Особенности распространения близких форм
В некоторых реках Англии и Ирландии в настоящее время встречаются три вида пресноводных сигов рода Coregonus (рис.). Места их настоящего обитания показаны на карте кружочками. В недавнем прошлом вся Северо - Западная Европа была несколько приподнята над уровнем океана (по сравнению с современным положением). На месте Ирландского моря была большая долина с огромным пресным водоемом, образованным стекающимися в эту долину реками. В этом водоеме и жил исходный прародительский вид современных сигов. Впоследствии материковый щит опустился, центральный водоем соединился с океаном, а отдельные питающие его реки были изолированы друг от друга. На протяжении последующей самостоятельной эволюции группы изолированных сигов превратились в три разных вида.
Биогеографический анализ иногда позволяет выявить центры происхождения группы. На карте Евразии (рис.) нанесены ареалы всех видов коровяка Verbascum. По концентрации видов в Малой Азии можно сделать обоснованное предположение о существовании здесь центра не только разнообразия, но и происхождения всего рода.
Островные формы
Фауна и флора островов оказывается тем более своеобразной, чем глубже и дольше эти острова были изолированы от основной суши. Так, например, сравнительно недавно потерявшие связь с материком Британские острова имеют фауну с небольшим числом (около 10) автохтонных (возникших именно здесь) видов.
К последним относятся куропатка-граус (Lagopus scoticus), два вида полевок, несколько уже упоминавшихся пресноводных сигов, ряд улиток и некоторое число видов мелких насекомых.
С другой стороны, давно обособившийся (десятки миллионов лет) от африканского материка остров Мадагаскар имеет фауну настолько своеобразную, что выделяется в особую зоогеографическую подобласть: из 36 родов млекопитающих 32 рода эндемичны; из 127 родов птиц эндемична почти половина.
Детальный анализ островной фауны позволяет восстановить пути эволюции группы близких видов. Со времени Ч. Дарвина классическим примером такого рода считается эволюция галапагосских вьюрков (рис.).
Какой-то предок современных галапагосских вьюрков попал сюда задолго до других воробьиных птиц и обитал в изоляции от континентальных видов. Этот предковый вид освоил практически все экологические ниши и, благодаря изоляции между населением разных островов, дал начало 12 видам.
Один из предковых видов галапагосских вьюрков попал на остров Кокос (находится в отдалении), но не образовал новых форм, поскольку, несмотря на разнообразие условий, отдельные особи населения данного острова не изолированы и могут широко скрещиваться.
В понятие «островных форм» должны быть включены и обитатели глубоких пещер, изолированных гор и водоемов. В пещерной фауне встречаются формы, появление которых хорошо объяснимо недавней эволюцией от родственных форм, живущих в окрестностях пещер. Так, например, ближайшие родичи обитающей в знаменитой Мамонтовой пещере в штате Кентукки (Северная Америка) слепой рыбы (Amblyopsis spelaea) — обычные обитатели водоемов этого района. С другой стороны, ближайшие родственники европейского протея (Proteus anguinus) из подземных вод Югославии — амфибии из рода Necturus, обитают очень далеко - в Северной Америке, что указывает на чрезвычайную давность вселения предка этих животных в пещеры ( вероятно, во времена Лавразии ).
Нечто подобное наблюдается при обитании организмов в изолированных горных районах. Склоны двух гор - Килиманджаро и Кении (Африка), разделенные всего тремястами километрами плоскогорья, имеют сходное население. На склонах горы Кения обитают 18 видов горно-лесных млекопитающих (обезьяны, белки, даманы и др.), им соответствуют 18 близкородственных, но все же иных видов со склонов горы Килиманджаро.
Во всех случаях развития островных фаун и флор проявляется действие пространственной изоляции как эволюционного фактора.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 133;