Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки
Говорить о педагогике как самостоятельной отрасли научных знаний невозможно без выдающегося чешского мыслителя, общественного деятеля, гуманиста, демократа Яна Амоса Коменского. «Мудрость педагогики» так оценивает место Коменского в истории мировой культуры наш современник, яркая личность в гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили.
Я. А. Коменского принято считать основоположником педагогической науки. С него начинаются в истории педагогики рассмотрение авторских педагогических учений классиков педагогической мысли.
По годам жизни (1592-1670) Я.А.Коменский – педагог ХVII столетия, эпохи начала Нового времени в Западной Европе. По своей деятельности, по тому, что им сделано для развития теории и практики обучения и воспитания, Коменский принадлежал, принадлежит и будет принадлежать всем последующим эпохам [9].
Педагогику Коменского как систему знаний о сущности и закономерностях образования, о содержании, путях и средствах, помогающих каждому человеку стать Человеком, невозможно понять без глубокого осознания эпохи, в которой жил Коменский, особенностей государства, общины Чешских братьев, воспитавшей его, мировоззрения, социально-политических взглядов, практической деятельности, в которой немалое место занимало образование.
Жизнь и деятельность Коменского были посвящены многогранным проблемам исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всем мире». Среди этих проблем образование занимает первое место. Пансофия как всеобщая мудрость, как универсальное средство обучения всех всему – философия образования Коменского.
В теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания («Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) Коменским рассмотрены важнейшие педагогические проблемы, заложены основы педагогики Нового времени, получили развитие гуманные идеи воспитания и обучения, заложенные античной педагогикой и педагогикой эпохи Возрождения [9].
«Материнская школа» – одна из первых работ Коменского была написана в 1629-1632 гг.. Первые издания этого произведения были на немецком, польском, английском, а затем латинском языках. На чешском языке «Материнская школа появилась лишь в 1858 году и с тех пор выдержала многочисленные издания. На русский язык книга была переведена лишь в конце XIX века [7].
В фундаментальном труде «Великая дидактика» Коменский впервые сформулировал дидактические принципы, которые в известной мере не утратили своего значения и в настоящее время. В этом произведении автор раскрыл содержание и методы работы всех ступеней,провозглашенной им системы образования.
«Мир чувственных вещей в картинках» или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни – одно из поздних произведений Я.А. Коменского. Литературное оформление этой книги относится к 1650-1654 гг. Она была задумана в целях облегчения учащимся усвоения латинского языка. Но значение книги оказалось гораздо шире: «Мир в картинках» представляет собой своеобразную энциклопедию, которую Коменский рекомендовал не только для обучения латинскому языку, но и для первоначальных занятий родным языком в семье и на первых шагах обучения в школе [7].
После издания книги в 1658 г. В Нюрнбере её стали переиздавать на многих европейских языках.
В России она впервые была издана в 1768 г.
Ребенок для Коменского – «драгоценнейшее существо», должность учителя «очень почетна, настолько превосходна, как никакая под солнцем», а школа – «мастерская гуманности».
«Учить всех всему» – призыв Коменского, смысл которого состоит в том, что образование должно носить не только всеобщий, но и универсальный (энциклопедический) характер. В связи с этим различные науки должны быть объединены в единую всеобщую мудрость – пансофию.
Согласно Коменскому, человек – дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть сообразны природе. Принцип природосообразности воспитания предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. На основе принципа природосообразности Коменский разрабатывает единую систему образования. При этом он высказывается по поводу последовательных типов школ, не только намечает структуру образовательной системы (от дошкольного образования к начальном, а далее – среднему и, наконец, – высшему), но и предлагает программу содержания образования, показывает специфику подбора педагогических средств, методов на каждой ступени обучения – в материнской школе, школе родного язык, латинской школе и академии.
Таблица 1. – Возрастная периодизация и система школ по Я.А. Коменскому [1 ]
Возрастная характеристика | Тип школы и содержание образования | Место школы |
От рождения - до 6 лет. Детство Физический рост и развитие органов чувств. | Материнская школа. Содержание: элементарные трудовые навыки, умения; первоначальные знания о мире. основы нравственного воспитания. | В каждой семье. Мать - главная воспитательница. |
6-12 – отрочество. Развитие памяти, совершенствование языка и руки. | Вторая ступень. Школа родного языка для совместного воспитания юношества. Школа элементарная и народная. и народная.воспитания | В каждой общине, городе, местечке или деревне. |
12–18 – юность. Развитие «понимания и суждения», т.е. развитие ума. | Третья ступень. Латинская школа или гимназия. Содержание: латинский язык, реальные предметы, риторика, диалектика. | В каждом городе. |
18-24 - возмужалость. Развитие воли, способности управлять собой. | Четвертая ступень. Академия и путешествия. Содержание: философия, медицина, юриспруденция, богословие. | В каждом государстве и даже в значительной провинции. |
Принцип природосообразности реализуется в возрастной периодизации Коменского, в его системе школ, в разработке содержания обучения и его организации. Материнская школа – прекрасная весна; школа родного языка – лето; гимназия – осень, академия – зима [1].
Заслугой Коменского является то, что он критически осмыслил и систематизировал педагогическое наследие прошлого и, дополнив его собственными убеждениями, центральное место среди которых занимала «пансофическая» идея «обучать всему всех со всех точек зрения», впервые в истории сумел дать стройное научное обоснование сущности, принципам и методам обучения, наиболее полно изложив все это в своем главном труде «Великая дидактика».
Само слово «дидактика» возникло в Древней Греции (didaktikos – поучающий, относящийся к обучению). В Новое время благодаря В. Ратке, называвшему свой курс лекций «дидактикой» или «искусством преподавания», этот термин вошел в научный оборот и, начиная с Я.А. Коменского, стал использоваться в качестве понятия, обозначающего теорию обучения.
Для Коменского дидактика была «душой и сердцем» педагогики, и поэтому в своих работах он большое внимание уделял общепедагогическим основам обучения. Их можно свести к базовым принципам:
- принцип природосообразности (природа выступает как образец для подражания; через всю «Великую Дидактику» проходят три образа, характеризующие процесс обучения – яйцо, из которого вылупился птенец; птичка – мать; садовник, иногда строитель. Идея подражания природе (естественный метод образования). На основе природных дарований осуществляется воспитание, с помощью которого происходит совершенствование человека;
- принцип наглядности и золотое правило дидактики: «…все что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами»;
- принцип легкости обучения (современное понимание доступности, посильности и учета особенностей возраста) обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться;
- принцип прочности знаний (последовательность изложения, переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному)
С учетом названных общепедагогических принципов была создана классно-урочная система обучения, которая,несмотря на попытки отказа от нее в 20-21 вв., во многом сохранилась в своих основных параметрах школах многих стран мира. в
«Классно-урочная система обучения – это такая организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Урок проводится по твёрдому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения урока служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки».
Организационными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:
– одновозрастная группа – учащиеся приблизительно одного возраста (±1 год) составляют класс (20-40 человек), который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
– предметный принцип – все содержание обучения разделяется на предметы; внутри предмета материал дробится на темы;
– единое содержание обучения: учат всех и всему;
– временной алгоритм деятельности – класс работает по единому временному алгоритму организации: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками (перемены);
– урок: основной единицей процесса обучения (деятельности) детей является урок – логически завершенная пространственно-временная структура (40-45 минут);
– единое содержание урока: урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
– учитель – взрослый, образованный специалист, который руководит работой учащихся на уроке, оценивает результаты учебы каждого ученика по своему предмету и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
– учебник, программа – документы, определяющие дозы (темы) и общий объем информации, подлежащей изучению [10].
Коменский был новатором в дидактике, выдвинув много педагогических принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, учёт знаний учащихся, продолжительность учебного дня и др.). Методы обучения, предложенные Коменским, не отвращали детей от занятий, а должны были способствовать превращению процесса овладения детьми знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев (им были предложены учебные игры, учебные пьесы, он написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»).
Идеи пансофии (всеобщей мудрости) реализуются в целях и задачах воспитания, в содержании и методах обучения.
Цели воспитания:
1. Воспитание мудрого человека, умеющего оказать помощь другим.
2. Подготовка к загробной жизни.
Задачи воспитания:
1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание)
2.Управление собой (нравственное воспитание).
Воспитание 4-х добродетелей: мудрости, умеренности, мужества и справедливости к людям. Кроме того, необходимо развитие у детей послушания, благожелательности, опрятности, аккуратности, вежливости, трудолюбия.
Золотое правило нравственного воспитания – «уважение к человеку начинается с уважения к ребенку».
3. Стремление к Богу (религиозное воспитания)
Методы воспитания: личный пример родителей, учителей, товарищей, наставления и беседы, упражнение в нравственном поведении (честности, мужественности), поощрение и наказание.
Коменский выдвигает требования к личностным качествам педагога. Какие качества присущи учителю, выполняющему возложенную на него благороднейшую задачу?
Прежде всего – любовь к своему делу, которая побуждает наставника юношества искать то, чему нужно обучать всех, постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваивалась ими «без воплей, без насилия, без отвращения». Учитель, пишет Коменский, как ваятель, с любовью старается красиво изваять и расписать «Божьи изображения» – детей, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом».
Трудолюбие – важнейшее качество учителя, «кто берется за наивысшее, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и трудами и избегать пиров, роскоши и всего, что ослабляет дух». Собственная образованность, широта знаний и опыта учителя достигаются величайшим трудом, которым педагог занят всю жизнь.
Чтобы учитель мог достойно выполнить почетные обязанности, ему следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением к ним, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки. Коменский советует наиболее прилежных учеников поощрять похвалой, а малышей можно угостить за прилежание яблоками или орехами. Относясь к ученикам с любовью, учитель легко завоюет их сердца, и тогда им больше захочется находиться в школе, чем дома. Он «должен быть не только руководителем своих питомцев, но также другом их». В таком случае учитель будет не только обучать детей, но и воспитывать их.
В воспитании у детей человечности (а в этом цель школы – мастерской человечности) очень важен для учащихся пример учителя, которому они стараются подражать, дети – «самые настоящие обезьяны; ведь что бы они ни видели, это к ним пристает и они делают то же самое». Поэтому мало только объяснить, как надо поступать в жизни, нужно самим являть образцовый пример, нужно «остерегаться походить на тех прирожденных Меркуриев, которые только показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут». Учитель – живой пример для учеников, он должен быть добродетельным, ведь невозможно воспринять добродетель с помощью различных картинок и моделей, только пример педагогов и воздействует на детей.
Стержень педагогики Я.А.Коменского – вера в человека «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение».
Образование не ограничиваются рамками школы и семьи, а являются неотъемлемой частью всей общественной жизни: человеческое общество – это обучающееся общество – идея, которая получила свое позитивное выражение лишь в XIX в. И которую Коменский предвидел в перспективе этой философии; отсюда и амбициозность «пансофической» идеи: «обучать всему всех со всех точек зрения», и основополагающее единство образовательного идеала и идеала международного устройства.
«Великая дидактика» Я.А.Коменского охватывает все проблемы, которые являются предметом изучения современной педагогики. Коменский поставил ряд новых для своего века проблем: умственного развития, психологических основ дидактических методов, связи между школой и обществом, необходимости структурирования или регламентации программ, управления образованием, наконец, международной организации научных исследований и образования. Постановка таких проблем, имеющих жизненно важное значение для человечества, остается самой большой гордостью знаменитого педагога [7].
Оставленное потомкам богатейшее педагогическое наследие позволило назвать Яна Амоса Коменского отцом педагогики как самостоятельной отрасли научных знаний. Педагогика Коменского – не только результат глубочайшего анализа педагогической мысли, накопленной в течение многовековой истории человечества, но и система знаний о практических путях и способах, направленных на то, чтобы помочь каждому человеку стать Человеком («Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование»). Педагогика Коменского – это прогнозирование отдельных тенденций развития образования будущего.
Основные даты жизни и деятельности
1592 — Ян Амос Коменский родился в Нивнице — Чехия.
1611—1614 — обучение в университетах.
1614—1620 — деятельность в Пршерове и Фульнеке.
1621—1628 — жизнь вне закона.
1628—1641 — первое пребывание в Лешно.
1641—1648 — путешествие в Англию и работа для Швеции.
1648—1650 — второе пребывание в Лешно.
1650—1654 — деятельность в Венгрии.
1654—1656 — третье пребывание в Лешно.
1656—1670 — деятельность в Голландии.
1670 — Ян Амос Коменский скончался в Амстердаме.
Основные работы
1631 — «Открытая дверь к языкам».
1657 — «Материнская школа» (написана в 1628 г.).
1657 — «Великая дидактика» (написана в 1632 г.).
1658 — «Мир чувственных вещей в картинках».
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 10419;