Общее и особенное в процессе возникновения гос-ва и права восточ-х цив-ций

Общее:прир-ный фактор,соц расслоение,центр-ция власти,завоевательные походы,торговля,применение раб труда,религия(важное значение храмов и священослужителей), появление правонарушений – появление судов, судоус-ства,создание писанных законов, источники права (правовые обычаи, судебные решения) Египет, Вавилон – цивилизации речных долин,форма прав-ния – восточная деспотия.Различное:

Религия, Слои населения различных стран

5. Общее и особенное в общ-ном и гос-ном строе стран Др Востока.Общее: Фараон, Царь, Император – главный законодатель, наместник бога, наследственная власть,помощники наместника,соц расслоение,деспот форма правления (восточ деспотия -это такая форма соц-полит ус-ва, при к-ой глава гос-тва, обладающий всей полнотой власти, обожествляется, а свободное население страны обременено различными государственными повинностями.) управление осуществляется с помощью бюрократаппарата, наличие армии.Разное:Адм-но-территор деление.

В Египте (который является пожалуй самым ярким представителем Древнего Востока) главу государства представлял Фараон (царь) в его руках сосредоточилась вся законодательная, исполнительная и судебная власть. Внимание фараонов обращалось на все важные дела государства. Мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, мероприятия по судоходству, государственное строительство и разработка земных недр все осуществлялось по приказам царя. Египет был рабовладельческим государством как и Древний Вавилон и как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Особенным в общественном строе стран Древнего востока можно выделить Древнеиндийское государство, которое возникло как рабовладельческое, но тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства ,направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Тогда как в древнем Вавилоне например рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали.

6. Древний Египет.5 периодов:1- Раннее царство (3200-2778): об-ное землепользование, во главе стоял номарх.(Верхн и Нижн Египет) 2- Древнее царство (2778-2260): возникает централиз-ое гос-тво.3- Среднее царство (2040-1786): расцвет, век строительства пирамид, расслоение общины. Возникают крупные поселения, становящиеся городами-государствами - номы. Соперничество номов привело к ослаблению Египта. 4- Новое царство (1580-1085): возвышение жречества и деспотии. 5- Позднее царство (1085-332): время упадка, соперничество жречества и вельмож, внешние агрессии. Завоевание Египта Александром Македонским. На верху крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должности при дворе и в государственном управлении. Основной рабочей силой были крестьяне-общинники. Управлял "рабочими отрядами" фараон через своих чиновников. Рабовладение было распространено в верхах общества, и в средних слоях населения. Рабы использовались для работы в домашнем хозяйстве. Гос строй:центр-ция управления. При помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний укреплялся авторитет фараона(законодательная, исполнительная и судебная власть) Территория гос-ва делилась на отдельные области-номы, во главе правители - номархи. Источники права:обычаи, законы царей, распоряжения джати (первого помощника фараона). Право собственности. Вся земля в Египте - собственность фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин. Обязательства. Для заключения договора требовалось произнести торжественную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в письменной форме. Купля-продажа земли позволялась представителям высших сословий. В VII в. до н. э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. Заключение договора купли-продажи земли и другой недвижимости сильно формализовано. В Египте был распространен договор займа. До VII в. до н. э. в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника. В VII в. до н. э. ус тановлен макс размер процентов по займу. Сельскохоз-ные угодья сдавались в аренду на один год, обработка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полученного урожая. Договор хранения являлся безвозмездной сделкой. Семья и наследственное право. Распространены браки между родственниками, на ранних этапах проявляются пережитки матриархата. Женщина всегда занимала высокое положение в семье. Права мужчин постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Брак оформлялся заключением договора. После вступления в брак женщина сохраняла принадлежащее ей имущество. Родители должны были поддерживать своих детей, а дети были обязаны кормить своих престарелых родителей. Дети наследовали имущество умерших родителей (и отца, и матери) поровну, дочери наравне с сыновьями. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам. Египтяне (в том числе и женщины) могли составлять завещания. Преступления и наказания. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государственной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбодеяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали. Судопроизводство. Суд не был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями. Верховным судьей выступал сам фараон. Процесс не делился на гражданский и уголовный.

7.Правовое положение социальных слоев население ДрВавилона.Верховенство мужа. Об-во делится на:1Господствующую верхушку не принимавшей участия в производственном труде2Купцов, ростовщиков3Общинников- земледельцев (рабы все меньше ограничиваются в правах) Существовала система зависимости:1Зависимость раба от господина2Зависимость детей от родителей3Долговая кабала. Особенности формирования социальных групп: многоукладный характер экономики;незавершенность процесса образования классов;ранний и высокий уровень развития товарно-денежных отношений (характерны для царско-храмового хозяйства, но почти не затронувшие общин). Свободные делились на: авилумы ("человек", "сын человека") - владельцы общинной земли, занимали высшие государственные посты и владели служебными наделами. Они и члены их семей пользовались преимуществами в правовой защите; мушкенумы- предполагают, что это потомки "чужаков" не имеющие корней в общине, занимавшие положение низших служилых людей царя. тамкары - зависимо-обязанные торговцы, кредиторы, ростовщики, отчисляли в царскую казну часть доходов, выполняли обязанности по выкупу пленных воинов, пользовались широкой свободой финансово-торговой деятельности (существовали торговые объединения, банковские дома, которые скупали и перепродавали землю, вели крупные операции, кредитовали освоение земель и пр.) шакканакумы – царские чиновники на местах, осуществляющие контроль за деятельностью местной администрации; шаммалумы – мелкие торговцы;ремесленники – зависимо-обязанные, имевшие право объединения и пользовавшиеся даже некоторой защитой государства;рабианумы – главы общинного совета, старосты; жрецы, предсказатели, врачи, писцы и т.п. - пользовались наибольшей свободой и независимостью. Могли объединяться в организации. Жречество Вавилона (в отличие от Египта) не создало своей касты или сословия. В храмовых советах они были представлены наряду с чиновниками. Жреческие должности могли продаваться.

8. Гос-во и право Др Индии. Законы Ману. Гос-во образов. в пятиречье Инд и Ганг. 2-я пол 2 го тысяч-я на Индию нападают Арийские племена. Разгром. Начин. имущ. неравенство. на 4 варны. Втор. пол. 1-го тысяч-я. начало борьбы гос-в Кошалы и Магадхи (победа). Возн. династия Маурьев. В империи Маурьев раздел. центр и местное управление. Центр – монарх + паришад (совещ. орган при царе-8 высш. сановников) + чиновники (по разл. сферам). За этим следят шпионы. Местное. Страна разделена на провинции (во главе царские фамилии), округа (чиновники), области и деревни (староста – сбор налогов, поддерж. обществ. порядка, сбор сходок) Появляются сословия – варны: брахманы – знатные жреческие роды; кшатрии –военная знать. Вайши-свободные общинники. шудры-люди, не являющиеся членами общин.Если они и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению об-ных дел, не участвовали в племенном собрании. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни. Гос строй. Развивалась концепция единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Царь стоял во главе гос. аппарата и обладал закон-ной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора. Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. Территория государства делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

Законы Ману (12 глав и 2685 статей). Главное в Законах Ману – закрепление существующего варнового строя. Особенность-религиозная окраска всех его положений. Право собственности. способы возникновения права собственности:наследование, получение в виде дара или находки,покупка,завоевание,ростовщичество,исполнение работы,получение милостыни. давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности земля (царская, общинная, частная). За незаконное присвоение чужой собственности накладывался большой штраф. ЗМ охраняют и движ имущество: рабы, скот, инвентарь. Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров, например, договор займа, найма, аренды земли. Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Упоминается в Законах Ману договор дарения. Сделка расторгается таким же образом, как и заключается. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю. Брачно-семейные отношения. характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. ЗМ определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти – под властью сыновей, ибо “женщина никогда не пригодна для самостоятельности”. Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшному наказанию, вплоть до смертной казни. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.Уголовное право и процесс. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на 1месте гос-е (службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот). Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось.Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне. Виды наказания: смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы), членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение

9.Особ-сти правового положения рабов Др. Вавилона.дворцовый раб или раб мушкенума мог жениться на свободной и дети его тогда считались свободными (ЗХ-175);дети, рожденные от свободного и рабыни, являлись свободными, даже если не признаны отцом;рабыня, родившая детей свободному, не могла быть продана;свободные дети раба наследовали половину его имущества (вторую - его хозяин).В Нововавиллн царстве положение рабов изменяется. Их час-то садят на землю, они находятся в зависимости, платят ежемесячный оброк, НО:рабы часто наделяются землей и правом вести собственное хозяйство (почти не отличаясь от земледельца-арендатора); имеют право владеть семьей, землей, домом, движимым имуществом, брать и давать ссуды; могут продавать и покупать рабов, нанимать других рабов и даже свободных;имеют право даже выступать в суде в качестве истцов, ответчиков и свидетелей.

10. Понятие и признаки восточной деспотии (Государство древнего востока).Восточная деспотия - это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествленного монарха (представлялся как бог или потомок богов), единоличного законодателя и высшего судьи, осуществляющего всеохватывающий надзор за бесправными подданными через разветвленный, подчиненный деспоту административный аппарат с четкой системой рангов и субординацией. На все трудовое население деспотического государства, кроме налогов, возлагаются государственные повинности, т.н. общественные работы.ФАРАОН – глава государства и общества, «вместилище Бога», обладал высшей властью духовной, законодательной, административной, военной и судебной.








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 1370;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.