Вопрос №52. Материализм и идеализм.
Материализм – философское направление, в котором первичной признается материя, а сознание, мышление – вторичным. «Первичность» и «вторичность» - это термины, имеющие не только онтологический (как было вначале), но и гносеологический смысл (речь идет в гносеологии о: 1 – познаваем ли внешний мир; 2 – каковы условия, основания и границы человеческого познания; 3 – каким образом возникает сознание, формируется мышление).
Идеализм – философское направление, в котором первичным признается сознание, мышление, чувственность (идеальное вообще). Для обозначения идеального как некоторой онтологической первоосновы нередко используются такие теоретические метафоры как абсолютная идея, воля, эйдосы и т.д. для идеализма характерно представление о самостоятельности существования идеального (идеи воли, ощущения, духа) без каких-либо материальных носителей.
Материалисты не отрицают идеального, но при том условии, что у идеального д.б. материальный носитель. Фактически материализм и идеализм – это разные подходы к проблеме реальности (что считать первичной реальностью: идею или ее материальное воплощение).
В свою очередь проблема реальности неразрывно связана с проблемой сознания и без нее не существует. Именно поэтому в наиболее фундаментальных философских системах онтология неотделима от гносеологии (у Канта, например).
Вопрос №53. Проблема происхождения сознания (диалектико-материалистический вариант).
О проблеме происхождения сознания будем говорить в современных контекстах, но с использованием классических концепций, разработанных в рамках марксизма.
В марксизме (усилиями Энгельса) проблема происхождения сознания рассматривается в связи с проблемой происхождения человека и общества.
Сущность человека социальна. Его эволюция как мыслящего существа имеет своим основанием 2 взаимосвязанных эволюционных процесса:
1. эволюция общества
2. биологическая эволюция человека – под влиянием факторов социальной эволюции.
В этой концепции формируется постольку, поскольку формируется социум.
Энгельс создал теорию происхождения человека. Во многом он использовал идеи эволюциониста Моргана. Согласно этой теории ( «Диалектика природы», Энгельс). Труд сыграл ключевую в процессе превращения обезьяны в человека. Определенный вид обезьян, живших на деревьях, под влиянием оледенения были вынуждены прибегнуть к новым формам жизнеобеспечения: обработка природных материалов с помощью примитивных орудий – с этого началась эволюция социума и человека разумного. Начав с примитивных изделий, обезьяны постепенно перешли к изготовлению нужных орудий. Т.о., стали совершенствоваться первобытные технологии жизнеобеспечения и в этом процессе происходили эволюционные изменения структуры мозга и тела этих обезьян (стали возникать «переходные» формы с ретроспективной т.з.). кроме того, стали формироваться коллективно-социальные формы жизнеобеспечения, основанные на второй сигнальной системе (языке). Стала формироваться членораздельная речь, совершенствующиеся и усложняющиеся формы речевого общения, т.е. язык. С философской т.з. самым важным является вопрос о происхождении понятий в процессе антропо-социальной эволюции.
В контекстах изложенной теории орудие труда – это носитель мыследеятелностных форм, т.е. абстракций (понятий) – примитивный каменный нож – носитель абстракции «острое». Кроме того, носитель такой мыследеятельностной формы как примитивные технологии, которые с его помощью осуществляются.
Т.о., в диалектико-материалистической концепции происхождения сознания, мышления, понятий основано на неразрывном единстве материального и идеального аспектов человеческой деятельности.
Маркс: «Изменяя природу человек изменял себя». Эволь Ильенков развивает идею о том, что идеальное – это форма, которая может быть воплощена на любом материале, поэтому идеальное существует не только в голове человека, но и в культуре социума.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 684;