Теологический подход

Согласно данному подходу политические явления и процессы истолковываются как божественный промысел. Поэтому исследу­ется главным образом не реальная политическая жизнь общества, а божественное откровение, изложенное в соответствующих рели­гиозных источниках.

Августин, прозванный Блаженным, развивал взгляды о боже­ственном предопределении развития человеческого общества, в том числе и его политической жизни. Государству — «граду Зем­ному» он противопоставлял «град Божий»: «Один из градов жела­ет жить по плоти, а другой по духу». Этим определяется глубо­кое различие принципов жизни в том и другом граде. В граде Земном постоянно проявляется «похоть господствования», властолюбия, «управляемая и правителями и подчиненными», т.е. при­сущая тем и другим. В граде же Божием «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь».

Соответственно решается и проблема свободы. Исходя из хри­стианских воззрений, Августин отмечал, что человек рождается свободным, однако проявлению его свободы препятствуют многие ограничения, существующие в обществе. Чтобы их преодолеть, необходима сильная воля, в том числе политическая, поскольку речь идет об ограничениях, устанавливаемых государством. Бла­гонамеренная политическая воля необходима, чтобы творить доб­ро и бороться со злом в любом государстве.

Обосновывая разделение власти на церковную и светскую (го­сударственную), Августин указывал на безусловный приоритет церковной власти, идущей от Бога. Власть государственная, объяснял он, регулирует поведение лю­дей в их временном земном существовании и сама является времен­ной. Уже поэтому она должна подчиняться божественной власти, направляющей жизнь вечную. Земным олицетворением божествен­ной власти, по мнению Августина, является христианская церковь.

Политические взгляды Ф. Аквинского излагаются главным образом в его труде «О правлении властителей». Он утверждал, что государство берет свое начало от Бога и направляет развитие об­щества, как рулевой направляет корабль. Находясь под сильным влиянием учения Аристотеля, Ф. Аквинский уделял большое вни­мание проблеме формы существования различных политических явлений, в том числе формам государственной власти, государ­ственного устройства и правления.

Он пытался осмыслить роль и значение в жизни людей таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демо­кратия, тирания, при каждой из которых реализуется соответствую­щая форма власти. По мнению Ф. Аквинского, ни одна из назван­ных форм государства не является совершенной, ибо не может со­здать всех необходимых условий для блага и счастья людей, В то же время он утверждал, что «наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, арис­тократические и демократические».

Обосновывая превосходство церковной власти над светской, Ф. Аквинский доказывал, что вмешательство церкви в политичес­кие дела государства, даже ее участие в свержении монарха, мо­жет быть вполне обоснованным: если правитель пришел к власти путем обмана народа, подавляет народ и в целом правит неспра­ведливо, то народ может лишить его власти2.

Ф.Аквинский был противником идеи социального равенства, истолковывая политическое и правовое неравенство существую­щих сословий как вполне естественное. По его утверждению, политическая и иная деятельность людей регулируется в конечном счете «божественными принципами управления миром», которые образуют так называемое вечное право, от которого происходят все другие формы права, в том числе регулирующие деятельность го­сударства и всех его органов.








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 273;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.