это был кружок, объединявший представителей французской дворянской интеллигенции, патриотически настроенной и сочувствующей национальному объединению Франции. Во главе кружка стояли поэты Пьер Ронсар (1524—1585) и Жоакен дю Белле (1522—1560).
«Плеяды» опубликовали литературный манифест, написанный дю Белле в 1549 г. «Защита и прославление французского языка». В этом манифесте звучал призыв к укреплению и обогащению французского литературного языка, к созданию произведений, пронизанных гражданским пафосом.
Вторым направлением в творчестве поэтов кружка «Плеяды» был жанр оды. Ведущая роль принадлежала Ронсару. В работе над одами получили ясное выражение принцип подражания античности и стремление к художественному воплощению возвышенного, идеального начала. Основное предназначение оды для Рон-сара — прославить и тем самым увековечить силой поэтического слова подвиги исторических деятелей, творения мыслителей и поэтов, прелести родной природы или добродетели близких людей.
Во французской литературе появились произведения реалистического и научно-фантастического характера. К первым относятся бытовой роман Сореля «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» и «Комический роман» Скаррона. Ко вторым — произведения Сирано де Бержерака, находившегося под большим влиянием Гассенди и Кампанеллы. В романах-утопиях Сирано де Бержерака «Иной свет, или Государства империи Луны» и «Им-
перии Солнца» ярко выражены материалистические взгляды, атеизм, вольнодумные, бунтарские настроения писателя; он был сторонником научного познания мира, поборником республиканского строя, осуждал войны.
Французское изобразительное искусство и архитектура XVI -
XVII вв. Французское изобразительное искусство в XVI в характеризуется большими успехами в области портрета. Карандашные портреты работы художника Франсуа Клуэ передавали тонкую психологическую характеристику.
Эпоха Возрождения вытеснила готические традиции в архитектуре. Началось подражание итальянским образцам, впоследствии французская архитектура приобрела самобытный характер. При Генрихе II Лувр был перестроен архитектором Пьером Лес-ко, который воздвиг просторный и изящный дворец в духе новых художественных представлений.
Выдающимся французским скульптором эпохи Возрождения был Жан Гужон (1510—1568). Разносторонне одаренный человек, блестящий декоратор, архитектор, рисовальщик и гравер, он иллюстрировал первый перевод на французский язык трактата Вит-рувия. Но основные его работы относятся к области скульптуры. Младшим современником Гужона был другой выдающийся скульптор Франции XVI в. — Жермен Пилон (1535—1590), мастер-самородок, вышедший из крестьянской среды.
Выдающимся художником и представителем классицизма во Франции XVII в. был Никола Пуссен (1594—1665). Его произведения отличаются глубиной общественно-философских и этических идей, возвышенной, ясной, гармоничной образностью, красотой и выразительностью колорита.
Высокого мастерства достигла живопись по стеклу и искусство изготовления эмалей. В прежние времена это искусство обслуживало церковь, в XVI в. оно приобрело светский характер. Исключительно высокого уровня достигло фаянсовое производство, особенно славились изделия Бернара Палисси.
Рационалистическая философия. Рационалистическая философия во второй половине XVI в. во Франции была представлена гуманистом Мишелем Монтенем (1533—1592). Над своим основным произведением «Опыты» (1588 г.) Монтень работал 20 лет. Это была философская энциклопедия, основная мысль которой заключалась в идее о верховенстве разума. «Опыты» Монтеня оказали влияние на последующее развитие западноевропейской философской мысли, начиная с Бэкона и кончая просветителями
XVIII в.
Крупнейшим представителем французской рационалистической философии был Ренэ Декарт (1596—1650) (см. гл. 40).
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 696;