История сестринского дела

История служения больным и раненым восходит к ранним векам христианства. Сколько существует медицина, столько существует потребность в оказании помощи страждущим. Считается, что первой, преимущественно женской профессией в медицине является повивальное искусство, которое возникло примерно в V веке до нашей эры.

В начале второго тысячелетия появились люди, которые стали оказывать всяческую помощь заболевшим или подвергшимся нападению разбойников паломникам, направлявшимся пешком и по морю в священный город Иерусалим. Так, по пути следования паломников, возникали монастыри, в которых первые братья милосердия оказывали помощь заболевшим путникам.

В 1070 году возник Орден Госпитальеров как братство по уходу за больными (прототип общин). Члены братства оказывали помощь раненым и больным независимо от их вероисповедания. Госпитальеры сыграли огромную роль в эпоху крестовых походов.

В 1130 году папа Иннокентий II утвердил знамя госпитальеров — белый крест на красном фоне. В 1155 году Раймунд дю Пюи стал первым магистром Ордена в госпи­тале, который находился при монастыре. При нем был создан приют для подкидышей и грудных младенцев. Ры­цари три раза в неделю устраивали бесплатные обеды для бедняков и раздавали им милостыню. Ко всем больным и раненым в братстве относились одинаково: пищу подава­ли на серебряной посуде, шелковое белье меняли ежеднев­но. Больные лежали в общих палатах. Здесь оперирова­ли, лечили, принимали роды. Сирот и подкидышей содер­жали в приюте при госпитале. Подземный ход соединял госпиталь с портом — раненых доставляли с галер прямо на операционный стол или в палату во избежание возник­новения инфекции. На Мальте и в Европе рыцари-монахи первыми основали уход и лечение за душевнобольными, изучали анатомию и изолировали инфекционных больных. Пища, которую получали пациенты госпитальеров, была много лучше той, которой довольствовались они сами; только когда член Ордена заболевал, великий магистр раз­решал ему есть то же, что ели пациенты госпиталя.

Основатель первых западноевропейских об­щин, французский священник Викентий Поль. В 1617году он организовал первую Общину сестер милосердия для жен­щин, обладавших природной добротой, способностью к со­страданию, интуицией, наблюдательностью, терпением и трудолюбием.

Систематическое обучение уходу за больны­ми в России началось в школе при Москов­ском госпитале, открытом в 1707 г. усилиями Петра I и голландского врача Н. Бидлоо.

Впервые в России женщин стали привлекать для ухода за больными в госпиталях и лаза­ретах при Петре I. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых служили женщины. Вскоре привлечение женщин для работы в больницах было отмене­но. Роль сиделок была отведена отставным солдатам.

В Воинском уставе 1716г. написано: «Потребно всегда при деся­ти больных быть для усмирения одному здоровому солдату, кото­рые оным больным жить имеют и платье на них мыть».

В 1728 г. вновь делали попытки привлечения женщин к работе с больными в госпиталях и лазаретах. Для этого медицинская канце­лярия ввела в штаты госпиталей должности для женщин. Однако в период царствования Екатерины I женский труд в госпиталях был отменён.

В середине XVIII в. вновь начали использовать женский труд в больницах. Привлекали «баб-сидельниц» — жён или вдов больничных солдат.

В 1763 г. в связи с созданием в Москве новой больницы на 25 коек, которую назвали Павловской, появилась потребность в жен­ском труде. «Прислугу за больными мужского пола... исполняли солдаты, которых присылали из Военной коллегии. В женском же отделении для хождения за больными были нанимаемы женщины из солдатских жён. Все они жили с больными, каждая в своей пала­те».

В 1775 г. при открытии в МосквеЕкатерининской больницы на 150 коек в её штате предполагалось «сидельников мужеска и женска пола — 24».

В то же время специальных сестёр для ухода за больными в свет­ских больницах, видимо, не было.

В 1812 г. во время нашествия Наполеона помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 г. в Санкт-Петербурге Патриотического женского общества, предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника.

Идея организациисистематического ухода за больными спе­циально обученным для этих целей персоналом принадлежит императрице Марии Федоровне. Еще в 1804 г. она выдвинула идею привлечения вдов к уходу за больными в Московском вдовьем доме. Но только в 1813 г. в Санкт-Петербургестали открываться вдовьи дома для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов. Со временем они стали многоструктур­ными учреждениями, как, например, Санкт-Петербургский вдо­вий дом, который включал отделение для малолетних детей, си­ротское отделение для дворянских детей, дом призрения больных девиц благородного звания, приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры, училище для детей-сирот военно­служащих.

В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны женщины из Санкт-Петербургского вдовьего дома на доброволь­ных началах были приглашены и направлены на работы в боль­ницы, чтобы ухаживать за больными. Дежурные вдовы должны были надзирать за порядком в палатах, при раздаче больным пищи, питья и лекарств, содержать в чистоте и опрятности как больных, так и их постели. Доктора давали вдовам необходимые наставле­ния по уходу за больными, а дежурные вдовы учились у них всем медицинским приемам, чтобы в случае необходимости самим ока­зывать помощь больным.

В январе 1818 г. императрица Мария Федоровна распорядилась привлечь «сердобольных вдов» к уходу за больными в Московской Мариинской больнице для бедных.

Первым организатором их работы стал штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных X. фон Оппель (прадед извест­ного хирурга и главного врача больницы Петра Великого). В 1822 г. он составил для медицинского персонала вверенной ему больни­цы «Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших».

Круг обязанностей «сердобольных вдов» был довольно широ­ким. Они должны были хорошо знать основные правила боль­ничной гигиены: содержать в чистоте палату, регулярно проветривать ее, поддерживать чистоту полов, постели. Персонал по отношению к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив. При уходе за лихорадящим больным ,медицинский персонал «должен нагреть ему постель кувшинами с горячей во­дой, с плотно заткнутыми пробками, которые потом можно поло­жить у ног; когда больной пропотеет, следует переменить ему белье; напоить его жидкостью» (Московская Мариинская больни­ца для бедных, 1806— 1906 гг.: исторический очерк, составленный к 100-летию больницы. — М., 1906. — С. 145). В руководстве подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пи­явки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры. Все перечисленные манипуляции были достаточно подробно описа­ны. Например, подчеркивалось, что при постановке клистира важ­ны степень теплоты воды, количество вводимой жидкости, поло­жение больного, при обмороке нужно освободить больного от стес­няющей его одежды, слегка похлопать по щекам, обрызгать лицо прохладной водой, а если это не поможет, то поднести к носу нюхательную соль. Давались советы, как давать жидкие лекарст­ва, как удобнее приспособить пузырек для отсчета определенного числа капель, каким образом скрыть вкус горького лекарства, как помочь больному принять твердое лекарство, неприятное на вкус, придать ему форму пилюли. X. фон Оппель, в своем труде, обратил внимание на особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденными, сформулировал правила по профилактике внутрибольничных инфекций.

С 1829 г. в течение 32 лет благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Федоровной, возглавляла им­ператрица Александра Федоровна.

По ее инициативе в 1842 г. был утвержден устав Санкт-Петербургского вдовьего дома, кото­рый регламентировал деятельность «сердобольных вдов». Устав был рекомендован для использования во всех аналогичных уч­реждениях Российской империи. Параграф 6 устава гласил: «Вдо­вы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о боль­ных, составляют во вдовьем доме особый разряд под названием сердобольных и до принятия в которые подвергаются испытатель­ному сроку» (Устав Санкт-Петербургского вдовьего дома. — СПб., 1842. — С. 2). После испытательного срока, который включал де­журства в Мариинской больнице под руководством опытных кол­лег и главного врача в течение 1 года, женщина в церкви вдовьего дома приводилась к присяге. Вместе со свидетельством ей вруча­ли знак отличия — золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне «Всех скорбящих радость», а на другой — «Сердо­болие».

Одежда «сердобольных вдов» отличалась от одежды остальных обитательниц вдовьего дома: они носили платье коричневого цвета. За 2 недели дежурства в больнице они получали по 1,5 р. серебром и пищу по особому расписанию. «Сердобольные вдовы» мог­ли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение.

 

Институт сердобольных вдов просуществовал до 1892 г., а затем был упразд­нен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 г.

Движение общинных сестер милосердия было весьма знамена­тельным явлением подвижничества, охватившим русское обще­ство во второй половине XIX в. В этом движении выразилась борьба женщин за социальное равноправие.

Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские приюты и шко­лы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно — постоянно действующие курсы ме­дицинских сестер. Уставы общин мало отличались друг от друга. Их неизменными условиями были целомудрие и строгость пове­дения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и само­отверженность, дисциплинированность и беспрекословное под­чинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но в отличие от монастырских ,сохраняли за членами общины некото­рые элементы свободы. Сестры имели право владеть наследствен­ным и собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям, требующим ухода, или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхож­дения. Однако устав не позволял делать никаких скидок, да никто и не стремился к привилегиям. Все с одинаковой самоотвержен­ностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени, лишения и опасности фронтовой жизни.

В 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Ве­ликой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России община сестер милосердия (с 1873 г. — Свято-Троицкая община сестер милосер­дия, названная так в честь существующей при общине церкви святой Троицы). Согласно уставу общины, который был утверж­ден в 1848 г., ее целью было попечение о бедных больных, утеше­ние скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававших­ся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями. Община включала отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для приходя­щих детей, отделение «кающихся Магдалин», аптеку.

В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Сестры не были связаны монашескими обетами, хотя религиозной направленности в их воспитании придавалось важное значение. Если сестра милосердия выходила замуж, то она исключалась из общины. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в тече­ние года. По истечении испытательного срока женщина должна была решить, может ли она принять на себя обязанности сестры милосердия. Комитет общины также высказывал о ней свое мне­ние, которое было решающим. Процедура посвящения в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в «сердобольные вдовы». Звание сестер мило­сердия в течение года получали 3 — 4 чел. Следует отметить, что суровый, ограничивающий инициативу и лишающий свободы в личной жизни режим общины большинство сестер выносило не более 5—10 лет. Лишь отдельные сестры служили в общине по­жизненно.

Профессиональная подготовка сестер милосердия была узко практической и включала обучение основным гигиеническим пра­вилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впо­следствии сестры милосердия стали осуществлять уход за больны­ми в малоимущих и бедных семьях. К деятельности Свято-Троиц­кой общины проявил большой интерес великий русский хирург Н. И. Пирогов. Он часто посещал ее, присутствовал на совещани­ях комитета общины, давал советы, проводил сложные операции.

Деятельность Свято-Троицкой общины сестер милосердия с момента основания и до ликвидации в 1917 г. осуществлялась на благотворительные средства, в том числе средства царской семьи. Также община имела доход от оплаты ухода за больными в част­ных домах. Принц Александр Петрович Ольденбургский, являясь почетным опекуном общины, в 1886 г. создал при ней Пастеров­скую прививочную станцию для лечения больных бешенством. А в 1890 г. на ее базе был создан Императорский институт экспе­риментальной медицины (первое в России научно-исследователь­ское учреждение в области медицины и биологии).

В 1844 г. в Санкт-Петербурге княгиня М.Ф. Барятинская осно­вала общину сестер милосердия Литейной части. Целью общины было оказание помощи нуждающимся и страждущим, прожива­ющим на территории данного района. Согласно уставу она состо­яла из следующих отделений: сестер милосердия, призреваемых бедных старушек и детских ясель. В сестры милосердия принима­лись совершеннолетние девушки или вдовы после шестимесячно­го испытательного срока. Сестры осуществляли уход за больными, преимущественно бедными, в их жилищах. Кроме того, в 1854 г. при общине была открыта больница для раненых офицеров Балтий­ского флота, реорганизованная в 1856 г. во временный дом при­зрения для вдов и сирот офицеров, убитых в Севастополе. А с 1863 г. при общине стала работать детская больница на 10 коек.

В Санкт-Петербурге в 1859 г. Великой княгиней Александрой Петровной была учреждена Покровская община сестер милосер­дия. Целью общины являлось попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей. Данная община включала отделение для сес­тер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей млад­шего возраста (сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей), школу для мальчиков (которые оставались в общине до 12 лет), училище для подготовки фельдшериц. В об­щину принимались девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет. Испытательный срок составлял 3 года. По его истечении в торжест­венной обстановке после принесения клятвы сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью «Любовь и мило­сердие». Сестры милосердия и воспитанницы училища дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обя­заны были выполнять распоряжения врачей. Обучение фельдше­риц включало два этапа: подготовительный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматри­вала изучение анатомии, физиологии, физики, фармакологии, клинических дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали аттестат, дающий право работать в качестве помощника лекаря.

В 1861 г. княгиня М. М. Дондукова-Корсакова создала в Псков­ской губернии общину сельских сестер милосердия.

В Москве в 1863 г. княгиня А.В.Голицына организовала приют для иного­родних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосер­дия.

А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под назва­нием «Утоли моя печали» (по названию иконы Божьей Матери), в создании которой принимала активное участие княгиня Н. Б. Ша­ховская. Данная община была создана при тюремной больнице, позднее при ней были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. С течением времени община стала са­мой крупной в России.

В 1853—1856 гг. в результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война. Боевые действия преимущественно велись в Крыму и на Черном море, а также на Кавказе, Балтике и даже Камчатке. Первы­ми отправились оказывать помощь раненым на поле боя сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (Община воздвиже­ния животворящего креста сестер попечения о раненых и боль­ных). Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт-Петербур­ге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н.И.Пироговым. Изначально общине хотели придать исключительно рели­гиозный характер, но Н. И. Пирогов по-другому понимал назна­чение сестер милосердия. Он подчеркивал, что сестра милосер­дия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простой богопочтительной женщиной с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, но непременно должна со­хранить чувствительное сердце.

Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицин­ских сестер не только для работы в госпиталях, но и для обслужи­вания раненых на поле боя. Ее устав был написан Н.И.Пироговым. Он считал: «...главная начальница общины и начальницы отделений сестер не должны пользоваться особыми привилегия­ми в общине. Так как, это только увеличило бы расстояние между ними и сестрами, и роль начальниц в этом случае сводилась бы к общему наблюдению за сестрами, а не к конкретному руковод­ству практической работой сестер по уходу за больными» (Пиро­гов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания / Н. И. Пиро­гов. — М., 1950. — С. 247).

Так как формирование Крестовоздвиженской общины проис­ходило в годы Крымской войны, комитет общины обратился с призывом к женщинам русского подданства о вступлении в ряды общины сестер милосердия. Женщины и девушки, принятые в общину, давали присягу. Около 3 мес. они работали в 1-м сухопут­ном госпитале в Петербурге, а затем направлялись на театр воен­ных действий в Крым или на север России (в связи с появлением неприятельского флота у берегов Финляндии). Часть сестер, ко­торые были назначены старшими, в конце своей специальной подготовки проходили испытания в клиническом госпитале Пе­тербургской медико-хирургической академии.

Великая княжна Елена Павловна настояла перед Николаем I на разрешении действительному статскому советнику Н. И. Пирогову отправиться в Крым и взять на себя руководство деятельно­стью сестер милосердия. Н.И. Пирогов с первым отрядом сестер милосердия численностью 28 чел. 12 ноября 1854 г. приехал в Севастополь. К приезду сестер милосердия госпитали Крыма уже были заполнены ранеными и больными. Женщины усердно сле­дили за чистотой и порядком в палатах, своевременной сменой белья, заботились о питании больных, контролировали вкус и качество пищи. В тех случаях, когда врачи назначали индивиду­альное питание больному, сестры сами варили порционные блюда.

Круг обязанностей сестер был очень обширен, и чем глубже они вникали в госпитальную жизнь, тем все больше находили применение своим силам. В декабре 1854 г. многие из сестер ми­лосердия заболели сыпным тифом, и к ним на помощь из Санкт-Петербурга и Москвы прибыли «сердобольные вдовы», подготов­ленные к уходу за ранеными и больными. К 1855 г. в Севастополе и других городах Крыма оказывали помощь раненым и больным уже несколько отделений сестер Крестовоздвиженской общины. По распоряжению Н.И.Пирогова сестры милосердия были раз­делены на перевязывающих, аптекарш и сестер-хозяек.

Широкую известность получила Е.П.Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия. В последующем Е.П.Карцева возглавила в Симферополе отряд из 28 «дежурных» сестер, осуществляющих медицинский надзор за самыми тяжелыми ранеными и «ампу­тированными». Легендарную славу завоевала себе дочь матроса Даша Севастопольская (Д.Л.Михайлова). Сведения о жизни и судьбе этой русской воительницы сохранились в воспоминаниях Н.И.Пирогова. Солдаты и матросы называли Дашу сестричкой. Николай I приказал пожаловать ей золотую медаль на Владимир­ской ленте с подписью «За усердие» и 500 р. серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей еще 1 000 р. серебром на обзаведение.

Е.А.Хитрово, одна из первых российских сестер милосердия, соратница Н.И.Пирогова, получив домашнее образование, сна­чала работала воспитательницей, а в 1852 г. поступила в Одес­скую богадельню сердобольных сестер, где в конце того же года приняла должность надзирательницы. Во время Крымской войны Е.А.Хитрово подготовила и направила на театр военных действий сестер милосердия из Одессы. Весной 1855 г. она отправилась в Николаев, в июне в Херсон, а в августе в Крым «ревизовать» ра­ботающие там отделения Крестовоздвиженской общины.

Особое место среди сестер милосердия заняла Е.М.Бакунина, истинная аристократка, глубоко верующая женщина. Она одной из первых отправилась в составе Крестовоздвиженской общины в Крым для оказания помощи раненым и больным воинам, вначале работая обычной сестрой, а затем по настоянию Великой княги­ни Елены Павловны во главе общины. На этом посту Е.М.Баку­нина проявила большие организаторские способности, неустанно объезжая самые отдаленные госпитали, вникая в проблемы снаб­жения медикаментами, продовольствием, теплой одеждой. По ее ходатайству раненым регулярно выдавалось теплое белье. Часто она сопровождала обозы с ранеными, разделяя с ними все невзгоды тяжелого пути и оберегая от равнодушия и разгильдяйства неради­вых работников. По окончании войны Е. М.Бакунина продолжи­ла возглавлять Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия.

Героическое участие сестер милосердия в Крымской войне привело к рождению, по словам известного ученого-хирурга И. А. Вельяминова, медицинской сестры. В 1863 г. был издан при­каз военного министра Д. А. Милютина о введении по договорен­ности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату следует считать годом рождения профессии медицинской сестры в России, что, несомненно, стало важным событием в борьбе за женское равноправие. Сестрам, прослужив­шим в госпиталях не менее 25 лет, назначали из государственной казны пенсию в размере 100 р.

Параллельно Крестовоздвиженской общине по другую линию фронта в располо­жении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Ф. Найтингейл (1820—1910), кото­рая во всём мире считается основоположницей сестринского дела.

Своё предназначение уже в юности Ф. Найтингейл видела в из­бавлении людей от болезней, которые можно предупредить. Она решила стать медицинской сестрой в 20 лет. Однако её мечте не суждено было сбыться, поскольку общество имело якобы неопро­вержимые доказательства распутного поведения медицинских сес­тёр. В связи с этим женщины её круга (семья принадлежала к выс­шему обществу) не могли думать о профессии медицинской сест­ры. Ф. Найтингейл обратилась к религии. Чтение книг по медици­не и уходу за больными, посещение больниц, уход за детьми, живущими в трущобах, приближали её мечту, которая осуществи­лась только в 33 года после её стажировки в больнице, принад­лежавшей католической организации «Сестры милосердия». В 1853 г. Ф. Найтингейл становится надзирательницей в заведении для больных женщин благородного происхождения в Лондоне. Её обязанности: наблюдение за работой медицинских сестёр, состоя­нием медицинского оборудования, контроль за приготовлением лекарств. Заведение было образцовым, но Ф. Найтингейл обосно­вывала необходимость создания специальной школы для медицин­ских сестёр.

В 1854 г. английские войска высадились в Крыму, чтобы помочь Турции в войне с Россией. После битвы под Севастополем в английской газете «Тайм» появилась заметка о том, что больных и ра­неных английских солдат оставляют умирать без всякой помощи в английском военном госпитале в Скутари недалеко от Константи­нополя.

21 октября 1854 г. в Турцию прибыл отряд из 38 медицинских сестёр во главе с Ф. Найтингейл. Работая старшей медицинской се­строй в госпитале, она на собственном опыте убедилась, что, улуч­шая санитарные условия в госпитале и казармах, можно резко сни­зить смертность и спасти тысячи жизней.

Несмотря на многочисленные административные обязанности, Ф. Найтингейл ухаживала за больными ночью. Солдаты называли её ангелом-хранителем. Г. Лонгфелло (1857) писал: «Она одна с не­большой лампой в руках исходила многие мили среди беспомощ­ных страдальцев».

Ф. Найтингейл вернулась в Англию в июле 1856 г. в возрасте 36 лет всемирно известной, поскольку её работы по статистике, пока­завшие, как дорого обходятся Англии болезни солдат и какова эф­фективность улучшения санитарных условий, сделали борьбу за ре­форму системы медицинского обслуживания в английской армии успешной. В 1857 г. её «Заметки по вопросам, касающимся охраны здоровья, эффективных мер и управления госпиталями в Англий­ской армии» привели к созданию Королевской военно-медицин­ской комиссии, результатом работы которой явились реформы, улучшившие санитарное состояние казарм и военных госпиталей. Кроме того, в результате реформ было создано военно-медицин­ское училище, разработаны программы специальной подготовки, предъявляющие высокие требования к деятельности медицинской сестры.

Ф. Найтингейл всё время стремилась ухаживать за больными, но после возвращения из Крыма она большую часть времени тяжело болела и фактически была прикована к постели. Превозмогая не­мощь, она написала свои знаменитые «Записки об уходе» (1859), где дала определение сестринскому делу как профессии, показала его отличие от врачебного дела. По её модели сестринского дела были созданы первые сестринские школы сначала в Европе, затем и в Америке. В Англии в честь Ф. Найтингейл такая школа была от­крыта в 1860 г. на средства, собранные общественностью. Профес­сиональные ценности, описанные Ф. Найтингейл как обязательные в деятельности медицинской сестры, не изменились до нашего вре­мени.

Международный совет медицинских сестёр (МСМС), создан­ный в 1899 г. по инициативе Британской национальной ассоциа­ции медицинских сестёр, в 1910 г. после смерти Ф. Найтингейл принял решение об увековечивании памяти великой основоположницы сестринского дела и создании в её честь мемориа­ла — Фонда последипломного образования. Этот фонд предостав­лял условия и средства, позволяющие медицинским сестрам из разных стран совершенствовать свои профессиональные знания и заниматься научными исследованиями в области сестринского дела.

С 1971 г. день рождения Ф. Найтингейл — 12 мая — объявлен МСМС как Международный день медицинских сестёр. Междуна­родным комитетом Красного Креста в 1912 г. учреждена медаль имени Ф. Найтингейл, которой награждают медицинских сестёр, проявивших героизм на войне. В годы Великой Отечественной вой­ны 1941 — 1945 гг. 46 медицинских сестёр в нашей стране были на­граждены этой медалью. Возвращаясь вновь к периоду Крымской войны, следует сказать, что милосердие к воину как общественное движение родилось именно в тот период, когда две выдающиеся женщины противоборствующих стран — англичанка Ф. Найтин­гейл и великая княгиня Елена Павловна — одновременно протяну­ли руки к проливавшим кровь на поле брани.

В историческом споре о первенстве в становлении сестринского дела «главное не признание первенства той или иной стороны, а добродетель и милосердие, одновременно родившиеся в сердцах людей, принёсших облегчение и возвращение к жизни больным и раненым воинам, большинство из которых были обречены на смерть».

В период русско-турецкой войны создавались новые общины для помощи раненым и больным на поле боя. Георгиевская община, созданная Е.П. Карцевой, дочерью помещика Новгородской губер­нии, по рекомендации знаменитого русского терапевта С.П. Ботки­на прошла с войсками путь через Балканские горы к Андрианополю, затем от Плевны до Сан-Стефано.

В конце 1860-х годов появились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.

Мысли об организации международной частной и добровольной помощипострадавшим на войне независимо от звания и нацио­нальности возникли у швейцарца А. Дюнана под влиянием пора­зившей его деятельности сестёр милосердия в период Крымской войны: с одной стороны — Ф. Найтингейл, с другой — Крестовоздвиженской общины. Кроме того, 25 июля 1859 г. в разгар франко-итало-австрийской войны, случайно оказавшись в местечке Сольферино (Северная Италия), А. Дюнан был потрясён картиной, ко­торую он увидел на поле боя: раненые умирали из-за отсутствия своевременной медицинской помощи. В 1862 г. он издаёт «Воспо­минания о Сольферино» и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 г. в Швейцарии был организован постоянный Международ­ный комитет помощи раненым, переименованный в 1876 г. в Меж­дународный комитет Красного Креста. В 1864 г. в Женеве состоя­лась дипломатическая конференция, на которой представители 12 стран подписали международное соглашение — «Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов в дей­ствующих армиях». Эта конвенция положила начало международ­ному гуманитарному праву, действующему и сейчас. На этой кон­ференции был учреждён особый международный отличительный знак, обеспечивающий правовую защиту на поле боя, — красный крест на белом фоне.

Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., и тог­да же было создано Общество попечения о раненых и больных воинах на базе Крестовоздвиженской общины. В 1876 г. оно было пе­реименовано в Российское общество Красного Креста.

С 1871 г. женщинам разрешили работать в госпиталях и в мир­ное время.

В 1875 г. было издано положение о медицинских сестрах Крас­ного Креста для ухода за больными и ранеными во время войны. Отряды медицинских сестёр Красного Креста оказывали помощь раненым на полях русско-турецкой и русско-японской войн.

В 1897 г. Российское общество Красного Креста учредило в Пе­тербурге институт, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте состав­лял 2 года.

К этому времени двухгодичной подготовкой медицинских сес­тёр занимались в 109 общинах. Курсы сестёр милосердия были от­крыты при больницах. К 1913 г. в России насчитывалось 10 000 сес­тёр милосердия.

В феврале 1909 г. в Москве по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны, супруги великого князя Сергея Александ­ровича, начала свою деятельность Марфо-Мариинская обитель ми­лосердия, а в сентябре 1909 г. был освящён первый больничный храм во имя Марфы и Марии. В апреле 1909 г. 18 сестёр милосер­дия во главе с великой княгиней были посвящены в крестовые се­стры любви и милосердия.

С самого начала первой мировой войны в ноябре 1914 г. импе­ратрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, посвятила себя служению раненым. В самое короткое время был организован эвакуационный пункт, который объединял 85 лазаре­тов и 10 санитарных поездов. Вместе со своими старшими дочерь­ми, великими княгинями Ольгой и Татьяной, императрица закон­чила двухмесячные курсы сестёр милосердия при Царскосельской общине и в Российском обществе Красного Креста. Им было при­своено звание «Сестра милосердия военного времени».

Великие княгини Ольга и Татьяна работали в Царскосельском госпитале, оказывая помощь раненым и больным. Императрица Александра Федоровна, так же как и её дочери, делала перевязки раненым, ассистировала при операциях. В марте 1915 г. Александра Федоровна писала мужу: «Сколько горя вокруг!.. Слава Богу за то, что мы, по крайней мере, имеем возможность принести некоторое облегчение страждующим и можем им дать чувство уюта в их оди­ночестве!»

В 1914 г. во время первой мировой войны, для того чтобы уско­рить подготовку сестёр милосердия, в которых очень нуждались госпитали, срок обучения сократили до 6 недель.

26 августа 1917 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд сес­тёр милосердия, учредивший Всероссийское общество сестёр мило­сердия.

В январе 1918 г. начал выходить созданный обществом ежене­дельник «Первый вестник сестры милосердия». В передовой статье первого номера говорилось, что требования общества и государства поставили новые, более сложные и трудные задачи. Для выполне­ния их нужна правильная сплочённая организация, могущая дать единое общее руководящее начало в работе, соединив всех отдель­ных членов в одну сознательную дружескую силу, отдающую себя на служение родине и человечеству [30]. Общество было вынуж­дено прекратить своё существование вскоре после Октябрьской революции 1917 г., поэтому увидели свет только 9 номеров вест­ника.

Сестры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы граж­данской войны. Наркомат здравоохранения, созданный в 1918 г., утвердил план и программы обучения для школ, подготавливающих сестёр милосердия.

В 1920 г. общинысестёр милосердия были упразднены и подготовка сестёр поручалась органам здравоохране­ния. При этом из названия школ исчезло и слово «милосердие».

В 1922 г. состоялся I Всероссийский съезд по медицинскому об­разованию. Были определены типы средних медицинских учебных заведений, для медицинских сестёр установлен двухгодичный срок обучения. В 1926 г. на II Всероссийской конференции была прове­дена следующая реформа: в угоду всеобщей технизации медицин­ские школы стали называться техникумами, а медицинские сест­ры — техниками по уходу. В 1933 г. медицинской сестре была отве­дена роль помощника врача.

К 1940 г. обеспеченность средними медицинскими кадрами по сравнению с 1913 г. возросла в 8 раз. В 1942 г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра». В годы Великой Отечественной войны 17 медицинских сестёр получили звание Героя Советского Союза, 46 вручена медаль имени Ф. Найтингейл.

В 50-е годы медицинские школы были реорганизованы в меди­цинские училища, создана система среднего специального образо­вания.

В 1988 г. был введён новый учебный план по специальности «Сестринское дело».

С 1991 г. началась подготовка сестринского персонала не только в медицинских училищах по 2—3-годичной программе, но и в колледжах по 4-годичной программе обучения. В этом же году открылись факультеты высшего сестринского обра­зования при высших образовательных медицинских учреждениях для подготовки преподавателей и организаторов сестринского дела.

В 1993 г. был сделан ещё один важный для реформы сестринско­го дела шаг: на международной конференции «Новые сестры для новой России», организованной РФ, в которой принимали участие преподаватели сестринского дела из Тихоокеанского университета (США), различных образовательных сестринских учреждений Рос­сии, а также практикующие сестры, была создана и принята фило­софия сестринского дела.

В 1992 г. создана Ассоциация медицинских сестёр России, при­нимающая участие в работе МСМС. Впервые в России (после Ок­тябрьской революции 1917 г.) по инициативе медицинских сестёр была организована неправительственная профессиональная орга­низация. Направления работы ассоциации определены в «Проекте развития Ассоциации медицинских сестёр России»:

• повышение роли медицинской сестры в системе здравоохране­ния, повышение престижа профессии;

• повышение качества медицинской помощи;

• распространение передового опыта и научных достижений в области сестринского дела;

• возрождение традиций сестринского милосердия;

• защита интересов медицинских сестёр в законодательных, админи-стративных и других органах государственной власти;

• организация сбора информации по сестринскому делу, её ана­лиз и распространение;

• сотрудничество с международными организациями и прави­тельственными учреждениями.

Ассоциация медицинских сестёр России была инициатором раз­работки, принимала активное участие в создании и обсуждении стандартов практической деятельности медицинских сестёр. Созда­ние этих стандартов положило начало серьёзному научному под­ходу к стандартизации сестринского процесса. Президент Ассоциа­ции медицинских сестёр России В.А. Саркисова является членом экспертной комиссии МЗ РФ по стандартизации.

В 1996 г. на I Всероссийской конференции по сестринскому делу был принят проект «Этического кодекса медицинской сестры России», разработанный при участии ассоциации. Окончательно кодекс был принят в 1997 г.

В 1997 г. состоялась очередная конференция по сестринскому делу, на которой обсуждались первоочередные мероприятия по со­вершенствованию сестринской помощи в РФ. Среди этих меропри­ятий названы пересмотр норм нагрузки и нормативов деятельности медицинских сестёр разных специальностей, пересмотр уровня оплаты труда, улучшение социальных условий, строгая регламента­ция и контроль безопасности условий труда медицинских сестёр, создание профессиональных ассоциаций в регионах и утверждение статуса ассоциаций на законодательном уровне.

Многие региональные ассоциации являются членами Ассоциа­ции медицинских сестёр России, которая, таким образом, стала межрегиональной.

Заметным событием в отечественном здравоохранении стал I Всероссийский съезд средних медицинских работников, прохо­дивший 3-5 ноября 1998 г. в Санкт-Петербурге. В приветствии съезду президент МСМС К. Сталкнехт (1998) сказала: «Объединён­ные медицинские сестры России могут стать силой, определяющей перемены».

На съезде был представлен проект государственной программы развития сестринского дела в России, обсуждались вопросы орга­низации сестринского дела в учреждениях здравоохранения, подго­товки и переподготовки специалистов со средним медицинским образованием, а также проблемы высшего сестринского образова­ния.

После I Всероссийского съезда средних медицинских работни­ков во многих регионах РФ прошли региональные конференции по сестринскому делу.

К 2000 г. в РФ созданы 44 региональньные сестринские ассоциа­ции. Межрегиональная ассоциация насчитывает 41,5 тыс. членов. В её состав входят представители 69 регионов РФ и 31 региональная ассоциация.

Региональные и межрегиональные ассоциации медицинских се­стёр проводят активную работу по повышению престижа профес­сии медицинской сестры, совершенствованию организации их ра­боты, внедрению современных взглядов на сестринский процесс как на самостоятельный процесс работы с пациентами, тесно свя­занный с врачебным процессом [16, 36].

В Российской Федерации создана и успешно функционирует структура образовательных учреждений, способная полностью обеспечить качественную подготовку специалистов сестринского дела по программам трёх уровней: училище- колледж - вуз:

1-й уровень (базовый)— медицинская сестра широкого профи­ля, обеспечивающая общий уход и наблюдение за пациентом, способная оказать неотложную помощь;

2-й уровень (повышенный)— по завершении обучения такой специалист может работать медицинской сестрой в специали­зированных и крупных лечебно-профилактических учреж­дениях, учреждениях социального обеспечения, преподавате­лем сестринского дела в средних профессиональных учрежде­ниях;

3-й уровень— медицинская сестра с высшим образованием. Дипломированные специалисты могут работать менеджерами, главными медицинскими сестрами многопрофильных круп­ных больниц и медицинских учреждений, заниматься научной деятельностью.

Проведена реорганизация сети средних учебных заведений, со­зданы колледжи, в медицинских вузах открыты факультеты выс­шего сестринского образования. Осуществлено несколько выпус­ков медицинских сестёр с высшим образованием.

В 1995 г. впервые в России Г.М. Перфильева — лидер сестрин­ского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сече­нова — защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России». К настоящему времени защищено несколько меди­цинских диссертаций.

В 1995 г. вышел новый, адресованный медицинским сестрам журнал «Сестринское дело», внутри которого есть ещё один журнал — «Вестник сестринских ассоциаций». С 1998 г. вновь выходит журнал «Медицинская сестра», с 2001 г. — журнал «Сестра мило­сердия».

Лидеры сестринского дела сегодня принимают участие во всех международных встречах, посвящённых дальнейшему развитию се­стринского дела и способствующих его дальнейшему реформирова­нию в нашей стране.

Приказом МЗ РФ в 2001 г. утверждена отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации, разработан­ная в соответствии с концепцией развития здравоохранения в Рос­сии. Целью и основными задачами данной программы являются формирование оптимальных условий для повышения эффективно­сти и усиления роли сестринского персонала в оказании медицин­ской и медико-социальной помощи населению, совершенствова­ние системы управления сестринским персоналом, повышение профессионального и социального статуса профессии, обеспечение социальной защищённости медицинских сестёр и др.

 

Вопросы для самоподготовки к практическим занятиям:

1. Развитие и становление сестринского дела за рубежом.

2. Организация системы ухода за больными в начале XIX века в России.

3. Заслуги Флоренс Найтингейл в сестринском деле.

4. Организация общин сестер милосердия в России.

5. История создания Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Роль Н.И.Пирогова.

6. История создания и задачи Российского общества Красного Креста.

7. Участие сестер милосердия Российского общества Красного Креста в войнах и стихийных бедствиях второй половины XIX - начала XXвека.

8. Задачи Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России

 

 

Лекция №3. Философия сестринского дела.

Студент должен знать:

1. этические элементы философии сестринского дела; обязанности, ценности и добродетели;

2. понятие биоэтики; понятие медицинской тайны;

3. морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения;

4. этические основы современного медицинского законодательства;

5. законодательные документы, определяющие права пациента и обязанности среднего мед. работника по реализации прав пациента;

6. клятва Флоренс Найтингейл;

7. определение деонтологии как науки, Этический Кодекс медсестры России;

8. ответственность средних мед. работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья;

9. уровни подготовки медсестёр в России;

10. значение проведения научных изысканий в сестринском деле;

 








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 5216;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.063 сек.