Парадигма предложения как система его форм
Понятие парадигмы предложения появилось в конце 50-х годов 20-го в. и стало активно обсуждаться. Простое предложение входит в парадигматические отношения. Парадигматические отношения – формальные изменения самой конструкции, выраженные специальными средствами: знаменательными или служебными словами, синтаксическими частицами, порядком слов и интонацией.
В науке выявилось два основных толкования парадигмы – широкое и узкое. Широкое толкование парадигмы предложения предполагает два варианта. Согласно первому, парадигмой называют любые межсхемные изменения предложения, по-разному формализующие инвариант смысла: Я посадила яблоню /Яблоня посажена мною. Идет дождь / Дождит. Согласно второму пониманию парадигмы, парадигма – любые противопоставления простых предложений любой другой синтаксической единице (словосочетанию, главной или зависимой части сложного предложения, конструкции) при условии варьирования определенного смыслового инварианта: Я обрабатываю кору яблони /Обработка коры яблони мною /Кора, которую я обрабатываю /Я, обработавшая кору яблони. Среди этих примеров только первый является предложением, остальные – конструкции, варьирующие тот же смысл, что и предложение. Оба варианта представляют широкое понимание парадигмы в русском языке.
В целом справедливо сказать, что в русистике преобладает узкое понимание парадигмы предложения. Под парадигмой в узком смысле понимают систему внутрисхемных изменений предложения, то есть любые видоизменения предложения, не разрушающие его схему. Минимальная парадигма простого предложения в школьной грамматике пятикомпонентна и открывается исходной формой настоящего времени реальной модальности: Яблони цветут /Яблони цвели /Яблони будут цвест и/ Пусть яблони цветут / Если бы яблони зацвели; в научной грамматике – восьмикомпонентна.
Синтаксические наклонения намного шире морфологических в функционально-семантическом отношении. Если в морфологии различают три наклонения: индикатив (изъявительное), императив (повелительное), конъюнктив (сослагательное), то в синтаксисе их шесть: синтаксический индикатив, сослагательное наклонение, условное, желательное, побудительное, долженствовательное.
Исходя из этого Н.Ю. Шведова различает шесть видов модального значения предложения – синтаксических наклонений: изъявительное (индикатив), сослагательное, условное, желательное, побудительное, долженствовательное наклонение.
1. Индикатив выражает реальность и имеет формы трех времен. Грамматическое значение синтаксического индикатива (изъявительного наклонения) – отнесенность сообщаемого к определенному временному плану: настоящего, прошедшего, будущего времени: Ничего лишнего. Тишина. Начало было моросить. Хлеба было вдоволь. Будет куда пойти. Хлопот будет прибавляться.
2. Формы сослагательного наклонения передают неосложненное грамматическое значение ирреальности, гипотетичности, возможности в неопределенном временном плане. Формы его выражения: форма сослагательного наклонения глагола-сказуемого, форма этого же наклонения связок быть, значит, частицы бы. Эти средства формируют либо часть сложного предложения, либо выделяются в определенной речевой ситуации: Дети были бы веселы. Не было бы возражений. Нашлись бы люди.
3. Формы условного наклонения функционируют только в зависимой позиции: в составе придаточных условных и имеют то же значение ирреальности. Оно означает, что то, о чем сообщается, могло бы обусловить собою какое-либо действие, событие. Формы его выражения: формы сослагательного и повелительного наклонений глаголов-сказуемых и связок, частица бы с союзом если: Пришлось бы ехать, он бы поехал. Рассветало бы пораньше, мы бы давно были в пути.
4. Желательное наклонение употребляется в сравнительно независимой позиции, как в сложном, так и в простом предложении и означает устремленность к действительности, мыслимой во времени. Формы выражения: форма сослагательного наклонения с частицами хоть бы, если бы, когда бы, только бы, хорошо бы, вот бы, фразеологизмы не мешало бы, не худо бы; императивные формы: Вернулась бы она сегодня! Конец бы войне! Хоть бы зима поскорей! Дождик бы не пошел?
5. Побудительное наклонение обозначает волеизъявление, направленное на осуществление чего-либо, частные виды которого передают разнообразные значения – от категорического требования до допущения, принятия, согласия, пожелания, а также сложившиеся на основе побудительности переносные значения. Волеизъявление имеет различные формы выражения, обусловливающие его различную степень – от желательности до неоспоримой категоричности: формы повелительного и сослагательного наклонения, модификаторы чтоб, да, пусть, пускай, ну-ка, инфинитив: Художник, да святится твой талант (Щипачев). И пусть оставлю я хоть малый след. Для памяти за мной идущих поколений (Рождественский).
6. Долженствовательное наклонение обозначает обязательность, вынужденность, предписанность осуществления чего-либо. Это форма стилистически окрашена. Формы его выражения: императив (повелительное наклонение) глагола-сказуемого и связки быть: Кто-то напутал, а мы распутывай? Я не люблю московской жизни. Здесь живи не как хочешь – как тетки велят (Пушкин).
Таким образом, парадигма предложения восьмичленна (три времени в индикативе и пять ирреальных наклонений), причем формы ирреальных наклонений, кроме долженствовательного, вариативны; ср.: Лишь бы (вот бы, если бы) в доме была тишина!— Была бы в доме тишина! – разные варианты формы желательного наклонения.
Не у каждого предложения может быть полный набор форм. Некоторые формальные классы предложений имеют неполные парадигмы. Так, не имеют форм долженствовательного наклонения предложения, построенные по двухкомпонентной инфинитивной схеме: Хочется спокойно всё обдумать; Быть учителем трудно; Поговорить с ним было удовольствие; Надо спать. Не имеют форм долженствовательного и побудительного наклонений предложения, построенные по однокомпонентной инфинитивной схеме: С тобой не сговориться; Тут-то себя и показать; Нам завтра в поход идти.
Кроме того, полнота или неполнота парадигмы определяется не только характером лежащей в основе предложения структурной схемы, но и тем, какими лексемами заполнены позиции компонентов схемы, и тем, есть ли в предложении компоненты, не входящие в схему. Таким образом, парадигма предложения представляет собой тип изменения предложения, построенного по той или иной структурной схеме, но не обязательный вид изменений любого конкретного предложения. Некоторые конкретные предложения могут иметь лишь одну форму. Таковы, например, предложения, включающие указательные частицы (вот, вон): Вот наш дом; Вон общежитие; Вот и зима, а также однокомпонентные инфинитивные предложения со значением категорического волеизъявления: Не шуметь!; Отставить разговоры!
Н.Ю. Шведовой было показано, что многие предложения, которые представлялись ранее существующими только в одной форме (например, инфинитивные или предложения типа Ни души), в действительности имеют несколько форм (иногда даже полную парадигму, как предложения типа Ни души), но эти формы существенно различаются по частотности и сфере применения; ср.: Ни души.— Чтоб ни души! или Нам вместе работать.— Нам было (будет, было бы) вместе работать. Наряду со стилистически нейтральной формой существуют формы и их варианты, свойственные экспрессивно окрашенной, разговорной, непринужденной речи, а в некоторых случаях – речи высокой или книжной. Таким образом, парадигма предложения объединяет стилистически разнородные формы и их варианты.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1759;