Музыка, пение, работа с голосом
Широко известны и терапевтические возможности музыкальной терапии, использования музыкальной или голосовой импровизации. При рецептивном подходе клиент пассивно воспринимает музыкальное произведение и обсуждает его с терапевтом, при активном – становится автором музыкального произведения. Все это может стать основой для формирования терапевтических отношений. Несмотря на то, что клиент может слушать музыку, и играть, и сочинять, эти действия не обязательно открывают пути для позитивных личностных изменений. Желаемая связь между музыкой, осознаванием своих переживаний и потребностей, а также пониманием себя требует участия третьего лица – терапевта. Он способствует интеграции музыки, переживаний и слов клиента.
Структура терапевтической сессии ориентирована на осознавание переживаний и их связи с потребностями, в то время как они (потребности) возникают. Здесь музыка может рассматриваться как невербальный язык социальной коммуникации. Одна из целей терапии — помочь клиенту выразить свои чувства: гнев или страх, растерянность или горе, удовольствие или надежду. Для этого клиент выбирает подходящие для себя музыкальные средства. Репрезентация своего состояния через музыкальные символы позволяет, придав своему переживанию конкретную музыкальную форму, выйти из слияния с состоянием или проблемой. Проблемная ситуация или состояние могут быть трансформированы в эстетический продукт, создание которого доставляет глубокое удовлетворение и радость.
Холистически ориентированная музыкальная терапия базируется на использовании музыки в творческом, психотерапевтически ориентированном процессе. Основная цель – пробуждение и расширение self – достигается через музыкальный опыт. Внутри структуры музыкального психотерапевтического процесса начинают развиваться различные виды взаимоотношений: отношения клиента и терапевта, отношения между музыкой и звуком, между внешней средой и внутренним миром, между мыслями и чувствами, музыкой и словами. Этот процесс и рассматривается как холистический опыт, который включает восприятие, переживание, движение и осознавание – опыт, являющийся гештальтом. Эта работа происходит, по крайней мере, на трех уровнях:
– физическом (сенсорика, дыхание и моторика);
– психологическом (участвуют восприятие, эмоции, память, интеллект и воля);
– духовном (творчество в выражении себя).
Конкретный процесс включает слушание, действие и игру, сочинение и импровизацию, пение, использование звуков, ритмов и шумов. Голос и звук вместе с ритмом, мелодией и гармонией дают возможность клиенту испытать полный спектр ощущений и соприкоснуться со своей креативностью. Работа с интра- и интерперсональным конфликтами через музыку дает дополнительные возможности для осознавания и инсайта, а также личностного роста и развития способности к самовыражению. Звучать, петь или играть на музыкальном инструменте, поддерживая связь со своим внутренним миром и обращаясь к внешнему, означает внимание к своей контактной границе и дает дополнительные возможности для осознавания.
Терапевт наблюдает за процессом создания музыкального произведения, за тем, какие музыкальные инструменты использует клиент, за характером его импровизации в той же мере, как и за позой, движениями, лицевой экспрессией, физиологическими реакциями на музыкальное произведение. Кроме того, он отслеживает ритм, мелодию, тональность и гармонию. На субъективном уровне терапевт оценивает уровень энергии клиента, его способность к самоорганизации, к выбору и принятию решений, мотивацию. Он сосредоточивается на образах и чувствах, которые вызывает музыка или пение клиента, для того чтобы быть готовым к обратной связи и терапевтическим интервенциям. Кроме того, в этом же процессе исследуется связь с окружением — попытка установить контакт, особенности самовыражения, адаптивность к внешним изменениям и влияниям. Желательно, чтобы терапевт сам был в состоянии ответить клиенту с помощью музыки и пения.
Эта работа может идти различными путями:
– терапевт может предложить использовать определенные музыкальные фрагменты или песню для выражения себя, а затем поиска возможностей для изменений;
– он может начать с импровизационной игры, усиливающей ассоциативную связь с внутренним миром, развить ее через музыку и движение, а затем поискать альтернативные средства для самовыражения. Свободная музыкальная импровизация базируется на интересе к звуку вообще и возможностям выражения себя через звук (возможно, клиент окажется за пределами традиционных гармонических и ритмических систем). Когда любой звук может быть использован для обо значения себя, импровизация выходит за пределы известны х стилей, что характерно для культуры постмодернизма в целом.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 370;