И другими чинопоследованиями.
Раннехристианская Вечерня, и Утреня в случае служения Евхаристии соединялась с Ней в единое чинопоследование. Изначальное служение Евхаристии в вечернее время суток подразумевало под собой неразрывную связь с Агапой, т.е. с раннехристианской Вечерней. Но, как известно, к III веку Литургия, уже отделённая от агапы повсеместно перенеслась на раннее утро, правда на Востоке литургия служилась часто по ночам. Совершение Литургии с утра вызвало традицию служения Евхаристии в присоединении со службой Утрени. На сегодняшний день практика подобного соединения известна у греков и на Балканах, в Русской Церкви она не имеет широкого распространения.
При обычном служении Литургии в современной практике, перед ней, как правило, совершается служба часов: 3-й и 6-й час (иногда, только 3-й час), - во время которых священнослужители совершают проскомидию (приготовление хлеба и вина для Евхаристии с молитвенным поминовением святых, усопших и живых).
В случае соединения Утрени с Евхаристией, переход к Литургии осуществляется после «Великого Славословия» Утрени – звучит тропарь дня и далее следует Литургия по чину. Проскомидия, в таком случае, совершается во время чтения канона или кафизм на Утрени. А, в случае, когда мы служим ночное бдение на какой-либо Праздник, в принципе, Литургию также следовало бы присоединять непосредственно после Утрени или после 1-го часа (не читая при этом 3-й и 6-й час), т.е. Всенощное бдение в общем случае будет состоять из Вечерни, Литии, Утрени и Литургии.
Случаи соединения Литургии с Вечерней предписаны сегодня уставом в некоторые дни года. При этом переход от Вечерни к Литургии происходит после вечернего входа на «Свете Тихий» и чтения ветхозаветных паремий. Как бы для связки следует малая ектения затем поется «Трисвятое», читается Апостол и Евангелие обычным литургийным порядком, и далее Литургия продолжается по обычному чину. Проскомидию, в этом случае, предписано совершать во время Вечерни, хотя на практике, из-за недостатка времени, её часто совершают заранее, ещё до начала Вечерни.
Типикон предписывает совершать Вечерню в соединении с Литургией в след. дни:
- Навечерие Рождества Христова (рождественский сочельник);
- Навечерие Богоявления (крещенский сочельник);
- Благовещение Богородице (если попадает на будние дни Великого поста);
- Великий Четверг;
- Великая Суббота.
В соединении с Литургией могут также совершаться чинопоследования некоторых таинств:
o Крещение и Миропомазание (Крещальная Литургия);
o Брак (Венчальная Литургия).
Один из вариантов чинопоследования Крещальной Литургии предложен в служебнике, изданном в Русской Православной Церкви в 2000г. В случае служения по этому чину, последования относящиеся к оглашению крещаемого должны быть совершены заранее, а соединение Крещения с Литургией осуществляется наподобии соединения Литургии с Вечерней. Литургийные антифоны в этом случае опускаются, а вместо «Трисвятого» поется: «Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся».
Венчальная Литургия на Руси мало известна, хотя начинает обретать свое место, пока что в виде экспериментальной практики, предпринимаемой отдельными священнослужителями. В наших служебниках такого чинопоследования нет, но из традиции Греческой и Сербской Церкви последних столетий известен порядок отправления такой Литургии. Соединение Венчания с Литургией также осуществляется наподобие соединения Литургии с Вечерней. Снятие венцов осуществляется в конце Литургии. Обручение новобрачных в этом случае совершается заранее, может быть, к примеру, накануне на вечерне или непосредственно перед самой Венчальной Литургией.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 1761;