ТЕМА 9. БУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ I ½ XIX века.

 

1. Взгляды И.Бентамана право и государство.

2. Возникновение юридического позитивизма Дж.Остина.

3. Теория «надклассовой монархии» Л.Штейна.

 

Французская революция открыла дорогу развитию капитализма в ряде стран континентальной Европы. В это же время ощутимы результаты промышленного переворота в Англии. Общество становится в развитых странах более буржуазным и делится на два класса – буржуазию и пролетариат.

Во всех странах Западной Европы сохранялись монархии с сильными феодальными пережитками. Однако возродить уничтоженные революцией феодальные отношения в экономической, социальной и гражданско-правовой областях уже невозможно.

К буржуазной политико-правовой идеологии относятся те концепции, которые оценивали гражданское общество периода первоначального капитализма как неизбежное и необходимое явление, требующее теоретического осмысления, идеологического оправдания преимущественно в интересах торговой и промышленной буржуазии.

В этих условиях основным направлением буржуазной политической мысли становится либерализм. Либерализм стоит на защите «гражданской свободы», понимаемой как свобода предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати. Государство лишь обеспечивает безопасность личности, частной собственности, общества. Особенно либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь.

1. Иеремия Бентам (1748-1832 гг.) – английский правовед, философ, родоначальник теории утилитаризма. Основные работы: «Введение в основания нравственности и законодательства», «Фрагмент о государственном правлении» и др.

Бентам не разделял мнения о том, что общество и государство возникли посредством заключения между людьми общественного договора. По его мнению, государства создавались насилием и утверждались привычкой.

Идеальной формой правления считал республику, при которой, по его мнению, достигается «наибольшее счастье наибольшего числа лиц». В вопросах организации государственной власти стоял на демократических позициях, полагая, что в республике учредительная власть должна принадлежать народу (право избирать депутатов парламента на основе всеобщего, равного и тайного голосования). Законодательная власть должна принадлежать парламенту (однопалатный орган). Депутаты парламента несут ответственность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбуждения в отношении них уголовных дел. Исполнительная власть должна принадлежать должностным лицам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.

Бентам разработал теорию утилитаризма. В основе теории утилитаризма лежат четыре основных положения: 1) получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности; 2) полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений; 3) нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей; 4) максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.

Бентам критиковал теорию естественных прав человека, полагая, что признание такого рода прав должно привести к обоснованию допустимости сопротивления государственной власти. Естественные права человека, противопоставленные закону государства, являются для Бентама «величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства». Бентам считал право частной собственности одним из фундаментальных прав индивидов, а частную собственность благом для всего общества. Законодатель не должен посягать на частную собственность, поскольку такие действия законодателя могут привести к нарушению другого фундаментального права индивида – безопасности.Право Бентам определял как выражение воли государства. Поэтому формой права для него является закон. Бентам выступал с критикой прецедентного права Англии. Недостаток прецедентного права заключается в том, что оно создается без какого-либо участия народа и поэтому народу неизвестно.

2. Джон Остин (1790-1859 гг.) – английский правовед. Основной труд «Лекция о юриспруденции, или философия позитивного права».

Джон Остин разграничивает этику, которая имеет дело с моральными категориями; науку о законотворчестве, которая имеет дело с понятиями должного в праве и юриспруденцию – науку о праве. По мнению Остина, юриспруденция изучает право, которое «является правом, даже если оказывается, что нам оно не нравится, или даже если оно отличается от норм, которые мы считаем верными».

Остин полагал, что только право, в строгом смысле слова, я предметом юриспруденции. Право в строгом смысле устанавливается для разумных существ другим разумным существом или существами – законы, установленные Богом (божественное право) и законы, установленные людьми. Среди законов, установленных людьми не все можно, по мнению Остина, отнести к праву в строгом смысле (позитивному праву), например, правила этикета; правила, установленные лицами, не являющимися суверенами и др. Под позитивнымправомОстин понимает приказы, установленные сувереном. Суверен – это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться. Суверен, по Остину, «свободен от правовых ограничений», то есть он не связан законами, изданными как им самим, так и его предшественниками, а также связан «законами Бога» и нормами морали. Решения судей, обычаи, мнения ученых, а также практику частных юристов Остин рассматривает как части позитивного права, поскольку они действуют с молчаливого согласия суверена.

3. Лоренц фон Штейн (1815-1890 гг.) – немецкий государствовед, историк и экономист. Основная работа «Социализм и коммунизм в современной Франции».

Штейн различает государство и гражданское общество. Общество основано на разделении труда, которое зависит от формы собственности. Штейн признает, что общество делится на классы и в таком случае государство должно носить надклассовый характер. Противоположные классы стремятся овладеть государственной властью и использовать ее в своих интересах.

Штейн критикует республику как государство, подчиненное обществу. Если в республике имеется высокий имущественный ценз, пояснял Штейн, она становится орудием власти капиталистов; и наоборот, наделение большинства политическими правами подчиняет республику пролетариату.

Единственной формой государства, независимой от классов, Штейн считал конституционную монархию. Наследственный монарх занимает могущественное и недосягаемое положение, поэтому ему чужды интересы какого-либо класса. Только монарх способен осознать интересы общества в целом. Исходя из этого, он предупреждал притеснение одного класса другим.

Штейн различал власти законодательную, правительственную и княжескую (монархическую). В законодательстве должно принимать участие представительное учреждение, перед которым ответственны министры.

Кроме того, Штейн обосновал законность, правопорядок, права граждан, понимаемые как равные возможности членов общества добиваться улучшения своего положения при помощи законных средств.

 








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 418;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.