Виды Литургий. Время и место их служения.
В после апостольскую эпоху, с распространением христианства по Римской империи, постепенно складывались поместные литургические традиции, центрами укрепления которых, служили общины крупных городов, которые становились основными христианскими кафедрами. Ко времени I Вселенского собора (325г.) сложилось три главных митрополии: Римская, Александрийская и Антиохийская (хотя были и более мелкие самобытные общины). Особое значение на Востоке имела Антиохийская кафедра, приемница Иерусалима, не редко именуемая «Матерью Церквей Востока». В её юрисдикции к началу IV в. находился Иерусалим, получивший римское название Aelia Capitolina, а также Константинополь, до 330г. носивший называние Византий. IV Вселенский собор (451г.) определяет пять основных патриархатов: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Литургическая традиция каждой из этих Церквей имела свои отличительные черты, при этом на практике разнообразие литургических традиций реально значительно превышало число патриархатов. Основополагающими на Востоке были традиции Антиохии и Александрии, а на Западе – традиция Рима и Галло-Испанская литургическая практика.[120]
Византийская традиция в большей степени находилась под влиянием литургической практики Антиохии и Капподокии, а в последствии испытала и Палестинское влияние. Классические византийские лиутргии свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого(выходцев из Антиохии и Капподокии), явились как раз результатами редакций более древних восточных литургийных чинов, корнями уходящих, ко временам апостолов. Литургия Иерусалимской Церкви была связаны с именем апостола Иакова, а практика Александрийской кафедры засвидетельствована именем апостола и евангелиста Марка.
Иерусалим | → | Литургия ап. Иакова, брата Господня. |
Александрия | → | Литургия ап. Марка. |
Антиохия (Константинополь) | → | Литургия свт. Иоанна Златоуста. Литургия свт. Василия Великого. |
Сегодня в традиции Православной Церкви основным является чинопоследодвание Литургии свт. Иоанна Златоуста, второй по частоте употребления (10 раз в год) служит Литургия свт. Василия Великого, хотя вплоть до XI в. она была основной в византийской литургической практике. По современному уставу Литургия свт. Василия служится в следующие дни года:
- День памяти свт. Василия Великого 14 января (1 января по ст. ст.);
- Навечерие Рождества Христова (рождественский сочельник);
- Навечерие Богоявления (крещенский сочельник);
- Пять воскресений Великого поста;
- Великий Четверг;
- Великая Суббота;
Возможно служение Литургии ап. Иакова 5 ноября (23 октября по ст. ст.) -день памяти этого апостола и в Неделю после Рождества Христова. Литургия ап. Марка почти нигде и никогда не служится, лишь в духовных учебных заведениях у греков.
В западной богослужебной практике были засвидетельствованы следующие чины: Галликанская Литургия; Испано-Мозарабская Литургия; Медиоланская (Амврозианская) Литургия и Римская Месса, в итоге ставшая единственным используемым чином литургии в Римо-Католической традиции.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 503;