Вопрос №45. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
В истории философии можно выделить рациональные и иррациональные философские направления. В рамках данных направлений можно выделить специфичные гносеологические концепции:
1. иррациональная традиция западной философии идет еще от школ античной философии, в которых рассматривались мистические основания человеческого познания (числовая кабалистика школ Архимеда, далее, в теологии особо выделялась религиозная вера как онтологическое основание знания < Августин Блаженный: «Верую, чтобы понимать»; Фома Аквинский с его принципом: истины веры неуязвимы со стороны истин разума, но и не противоречат им >. В Новое время сформировалось иррациональное философское направление, в котором исследуются алогичные, внерациональные основания и способы познания. Философия жизни по Ницше – жизнь не может быть познана на рациональных основаниях, а только на основаниях интуиции. В сфере жизни чувства ведут к разуму.
2. в экзистенциалистской философской традиции процесс познания основан на феноменах – экзистенциалах человеческого бытия, а человеческое бытие рассматривается как поток сознания, основанный на таких экзистенциалах как страх, вина, забота.
3. в психоаналитической философской традиции рассматриваются подсознательные основания человеческой познавательной деятельности. Основная категория - бессознательное, как онтологическое основание рационалистической познавательной деятельности. Рационалистическая традиция в западной философии (в проблемном поле гносеологии) также берет свое начало в античной философии (Платон). Специфический момент рационалистической античной гносеологии – исследование особенностей мышления (парадоксов).
4. в новое время рациональная традиция нашла свое развитие в философии Р. Декарта. Основой познания, его исходным элементом он считал сомнение. Теория врожденных идей Декарта – человеку изначально даны понятийные представления. К представителям рационализма можно отнести Канта (философская рефлексия с т.з. Канта – исследование оснований разума, выражение его рационализма).
5. в 20 веке философские традиции рационализма и иррационализма взаимно переплелись и взаимопрониклись. В неопозитивизме и постпозитивизме философия науки рассматривается как соотношение рационального и интуитивного моментов научного познания (Полани: «Научному познанию предшествует неявное знание» - согласительные концепции Полани). В постструктурализме (с 60 гг. 20 века) существует концепция согласно которой в основе возникновения и распространения знания лежат эпистемы (эпистема в постструктурализме – это культурное бессознательное). Эпистема в постструктурализм – это понятие лежащее в основе возникновения и распространения научного знания. Понятие эпистемы в данном случае характеризует бессознательное, содержащееся в культуре, лежащее в основе научного познания. Эпистема носит абсурдный характер.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 444;