Представление о языке
Одна из важнейших особенностей речевой деятельности (РД), отличающая её от других видов деятельности, заключается в особом характере орудий, в качестве которых выступают знаки языка
Язык, в свою очередь, представляет собой целостную систему средств: фонетических, графических, лексических, грамматических, синтаксических и соответствующих им правил речевого общения (коммуникации).
Язык – система знаков (под знаком мы понимаем любой материальный элемент действительности, выступающий в определённом значении и используемый для передачи информации).
С помощью языка осуществляется взаимодействие людей в процессе познания мира, в процессе совместной трудовой или другой общественно-полезной деятельности (социальный аспект в представлении о языке).
С этой точки зрения язык может рассматриваться как система общественно выработанных средств для осуществления деятельности общения. Как указывал Н.И. Жинкин, язык есть средство передачи сообщений, это его коммуникативная функция. Для выполнения этой функции язык должен обладать двумя качествами:
· «способностью» к отражению окружающей действительности посредством определённых знаков (самым универсальным знаком является слово)
· «способность» к фиксации и обобщению информации посредством определённых кодов (под кодом мы будем понимать совокупность знаков, символов, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) для передачи, обработки и хранения).
А.Р. Лурия в связи с этим определил язык как сложную систему кодов, обозначающих предметы, признаки действия или отношения, которые несут функцию передачи информации.
Социальный аспект природы языка подчёркивает современный психолингвист А.А. Леонтьев: «Язык имеет социальную природу. Он социален потому, что человеческое сознание. Единственной формой которого является язык, есть общественное сознание, и всякая человеческая мысль всегда есть мысль человека как члена общества, потому что она – сознательная мысль»
Язык как предмет и инструмент интеллектуальной деятельности стал объектом активного исследования со II-й половины XIX века. Результатом этих исследований стало представление о языке как основном средстве осуществления речевой коммуникации и как о феномене культурно-исторического развития.
В. Гумбольдт указывал, что язык – это часть «духовной культуры». По его мнению, язык – есть главная деятельность не только человеческого, но и «национального духа народа» («дух народа» по Гумбольдту – психическая сила народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература).
На рубеже XIX-XX вв. в лингвистике было выдвинуто положение о том, что язык «включает в себя психический компонент» (Штейнталь: «индивидуальный акт речи – акт целиком психический»; «даже простые звуки, артикуляции обусловлены духовным началом и могут быть подвергнуты чисто психологическому наблюдению»).
Язык и мышление
Одной из важнейших научных концепций лингвистики является положение о роли языка в интеллектуальной деятельности человека. Положение о том, что «язык – это условие мысли», высказывали многие лингвисты XIX-XX вв.
Г. Шлейхер: язык есть «мышление, выраженное звуками», «язык имеет своей задачей создать звуковой образ представлений, понятий и существующих между ними отношений, он воплощает в звуках процесс мышления».
Средства языка позволяют отобразить тончайшие нюансы мыслительного процесса. Проблема языка и мыслительной деятельности в истории науки рассматривалась прежде всего как проблема языка и мышления.
Все исследователи признают несомненной связь между языком и мышлением, однако, по-разному понимают природу и качество этой связи. Учёные традиционно разделяются на тех, кто защищает тезис о непредставимости мышления без языка, и тех, кто отстаивает противоположную точку зрения.
К числу первых относятся:
· И. Кант: «Каждый язык есть обозначение мыслей, и, наоборот, самый лучший способ обозначения мыслей есть обозначение с помощью языка».
· В. Гумбольдт: «Хотя мы и разграничиваем интеллектуальную деятельность и язык, в действительности такого разделения не существует».
· М.Мюллер: «Мысль фактически так же неотделима от языка, как язык от мысли».
· Ф.де Соссюр: «В языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли».
· А.Ф. Лосев: «Мысль и язык фактически совершенно нерасторжимы и вмешиваются в общее безбрежное море объективной действительности».
· А.А.Реформатский: «Без языка не может быть и мышления».
Вывод: язык является не только средством общения, но и средством мышления.
Другая точка зрения состоит в утверждении возможности осуществления определённой мыслительной деятельности без участия языка. Её разделяет ряд психологов, филологов, языковедов – Н.И. Жинкин, Леонтьев, Плаже, Серебренников: «Мышление без слов так же возможно, как и мышление на базе слов».
Эту же точку зрения выразил в своих трудах выдающийся лингвист А.А. Потебня. Опираясь на идеи Г. Штейнталя, А.А. Потебня считал, что область языка далеко не совпадает с областью мысли, и при этом полагал, что мышление может существовать без языка. Например, «творческая мысль живописца, ваятеля, музыканта не выразима словом и совершается без него, хотя и представляет значительную степень развития, которая даётся только языком. Глухонемой тоже постоянно мыслит – и при том не только образами, как художник, но и об отвлечённых предметах, - без звукового языка, хотя, по-видимому, никогда не достигнет того совершенства действительности, какое возможно для говорящих».
При этом обе представленные точки зрения игнорируют категорию сознания, теснейшим образом связанную с мышлением и языком.
В современной лингвистике выдвинута концепция, согласно которой мышление, сознание и язык могут рассматриваться как ипостаси одного единого ментально-лингвального комплекса(МЛК). Будучи ипостасями единого, названные объекты единосущны, неслиянны и в то же время нераздельны.
Единосущность мышления, сознания и языка исчерпывающим образом объясняет, на основе чего и как они соединяются в одно. Неслиянность свидетельствует о наличии у каждого из них своих особенных свойств. Нераздельность предполагает невозможность рассматривания каждую ипостась как нечто вполне самостоятельное.
МЛК, функционирующее на основе человеческого мозга, - самоорганизующаяся информационная система, которая обеспечивает восприятие, понимание, оценку, хранение, преобразование, порождение и передачу информации.
В рамках МЛК мышление – прежде всего динамическая ипостась, а язык – ипостась инструментальная и коммуникативная.
Динамическая природа мышления проявляется в том, что оно представляет собой постоянно протекающий в мозгу процесс мыслепорождения, основанный на обработке и преобразовании поступающей по разным каналам информации. Мышление, как и МЛК в целом, включается с рождения человека и выключается в момент смерти мозга. Но для того, чтобы мышление состоялось, оно должно располагать определённым инструментом, который бы обеспечил целесообразное расчленение потока импульсов, идущих в мозг от органов чувств. В качестве того инструмента и выступает язык. Главная функция языка по отношению к мышлению заключается в дискретизации информационного континуума, то есть в представлении в виде совокупности информационных сгущений разного объёма и содержания.
Сознание как третья ипостась МЛК ответственно за установление необходимых оценочных иерархий и ценностных ориентиров.
Л.Выготский определял речь как «процесс превращения мысли в слово, материализация мысли».
В речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства предметов или явлений. Понятие обозначается словами, в которых они обретают материальную оболочку. Мыслить – значит оперировать понятиями, чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие эти понятия.
Человек в процессе мышления прибегает к языку. Когда он мыслит о конкретном предмете, в сознании возникает образ этого предмета, когда же человек мыслит абстрактными понятиями, образное мышление невозможно. Абстрактные понятия не могут быть представлены наглядно, они остаются неуловимыми для мысли, пока не связываются со словесными знаками.
Соотношение речи и мысли.
1. Мысль опирается не только на язык (потому что она шире).
2. Механизмы мышления универсальны для всех людей независимо от их социальной принадлежности и национальности.
3. Речь всегда индивидуальна.
4. Речь передаёт не только понятийное содержание, но и эмоции.
5. Речь стилистически окрашена и социально дифференцирована в то время как мышление не может иметь стилистической принадлежности или социальной окраски.
Язык и речь.
Различия между понятиями.
Язык – система знаков, единицы которой иерархически упорядочены и образуют структуру.
Речь – 1) использование языка для общения с другими людьми, это конкретная деятельность, выражающаяся в звуковой или письменной форме. 2) результат деятельности – текст (статья, сообщение и т.д.)
То есть, для языка характерны системность и структурность, для речи – деятельность.
Речь и язык составляют в речевой деятельности человека сложное диалектичное единство. С одной стороны, язык становится средством общения (коммуникации) и одновременно инструментом мышления только в процессе речи. С другой стороны, речь осуществляется только по правилам языка и на основе использования соответствующих знаков языка.
Иными словами, отношения языка и речи соответствуют отношению кода и сообщения.
Любое речевое высказывание подчиняется законам данного языка не только в отношении его фонетики и лексики, но и грамматики.
Однако, не смотря на то, что речь построена из элементов языка, подчинена его законам, но она не равна, не тождественна языку.
Во-первых, в живом процессе речи языковые единицы получают «чрезвычайную прибавку», а именно выбор, размещение, комбинирование, повторение и трансформирование.
В речи знаки языка могут получать семантичные наслоения, в их семантике могут происходить значительные сдвиги, то есть они могут в той или иной степени трансформироваться. Яркий пример: образные значения слов и словосочетаний, возникающие в речи писателей и поэтов – метафора, метонимия и другие.
Во-вторых, речь всегда имеет индивидуальные особенности, не содержащиеся в языке.
В-третьих, под влиянием ряда факторов речь изменяет и совершенствует язык. Именно в речи постоянно возникает что-то новое, приводящее к изменению в языке. Как сказал Н.Н. Жинкин, «язык создаётся в речи и постоянно в ней воспроизводится».
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 229;