ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ 17 страница

Единообразие содержания, методов и форм обучения - отличительная черта учебно-дисциплинарной модели. Обу­чение в дошкольных учреждениях, школах и других учеб­ных заведениях страны проводилось по единым програм­мам, учебным планам, учебникам и пособиям.

Девиз обучения «Не можешь - научим, не хочешь - зас­тавим» выражал взгляд на ребенка как на существо, в кото­ром изначально заложено нежелание учиться. Распростра­ненными методами обучения были объяснение (монолог взрослого), деятельность детей по образцу. С помощью этих методов у детей развивали исполнительность на репродук- тивно-подражательном уровне. Чтобы принудить ребенка учиться, педагоги предъявляли к нему различные требова­ния, прибегали к запретам, нотациям, наказаниям, обра­щались к родителям с просьбой «принять меры», воздей­ствовать на него.

В педагогической практике предпринимались попытки преодолеть недостатки учебно-дисциплинарной модели обучения, сделать образование интересным для детей, орга­низовать учебно-воспитательную работу на основе любви и уважения к ним, оптимистической веры в силы и возмож­ности обучающихся. Педагог-мыслитель и гуманист В. А. Сухомлинский, будучи директором Павлышской шко­лы на Полтавщине, своей практической деятельностью до­казал, что без любви и доверия к ребенку все научные пре­мудрости, все методы и средства обучения несостоятель­ны. Сухомлинский попытался открыть в каждом ребенке творца, сделать для него учебу в школе радостью.

Для любознательных

Вы еще не читали книгу В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю де­тям» (Киев, 1973)? Прочитайте, вберите в себя идеи великого пе­дагога, они помогут вам сделать «школой радости» ту группу де­тей, то дошкольное учреждение, где вам предстоит трудиться.

Вслед за В. А. Сухомлинским многие педагоги-новаторы (В.Ф.Шаталов, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова и др.) претворяли в образовательной работе с детьми идеи нацеленности обучения на общее развитие ребенка, оп­тимистического подхода к возможностям учеников и др. Таким образом, педагоги-гуманисты, новаторы откры­ли путь новой модели обучения, которая стала теснить традиционную учебно-дисциплинарную модель. Этому способствовали и объективные причины общественной жизни.

Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением, свободных от догматизма и приспособленчества, побудила ученых (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) к разработке модели обучения, в основе которой лежит личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ре­бенка. Цель такого обучения - развитие интеллектуаль­ных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов, т.е. личностное становление ребенка, обрете­ние им самого себя как неповторимой индивидуальнос­ти. Для реализации этой цели следует поддерживать у ребенка, начиная с первых лет жизни, желание приоб­щаться к миру человеческой культуры, передавать ему средства и способы, необходимые для этого приобщения (В.В.Давыдов, В.А.Петровский).

В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка (Ш. А. Амонашви­ли). Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и ук­реплять его «могу». Главная обязанность педагога - орга­низовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обу­чаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершен­ствования. В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пони­манию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Обучение ре­ализуется в совместной деятельности, сотрудничестве пе­дагога н детей, в котором педагог - помощник, советчик, старший друг.

Необходимо учесть, что любая модель обучения, в том числе и такая прогрессивная, как личностно-ориентирован- ная, исследуется учеными, а реализуется, претворяется в жизнь педагогом в конкретном учреждении в процессе вза­имодействия с воспитанниками. Педагог - главное лицо преобразования процесса обучения на гуманистической основе. Насколько это ему удастся, зависит от его профес­сиональной подготовки, общего культурного уровня, а так­же от личностных качеств (гуманизм, ответственность за судьбы детей, ci ремление к самосовершенствованию, куль­тура общения и др.).

В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель опреде­ляет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем -рипы учиться рисовать дерево; составлять рас-

, сказ по картинке, которая лежит перед

^ каждым из вас). Далее дает образец спо­

собов выполнения задания (как рисовать дерево, как состав­лять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого уп­ражняет детей в овладении способами, действиями, необ­ходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятель­ности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и по­знавательных, ребенок не может. Для этого он должен «пе­реворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, ов­ладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обу­чении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который на­правляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребен­ка - к другому. Решение проблемной ситуации - итог кол­лективной работы.

В исследованиях (Pi.Я. Лернер, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова и др.) подчеркивается особая роль про­блемного обучения в развитии мыслительной деятельно­сти детей, их творческих сил. «Мышление, - пишет С. Л. Ру­бинштейн, - обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой про­блемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разреше­ние какой-то задачи» (Рубинштейн С. Л. Основы общей пси­хологии. - М., 1946. - С. 347).


Очевиден нравственный аспект проблемного обучения: вместе «открыли», например, почему «заплакали стекла» в раздевальной комнате, когда прибежали туда, застигну­тые на участке внезапным дождем. Мысль одного ребен­ка (стекла запотели от пара) дала продолжение догадке других детей (откуда появился пар в комнате - может быть, с нашей влажной одежды?; почему влажными стали толь­ко стекла?). Дети свободно высказывают свои мысли, со­мнения, следят за ответами товарищей, спорят или согла­шаются. Складывается определенный стиль делового со­трудничества, в основе которого - диалог равных партнеров (Т. А. Куликова).

Задача педагога - руководить сложным ансамблем, где солистом может быть каждый ребенок. Он вовлекает детей в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической бесе­дой^ ходе которой педагог ставит вопросы, побуждаю­щие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Какие вопросы наиболее эффективны? Прежде всего те, которые требуют установить сходство и различие между предметами и явлениями. Особое место занимают проблем­ные вопросы, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимися представлениями и вновь получае­мыми знаниями. Ценны вопросы, активизирующие образ­ное мышление детей, воображение.

Учитывая важную роль проблемного обучения в акти­визации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением. Однако следует помнить и о «слабых сторонах» проблемного обу­чения. Прежде всего, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей груп­пы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее. Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом». Еще одна «слабая сторона» заключается в том, что проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информацион­ную емкость занятий. Принимая во внимание эти обстоя­тельства, не стоит считать проблемное обучение един­ственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным.

Сущность опосредованного обучения в том, что педа­гог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, ви­дит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается. На основе собранных данных о разви­тии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс ус­воения новых знаний, умений, упрочить возникшие ин­тересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. Например, дети старшей груп­пы вернулись после летнего отдыха, некоторые из них побывали в других городах, странах. Дети обменивают­ся впечатлениями, но знания их отрывочны, хотя и име­ют яркую эмоциональную окраску. Педагог показывает книгу - атлас для дошкольников, объясняет ее особенно­сти, вместе с детьми отыскивает города и страны, где они побывали. Далее организует рассматривание атласа, на­талкивает воспитанников на «чтение условных знаков» (достопримечательности, промышленность, раститель­ный и животный мир). «Открытие смысла» условных зна­ков побуждает путешественников к связным рассказам о своих летних поездках. Их рассказы представляют инте­рес для других детей, которые тоже спешат поделиться личными впечатлениями о своем отдыхе. Выясняется, что есть разные страны, города, дачные поселки, деревни. А это - основание для обогащения предметно-материаль- ной среды новыми объектами, через которые организу­ется опосредованное обучение: картинами и картинками, видеофильмами о сельском быте, труде, о разных ланд­шафтах, водоемах (моря, океаны, реки, озера, пруды) и т. п. В результате такого обучения дошкольники приоб­ретают элементарные географические знания; расширя­ются их познавательные интересы, развивается сотруд­ничество между детьми.

При опосредованном обучении девизом становится «На­учился сам - научи другого». Поэтому важно создавать усло­вия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компе­тентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.

Ребенка особенно воодушевляет, если к нему за помо­щью обращается воспитатель: «Сережа, когда я была ма­ленькой, я немного умела играть в шахматы. Помоги мне вспомнить, как надо расставить фигуры, как они ходят». Педагог в роли ученика. Согласитесь, что это не частое явление, поэтому остальные дети становятся не только зрителями в «шахматной школе», но и активными участ­никами: запоминают названия фигур, их местоположе­ние на доске, способы передвижения, обмениваются мне­ниями, задают вопросы, сопереживают играющим. А ве­чером с гордостью будут говорить родителям: «Я знаю все шахматные фигуры! Сам научился!»; «Я научился хо­дить конем!»

Итак, суть опосредованного обучения в том, что педа­гог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающе­го других, т.е. активно содействует взаимообучению, само­обучению воспитанников. Обратите внимание на то, что руководство опосредованным обучением требует от педа­гога умения прогнозировать педагогический процесс, гиб­кости, мобильности поведения.

Задания

1. Вспомните слова Л.С.Выготского о том, что «обучение ведет за собой развитие». Каким требованиям должно отвечать обучение, которое имел в виду известный психолог?

2. Составьте схему «Принципы обучения».

3. Объясните, насколько правомерно использовать счсва «пере­дача опыта», когда говорится об обучении и воспитании как объек­тивных и социальных явлениях в истории человечество, и почему это выражение неприемлемо для определения обучения и воспитания, ко­торое осуществляет современный педагог в отношении воспитанни­ков конкретной группы.

4. Сформулируйте, в чем заключаемся специфика дошкольного обучения.

5. Придумайте проблемную ситуацию, которую можно создать при ебученчи детей (возраст - на выбор), опишите технологию ее решения

6. В чем вы видите сильные и счабые стороны прямого, проблем­ного и опосредованного обучения детей дошкольного возраста?


Глава XIII

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Обучение осуществляется различными методами. В пе­реводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-

Понятие о мето- ™б°' ™б Достижения цели, дах и приемах Метод обучения - это система последо- обучения нагельных взаимосвязанных способов

работы педагога и обучаемых детей, ко­торые направлены на достижение дидактических задач.

В таком определении метода подчеркивается двусторон­ний характер процесса обучения. Методы обучения не ог­раничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направ­ляет познавательную и связанную с ней практическую дея­тельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению ди­дактической задачи.

Каждый метод состоит из определенных приемов педа­гога и обучаемых. Прием обучения в отличие от ме­тода направлен на решение более узкой учебной задачи. Со­четание приемов образует метод обучения. Чем разнообраз­нее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе проводит­ся беседа об осени. Педагог может использовать распрост­раненные приемы метода беседы: вопросы к детям, поясне­ние, рассказывание самими детьми. А может начать беседу под тихое звучание музыки П. И. Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года»), а далее демонстрировать в качестве иллюстративного материала творческие работы детей (ри­сунки, аппликации, поделки из шишек, желудей, рассказы детей, записанные на магнитофон), организовать прослуши­вание фрагментов из знакомых детям литературных произ­ведений, анализирование календаря природы, который ве­дется в группе, и др. Нетрудно предположить, что второй вариант сочетания приемов обучения окажется более резуль­тативным, поскольку эти приемы вызовут в памяти и вооб­ражении детей яркие картины осени, окрашенные их соб­ственными переживаниями, что, в свою очередь, повлечет за собой активизацию мыслительной и речевой деятельности.

Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав мето­дов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирова­ния и др.

Выбор метода обучения зависит прежде всего от цели и содержания предстоящего занятия. При обучении рисова­нию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, поскольку без этого нельзя научиться рисо­вать, конструировать, петь. Метод упражнения преоблада­ет и на физкультурных занятиях. На занятиях природовед­ческого содержания «первую скрипку» играют методы на­блюдения, беседы, экспериментирования и др.

Воспитатель отдает предпочтение тому или другому ме­тоду, исходя из оснащенности педагогического процесса. Если в дошкольном учреждении мало пособий, раздаточ­ного или демонстрационного материала, то невозможно использовать многие методы обучения. Например, в дет­ском саду нет репродукций картин, диафильмов, слайдов, следовательно, возможность знакомить детей с окружаю­щим миром, творчеством художников сужается. В резуль­тате преимущество отдается словесным (вербальным) ме­тодам.

Выбор метода обучения зависит также от личности пе­дагога, от его способностей, ответственности. Воспитатель творческий, с «изюминкой» вносит много своего в методы и приемы обучения. Например, на занятии во второй млад­шей группе, цель которого - познакомить малышей с по­тешками, пестушками, педагог переоденется в сороку-бе- лобоку, пригласит детей в гости, накормит кашкой и т. п. - словом, разыграет с ними вместе произведения фольклора так, что они надолго останутся в памяти, воображении, речи ребенка. А воспитатель, работающий формально, размес­тит детей за столами, прочитает потешки, попробует разу­чить их с детьми. Разные педагоги - разные методы обуче­ния, а в итоге и несравнимые по эффективности результа­ты в развитии детей.


В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педаго­гике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер спо­собов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образ­ное мышления. В связи с этим главными методами обуче­ния дошкольников являются практические, наглядные, сло­весные, игровые методы. Следует напомнить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в со­вокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Познавательная и практическая деятельность на заня­тиях может быть организована на основе наглядного по- |т каза соответствующих предметов и явле-

аглядны ний. К группе наглядных методов обуче-

методы ния относятся наблюдение, демонстрация

наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слай­ды, видеозаписи, компьютерные программы).

Наблюдение - это умение всматриваться в явления ок­ружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их при­чины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, уме­ние сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (А.К.Матвеева, П.Г. Саморукова).

Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования пол­ноценных представлений и развития познавательных про­цессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на по­ставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Глубоко прав был К. Д.Ушинский, когда отмечал: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, оно должно уп­ражнять их способность наблюдения».

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (на­блюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организа­ции наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими пред­ставлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, вос­хищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на уча­сток прцлетела стайка снегирей, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды и т. п.

В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям. Прежде всего, постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов: наблюдения в групповой ком­нате, затем в других помещениях дошкольного учреждения (кухня, медицинский кабинет, изобразительная студия и др.), на участке и, наконец, за его пределами: в сквере, в парке, на школьном стадионе, у реки, на остановке городского транс­порта и др. Соблюдается и концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выде­лению существенных признаков, при повторных наблюде­ниях - к сравнению с другими объектами и, наконец, - к обоб­щению. Например, в первый раз на остановке городского транспорта дети наблюдают троллейбус и автобус, учатся правильно их называть; при повторном наблюдении их вни­мание сосредоточивают на признаках автобуса и троллей­буса; в следующий раз дети учатся сравнивать троллейбус и автобус, их подводят к обобщению представлений и форми­рованию понятия «городской транспорт».

В обучении дошкольников используют разные виды на­блюдений: кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные. Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что пред­ставляется необходимым материалом для развития мысли­тельной деятельности (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-след­ственных связей). Для длительных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (строительство дома; птицы, прилета­ющие на участок дошкольного учреждения; растение, вы­ращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике).

Сравнительные наблюдения представляют особую цен­ность для развития мыслительной деятельности детей. Де­тям среднего дошкольного возраста предлагают для срав­нения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут срав­нивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представ­лению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.

В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения (Е. А.Фле- рина, Е.И.Радина, П.Г.Саморукова и др.), а именно:

- объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчет­ливые представления;


- объект наблюдается в таких условиях, которые позво­ляют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естествен­ной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке дет­ского сада, а не в групповой комнате и т.п.);

- педагог намечает цель наблюдения, определяет круг но­вых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;

- детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кро­ликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);

- усвоенные в процессе наблюдения знания, зародивши­еся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в переска­зывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре);

- обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;

- наблюдение следует сопровождать точным конкрет­ным словом: называть предметы, их признаки, действия. Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи меж­ду явлениями. Необходимо поощрять проговаривание деть­ми в ходе наблюдения названий объектов, действий, при­знаков, благодаря чему формируются более полные и осоз­нанные представления, обогащается словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Однако основное содержа­ние представлений должно складываться на основе актив­ной познавательной деятельности самих детей.

Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдение, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не име­ющих под собой прочной чувственной основы.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, ди­афильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволя­ющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых пред­метов. С помощью картин, картинок, схем у детей формиру­ются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.

На картине (в том числе и показанной с помощью ТСО) можно подробно рассмотреть предмет, его составные час­ти, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается за­метить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточ­нение, расширение, углубление представлений об окружа­ющем мире.

Рассматривание картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслитель­ные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать влияние на интересы. Картин­ка дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.

Большую роль демонстрация наглядных средств играет в расширении кругозора детей, поскольку появляется воз­можность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых, которые они не могут непосредственно воспринимать. Например, живот­ные разных географических широт, события прошлых лет, труд взрослых, города и страны и многое другое.

В дошкольном учреждении используются разные виды картин. Прежде всего - это специально созданные дидакти­ческие картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников (например, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень», «Март» И. И. Левитана, «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка» В.М.Васнецова и др.). В каче­стве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой ожива­ют герои произведения, возникают страны и города, где про­исходят события. Кроме того, педагог подбирает предмет­ные картинки, классифицирует их по темам («Игрушки», «Транспорт», «Труд взрослых», «Животные», «Наш город» и др.), оформляет и использует для индивидуальных заня­тий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий.


В учебных целях на занятиях демонстрируются слай­ды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютер­ные программы. С помощью слайдов может иллюстриро­ваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность при­общать детей к учебному кино, особенностью которого является познавательное содержание. Примером могут служить фильмы «Откуда хлеб пришел», «Москва строит­ся», «Кремль», «Кружка молока» и др. Восприятие такого фильма требует подготовки детей, постановки перед ними вопросов, на которые они должны ответить после про­смотра. Поэтому демонстрация фильма - это часть заня­тия, длительность которого не превышает 10 мин. После просмотра проводится беседа по ранее предложенным де­тям вопросам. Если дети затрудняются с ответами, можно повторно показать отдельные кадры, фрагменты фильма. Через несколько дней организуется повторный показ филь­ма, после чего целесообразно побеседовать с детьми, по­буждая их не столько к пересказу содержания, сколько к анализу фактов, установлению связи между ними.

Необходимо учитывать, что простая демонстрация ка­кого-либо предмета, явления, его изображения еще не обес­печивает выделение ребенком нужных сторон и свойств данных объектов. Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о предметах. Необходима руководящая роль педагога, кото­рый организует процесс детского восприятия. Организация заключается в том, что взрослый в строгой последователь­ности выделяет различные стороны и свойства предмета, увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте.

В связи с этим важен порядок вопросов, посредством которых педагог руководит рассматриванием картины. В начале он использует вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины («Что нарисовано на картине?»; «Что изобразил художник?»). Затем перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания (кто и что изображено, каковы их свойства, особенности, действия). После этого предлагаются вопросы, требующие установ­ления связей между изображенными предметами, лицами. Далее следуют вопросы, которые стимулируют воображе­ние ребенка, побуждают к самостоятельным выводам, суж­дениям. Оправдывает себя такой прием, когда детям пред­лагают представить себя какими-либо персонажами карти­ны и рассказать об их действиях, переживаниях, «озвучить картину».

Таким образом, наглядные методы обучения направле­ны на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.

В обучении детей используются наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца. Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений.

Показ действий, способов работы, последователь­ности ее выполнения применяется на физкультурных, му­зыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной дея­тельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направля­ет их внимание, память, мышление. Показ должен быть чет­ким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое дви­жение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие воспитатель обозначает словом: «Делаю лунку в земле, но не очень глубокую. Теперь осторожно беру чере­нок. Осторожно, потому что у него очень тонкие корешки, их легко повредить». Слово должно дополнять движение, характеризовать его направление. Иногда к показу отдель­ных движений, действий педагог привлекает кого-то из вос­питанников, подготовив ребенка заранее.

Показ образца используется в обучении изобрази­тельной деятельности, труду, особенно ручному, художе­ственному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.








Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1858;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.