ВО ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ XVIII-XIX вв.

 

1. Политико-правовая программа Вольтера.

2. Учение Монтескье о государстве и праве.

3. Теория народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо.

4. Учение И. Канта о праве и государстве.

5. Политико-правовое учение Гегеля.

 

К началу XVIIIв. Франция становится одним из крупнейших центров европейской торговли. ЕЕ промышленность, благодаря оживленным связям с другими столицами, начинает быстро развиваться. В то же время во Франции сохранились пережитки крепостнических отношений, которые препятствовали расширению рынка. В середине XVIIIв. Франция оказалась среди социально-экономических противоречий между феодальным строем и набиравшим силу капитализмом.

Молодой буржуазии во Франции противостояла абсолютная монархия, которая достигла верха своего могущества, поэтому французские буржуа искали социальную поддержку и шли на объединение с народными массами.

Буржуазия выступала во главе третьего сословия, к которому принадлежали тогда все непривилегированные слои населения.

Для Франции того периода наиболее характерны два течения политико-правовой мысли:

- просветители (Вольтер, Монтескье, Руссо). Основной упор они делали на достижение «царства разума», которое видели в установлении буржуазного правопорядка. По их мнению, при таком устройстве государства люди будут совершенными во всех отношениях, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни, такой правопорядок позволит обеспечить формальное равенство всех перед законом, а также свободу индивидам, благодаря всеобщим законам. Французские просветители выступали с критикой абсолютной монархии. Совершенной формой правления государства одни считали конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, другие республику.

- коммунистическая политико-правовая мысль (Морелли, Бабеф). Идеалом для них был коммунизм, то есть строй который соответствует «природе человека», основанный на принципах общественной собственности и всеобщей обязательности труда.

1. Вольтер (1694-1778 гг.) – французский мыслитель, литератор. Основные труды: «Философские письма», «Метафизический трактат».

Вольтер утверждал, что в различных ситуациях и в разные периоды государство может выступать в различных организационных формах. Наиболее критично он относился к такой форме правления, как тирания, тиран – это «правитель, не признающий иных законов, кроме своих прихотей, присваивающий имущество своих подданных, а затем вербующий их в войско, чтобы отнимать собственность у соседей». Предпочтение он отдавал «просвещенному абсолютизму»: «Самое счастливое время, когда государь - философ». Однако государство с просвещенным монархом – не единственная для Вольтера форма «мудрого правления». Он отмечает, что первоначально государство возникает в форме республики, поэтому республика, по Вольтеру, наиболее приближает людей к их естественному состоянию, поскольку власть в ней осуществляется волею всех на основе законов. Наряду с республикой Вольтер чтит конституционную монархию, которая на тот период сложилась в Англии. Он дал высокую оценку всей политико-правовой системы Англии.

Вольтер выделил следующие неотчуждаемые естественные права человека: 1) свобода «Свобода состоит только в том, чтобы подчиняться только законам». Вольтер особо выделял свободу совести, поэтому полностью отвергал право на нетерпимость по отношению к иноверцам, и свободу на труд, эта свобода представляет собой право каждого индивида «продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности»; 2) собственность «…собственнический дух удваивает силы человека»; 3) равенство «Все люди рождаются равными…». Естественные законы, по Вольтеру, отражают справедливость, указанную людям природой и запечатленной в людских сердцах.

Наряду с естественными законами Вольтер выделял позитивные законы, необходимость которых объяснял тем, что «люди злы». Однако Вольтер говорил и о несправедливости позитивных законов, которые прежде всего должны были, по его мнению, гарантировать естественные права человека. Вольтер предлагал сжечь старые законы (несправедливые) и написать новые, правильные законы.

Корень всех социальных зол Вольтер находил в невежестве, предрассудках и суевериях, а главным виновником всего этого он считал церковь.

2. Шарль Луи де Монтескье (1689-1755 гг.) – французский правовед и политический мыслитель. Основные его работы: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов».

Главной темой всей политико-правовой мысли Монтескье является политическая свобода. В понятие своды он вкладывал два основных аспекта: 1) «Свобода есть право делать все, что дозволено законами». Однако Монтескье делал оговорку, лишь те законы способны обеспечить свободу, которые принимаются законодательным собранием, действующим регулярно; 2) «Свобода политическая заключается в нашей безопасности или, по крайней мере, в нашей уверенности, что мы в безопасности». Среди гарантий свободы Монтескье выделял: справедливые уголовные и уголовно-процессуальные законы; справедливые налоговые законы.

Монтескье утверждал, что человеческая свобода напрямую зависит от государственной власти. Для того, чтобы избежать злоупотреблений этой властью, необходимо ее распределить между разными органами. Он делил власть на законодательную (эту функцию должно осуществлять двухпалатное собрание, причем одна палата – наследственная (представляет интересы знати), другая – выборная (представляет интересы народа); исполнительную (эта функция должна находиться в руках монарха, которые имеет право отменять принятые законы, но при этом монарх не имеет право законодательной инициативы) и судебную (эта власть должна точно следовать предписаниям законов).

Монтескье различал естественное и позитивное право. Естественные законы согласуются с природой человека, вытекают из «устройства нашего существа» (например, стремление к миру, желание жить в обществе, добывать пищу и др.). Позитивные законы не всегда совпадают с естественными и могут им противоречить, что, по Монтескье, является несправедливым. Монтескье говорит о «духе законов», имея ввиду зависимость позитивных законов, их разнообразие от физических (климат, численность населения, размер территории и т.п.) и моральных (нравы, принципы правления, религия и т.п.) факторов.

Монтескье полагал, что потребность людей живущих в обществе на основании общих законов обусловливает необходимость образования государства: «Общество не может существовать без правительства…» Монтескье различал четыре формы правления: демократическую республику: «Законы, определяющие право голосования, являются основными для этого вида правления»; аристократическую республику: «Выбор по жребию не должен иметь места; он проявил бы здесь только свои дурные стороны»; монархию: «Власти посредствующие, подчиненные и зависимые образуют природу монархического правления, то есть такого, где правит одно лицо посредством основных законов»; деспотию (значение законов в этой форме правления сводится к нулю.Единственным основным законом деспотического правления является наличие должности полновластного визиря: «Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого государства»). Природе каждого вида правления соответствует определенная основополагающая идея, которая приводит в движение ту или иную форму правления: для демократической республики такой идеей является добродетель; для аристократической республики – умеренность; для монархии – честь; для деспотии – страх. Поэтому, у Монтескье, природа каждой формы правления определяет основные законы государства.

3. Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) – французский мыслитель, писатель. Основные труды: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и др.

Руссо утверждал, что первоначально люди существовали в естественном (догосударственном) состоянии, где не было частной собственности, все были равными и свободными. «Случайные обстоятельства способствовали совершенствованию человеческого разума», вследствие чего, люди открыли «искусство добывания металлов и земледелие». Следствием обработки земли стал ее раздел людьми, что привело к появлению частной собственности. Руссо полагал, что именно с появлением частной собственности возникает первая форма социального неравенства – имущественноенеравенство. Для ограждения от угнетения слабых, сдерживания честолюбивых и обеспечения каждому обладания тем, что ему принадлежит, происходит объединение бедных и богатых и в результате общественного договора возникает государство. С возникновением государства появляется вторая форма социального неравенства – политическое неравенство. С течением времени правители, став наследственными, стали рассматривать себя собственниками государства, а сограждан в качестве своих рабов, в результате чего появляется третьяформа социального неравенства – устанавливается неограниченная и неподконтрольная народу власть, власть деспотическая.

В своем труде «Об общественном договоре…»Руссо предложил создать такое государство – ассоциацию, которая «защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Основополагающим принципом государства Руссо выдвигает принцип народного суверенитета, который имеет следующие признаки: суверенитет народа неотчуждаем (поскольку в основе общественного договора и народного суверенитета лежит общая воля, то, по мнению Руссо, ее выразителем является весь народ и только непосредственно, а не через своих представителей); неделим (Руссо критикует теорию государственного суверенитета, приверженцем которого был Боден, Гроций и др., который включает в себя совокупность полномочий суверена (право издавать законы, назначать должностных лиц, право войны и мира т.д.).Суверенитет, согласно Руссо, - это только полномочие принимать законы, все другие полномочия – это следствие суверенитета); непогрешим (то есть народ, по мнению Руссо, выражая в законе общую волю, не может ошибаться); имеет абсолютный характер.

В зависимости от количества лиц, занимающихся управлением, Руссо выделяет следующие виды правительств: демократия (Руссо критично относился к ней, считая демократию не соответствующей «естественному порядку вещей»); аристократию и монархию. Однако Руссо полагал, что в чистом виде данные формы правления не существуют, при этом всякое правление посредством законов Руссо считал республиканским правлением.

Руссо придавал огромное значение законам, рассматривая их в качестве выражения общей воли народа. Руссо полагал, что только с помощью закона можно обеспечить справедливость, свободу и равенство людей. Он различает четыре вида законов: политические (рассматривают подданных как единое целое, а не как отдельных индивидов, а их действия как отвлеченные, а не как отдельные поступки); гражданские; уголовные и нравы, обычаи, общественное мнение (по мнению Русо наиболее важные из всех).

Конец XVIII начало XIX века в Германии – это период политической раздробленности и экономической отсталости. Однако именно в это время в Германии происходит расцвет политико-правовой мысли. На этот период приходится создание трудов таких классиков немецкой философии как Кант, Гегель.

4. Иммануил Кант (1724-1804 гг.) – великий немецкий философ, политический и правовой мыслитель. Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика способности суждений», «Метафизика нравов».

Кант приверженец договорной теории происхождения государства. По Канту, государство – «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Целью государства является соответствие государственного устройства «принципам права», то есть государство обязано обеспечить правопорядок.

В основу классификации форм правления государств Кант положил два критерия: принцип разделения властей и количество правящих. В зависимости от количества правящих, Кант выделял: автократию (правление одного), аристократию (правление меньшинства); демократию (правление всех). Согласно принципу разделения властей, Кант выделял: республику (под ней Кант понимал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей (законодательная и исполнительная власть разделены)) и деспотию (законодательная и исполнительная власть не разделены). Республику Кант считал идеальной формой правления.

Кант рассматривал человека как существо со свободной разумной волей, поэтому и поведение человека, по Канту, зависит не только от общества, но и от самого человека. Кант различал несколько правил поведения (императивов), которые индивид создает сам для себя: гипотетический (условный) императив (это правило поведения, которое человек устанавливает для того, чтобы достигнуть конкретной цели) и категорический (безусловный) императив (это правило должного поведения, никак не связанное с достижением конкретной цели, то есть это моральный закон). Кант признавал недостаточность категорического императива для регулирования человеческого поведения, поэтому он выступал за необходимость правовой системы. В праве Кант различает три категории: естественное право (делится на частное право (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное (определяет взаимоотношения между людьми, объединенных государством)); положительное право (источником которого является воля законодателя) и справедливость (притязание, не предусмотренное законом и не обеспеченное принуждением).

5. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – немецкий мыслитель, философ, основатель диалектического учения. Основные его работы: «Наука логики», «Философия права», «Философия истории» и др.

Гегель различает два термина: гражданское общество и государство. Гражданское общество, по Гегелю, это сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Развитие гражданского общества предполагает наличие государства как его основания «…Государство есть вообще скорее первое, лишь внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента». Формирование такого общества связано у Гегеля с утверждением буржуазного строя. Государство, по Гегелю, представляет собой идею разума, свободы и права. Гегель рассматривает государство с двух сторон. В первом случае государство есть внутренний организм. Гегель делит власть в государстве на: законодательную, которая устанавливает всеобщее (представляет собой Законодательное собрание, имеющее двухпалатную структуру: одна палата – наследственная, состоит из представителей земельной аристократии, другая палата – выборная, состоит из депутатов, которые выдвигаются промышленными корпорациями); правительственную, подводящую особенное и единичное под всеобщее (состоит из чиновников) и княжескую (суверенитет, по Гегелю, принадлежит монарху, а не народу, монарх своей подписью делает закон законом). Во втором случае государство – есть внешний организм (Гегель выступал против идеи вечного мира, полагая, что именно путем войн решаются споры между государствами и что только во время войн люди понимают, что они – для государства, а не государство для них).

Гегель выделял следующие формы правления государств: деспотия, аристократия, демократия и конституционнаямонархия. Идеальной формой правления Гегель считал конституционнуюмонархию. «В монархии есть один господин, в ней господствует право и закон; из нее вытекает реальная свобода».

Гегель рассматривал право в трех значениях: 1) право каксвобода; 2) особое право; 3) право как закон (позитивное право). Позитивное право должно быть общепризнанным. По Гегелю, особое право включает в себя три стадии. Первая – абстрактное право (правоспособность личности, которая имеет свободную волю). Абстрактное право имеет следующие формы выражения: собственность (может быть только частной, поскольку свободная воля может принадлежать только индивиду); договор (через договор приобретается право собственности, поэтому Гегель выступал за свободу договоров); нарушение права (например, обман, преступление). Вторая стадия – мораль (внутреннее самоопределение свободной воли, то есть намерения, цели, мотивы). Только с позиции морали Гегель оправдывал правонарушение. Третья стадия – нравственность (это осуществление свободной воли в общественных отношениях). Нравственность формируется в семье, гражданском обществе и государстве.

 








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 603;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.