Вопрос № 16. Аристотель. Основные идеи.
Аристотель критиковал Платона за теорию эйдосов, доказывая, что сущность (эйдос) не может существовать отдельно от вещей. С т.з. Аристотеля, каждая вещь является результатом соединения аморфной материи (гиле) и бесплотной формы (эйдоса). У Аристотеля нет слов «материя» и «форма» - это латинские слова. Материя у Аристотеля – «гиле» (дерево для обработки), а форма – «эйдос».
Форма задает вещи сущность, т.е. «чтойность». Чтойность (сущность) – основа всех свойств вещи. По Аристотелю, если материя не имеет формы – она ничто.
У Аристотеля сформулирована идея «субстанции» - бытие ничем вне себя не обусловленное, причина самого себя. По Аристотелю «понятие» - это другая форма бытия. Каждая вещь существует в 2 ипостасях: в предметной и понятийной.
Сущность - основа всех свойств вещи, выраженная в понятии.
Понятие – идеальное выражение сущности, т.е. идея.
Синонимичный ряд: сущность = субстанция = эйдос = форма = понятие = чтойность.
По Аристотелю, у каждого явления – своя причина. Отсюда – учение о 4 причинах: каждая вещь имеет причины (на примере дома):
1. материя – дерево
2. форма – замысел
3. движение – работа
4. цель – необходимость в жилье
Метод – универсальная мыслительная форма.
Вопрос №17. Теодицея (оправдание Бога)
Согласно Эпикуру, если Бог это такое сущее, которое обладает 3 атрибутами (он всеблаг, всеведущ, всесилен), то отсутствие 1 из этих качеств не позволяет утверждать бытие Бога. Далее Эпикур говорит, раз в мире есть зло, значит отсутствует 1 из качеств: или Бог не знает о зле (тогда он не всеведущ), или он знает, но не может предотвратить (тогда он не всемогущ), а если знает, может искоренить зло, но не делает этого – значит не всеблаг.
Вопрос №18. Теодицея Августина Блаженного.
Мир создан Богом и в нем есть зло, т.е. несовершенство. Причиной этого несовершенства может быть (по Платону) отягощенность мира.
Мир, созданный Богом, не может быть совершенным по условиям творения: если бы мир был бы так же совершенен как и Бог, то это был бы 2 Бог (Бог – абсолют). Все в мире , созданном Богом, благо, а то, что мы называем злом – недостаток этого блага, проистекающий из несовершенства мира по условиям творения. Зло не имеет своей самостоятельной причины.
Августин Аврелий отмечает, что добро и зло взаимосвязаны и познаются в сравнении. Нет добра, если нет зла.
Бон Авентура: в мире не м.б. добра, если нет зла. Отсюда вопрос – надо ли наказывать преступников? И ответ: да, надо наказывать совершивших зло и поощрять совершивших добро (конвенционализм). Критерии добра и зла условны. Нет четкой демаркационной линии между ними.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 867;