ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Необходимо отметить, что социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю – экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества – феодалы и феодально-зависимое население.
Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре – феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.
С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей «десятину» – десятую часть доходов с населения.
Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали порой земли с крестьянами и становились сами эксплуататорами. Статья 91 «Русской Правды» приравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и противопоставляет тех и других смердам.
Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность эксплуататоров. Усиленной защите подлежали жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Высоко оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом тоже влекло за собой серьезные наказания.
Основную массу феодально-зависимого населения составляли крестьяне – зависимые и свободные.
Наиболее значительную группу крестьянского населения занимали смерды. Смерды жили общинами – вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.
К этой категории относились как свободные, так и зависимые крестьяне, все смерды платили дань. В период развития феодальных отношений на Руси шел процесс перехода смердов в зависимое состояние. «Русская Правда» указывает на наличие двух категорий смердов: свободных и зависимых. Свободный смерд сам отвечает за свои преступления: «То ти урочи смердом оже платять кияжю продажаю» (ст. 45 «Пространной Правды»). Однако большую часть крестьян составляли зависимые смерды, которые но своему бесправному положению были близки к холопам: «А за убийство смерда или холопа платить 5 гривен[3]»; «Если умрет смерд, то его наследство идет – князю, если у него в дому будут дочери...» (ст. 90).
В Древнерусском государстве появляется фигура типичного феодально-зависимого крестьянина – закупа. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу – денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу он не может и практически остается пожизненно у господина. К тому же закуп отвечает за ущерб, причиненный господину по халатности. В случае бегства от господина закуп автоматически превращается в холопа. К холопству ведет и кража, совершенная закупом. Господин имеет по отношению к закупу право вотчинной юстиции. Например, феодал вправе бить нерадивого закупа. Вместе с тем, закуп, в отличие от холопа, имеет некоторые права. Его нельзя бить «не за дело», он может жаловаться на господина судьям, его нельзя продать в холопы (если такое происходило, то он автоматически освобождался от своих обязательств по отношению к господину), у него нельзя безнаказанно отнять имущество.
Статьи 56–62, 64 «Пространной Правды» содержат в себе так называемый «Устав о закупах». Закрепление закупа за господином определяется ст. 56 «Русской Правды», которая указывает, что закуп «крепок своему господину». В ст. 62 «Пространной Правды» говорится: «Аже господин бьет закупа про дело, то без вины есть», т. е. решение вопроса о виновности закупа предоставляется самому господину. Вместе с тем, в отличие от холопа, закуп признавался субъектом прав и обязанностей, и по ст. 57, 58 он нес ответственность за хозяйский инвентарь, если потеряет его в поле, за скотину, если не загонит ее во двор или хлев. Закуп имел свое имущество (ст. 59), его нельзя было отдавать другому хозяину для работы (ст. 60), продавать как холопа (ст. 61). В последнем случае закуп получил свободу, а продавший его господин платил продажу 12 гривен. В небольшом иске закуп допускался послухом (свидетелем).
Из числа зависимого населения «Краткая Правда» в ст. 11 и 16 упоминает «челядина». О правовом положении этой категории людей существует несколько мнений. Наиболее близким к истине является объяснение понятия «челядин», данное В.Д. Грековым. Сопоставляя содержание ст. 13 и 16 «Краткой Правды» и ст. 27 и 28 «Правосудия Митрополичья», он убедительно доказал, что слово «челядин» является общим обозначением двух разновидностей зависимых людей: «В обоих памятниках говорится о рабе и закупе, причем в «Правосудии Митрополичьем» рабы и закупы считаются разновидностями одного родового понятия – челядь». Таким образом, «Русская Правда» называет несвободного мужчину холопом или челядином, а несвободную женщину – рабой, объединяя тех и других общим понятием «челядь».
Челядь была почти полностью бесправной. «Русская Правда» приравнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота», – говорит одна из ее статей. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, которых в Риме называли «говорящее орудие».
Наиболее правильное объяснение В.Д. Греков дает и другому понятию – «рядович», вызывающему разногласия среди историков. Рядовичем становился человек, который заключал «ряд» с господином в случаях, предусмотренных ст. 110 «Русской Правды».
Самой бесправной группой феодально-зависимого населения были холопы. Правовому положению холопов посвящен целый раздел «Пространной Правды» (ст. 110–121). Все статьи о холопах свидетельствуют об их бесправном положении. Холоп не был субъектом права, он – вещь, которую можно продать, купить, избить, и даже убийство холопа (ст. 89) не являлось преступлением: виновный в убийстве только возмещал стоимость холопа – 5 гривен (за рабу – 6 гривен). Холоп не мог быть и послухом. (ст. 66).
Однако на Руси холопы не составляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. Не случайно «Русская Правда» выделяет категории холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслуживающий персонал княжеского и боярского двора – слуги, воспитатели детей, ремесленники и др.
С течением времени развивается процесс превращения холопов в феодально-зависимых крестьян. Они стали первыми крепостными. Отметим, что на Руси того времени отсутствовало закрепощение крестьян.
Наряду с холопами, закупами, смердами в документах упоминаются наймиты. Термин «наймит» применялся в Древней Руси к разным категориям людей и употреблялся в трех значениях: 1) Лицо, обязавшееся выполнять за вознаграждение определенную работу; 2) Арендатор; 3) Закладной человек (наймит – закуп). Во всех случаях под наймом понимается договор между человеком, который обязуется трудиться, и человеком, который будет пользоваться результатами труда.
В Древнерусском государстве существовали большие многочисленные города. Уже в IX–X вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси их было около 300. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т.п.
Города являлись центрами культуры. Если древнерусская деревня долгое время была неграмотной, то в городах грамотность была распространена широко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах.
Как видим, в Древнерусском государстве уже складываются сословия, т.е. большие группы людей, объединенные единством правового статуса.
Рассматривая политический строй Древнерусского государства, необходимо, в первую очередь остановиться на организации его государственного единства. Проблема эта вызвала большие споры, как в дореволюционной, так и в современной литературе. Некоторые авторы утверждают даже, что в IX в. вообще не существовало единого Древнерусского государства, а был лишь союз племенных союзов. Более осторожные исследователи полагают, что с IX до середины X в. можно говорить о союзе местных княжеств, т.е. государств. Кое-кто считает, что имела место федерация, хотя институт этот не свойствен феодальному государству, а возникает лишь в буржуазном и социалистическом обществе. При этом существуют утверждения, что федерация существовала не только на начальном этапе развития Древнерусского государства, но и на всем протяжении его истории.
Думается, что более убедительной выглядит точка зрения, по которой считается, что Древнерусскому государству свойственна типичная для раннего феодализма система отношений сюзеренитета-вассалитета, предполагающая, что вся структура государства покоится на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависит от своего сеньора, тот – от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего, состоять в его войске, а также платить ему дань. В свою очередь, сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладает иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великих князей были местные князья. Главными иммунными правами были: право взимания дани и право вершить суд с получением соответствующих доходов.
Таким образом, говоря о государственном механизме Древнерусского государства, его можно охарактеризовать как монархию. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Так известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: «Устав Владимира», «Правда Ярослава» и др.
Великий князь сосредоточивал в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Выполняли князья и судебные функции. Великие князья выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о 83 своих больших походах. Некоторые князья погибали в бою, как это случилось, например, со Святославом.
Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различного рода международные договоры – военного, торгового и иного характера. Как тогда было принято, договоры имели устную и письменную формы. Уже в X в. Древнерусское государство вступило в договорные отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, а также с венграми, варягами, печенегами и др. Дипломатические переговоры возглавлял зачастую и сам монарх, как это было, например, с княгиней Ольгой, ездившей с посольством в Византию.
Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение – княгиня Ольга[4].
Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без мнения приближенных. Так сложился Совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины – «княжи мужи».
Иногда в Древнерусском государстве созывались т.н. феодальные Съезды – съезды верхушки феодалов, решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела.
В Древнерусском государстве существовало и Вече, выросшее из древнего народного собрания.
Рассматривая систему управления в Древнерусском государстве, отметим, что первоначально существовала десятичная, численная система управления. Эта система выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений – десятские, сотские, тысяцкие – стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом. Вместе с тем десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает.
В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом (двором) с государственным управлением. В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором.
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти – наместники и волостели. Они за свою службу получали от населения «корм». Так сложилась система кормления.
Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина – сравнительно небольшая по своему составу. Это были профессиональные воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависел и он сам. Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда были готовы идти в любые походы, в которых искали добычу и развлечения. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Так, старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Вассалы великого князя приводили с собой дружины, а также ополчение из своих слуг и крестьян. Каждый мужчина Древней Руси умел владеть оружием, правда, весьма нехитрым в то время. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их с собой в поход.
Города или, во всяком случае, их центральная часть были крепостями – замками, защищавшимися в случае необходимости не только княжеской дружиной, но и всем населением города. С этой целью, как отмечалось ранее, князья нередко прибегали к услугам наемников – сначала варягов, а позже степных кочевников (каракалпаков и пр.).
В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая, как уже говорилось, самого великого князя. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников – лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство[5]. Вирников сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Действовал также вотчинный суд – право феодала самому судить зависимых от него людей. Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунных прав.
Государственное управление, войны, да и личные потребности князей, и их окружения требовали, конечно, немалых денег (вложений). Кроме доходов от собственных земель, от феодальной эксплуатации крестьян, князья установили и систему налогов, дани.
Дани предшествовали добровольные дары членов племени своему князю и дружине. Позже эти дары стали обязательным налогом, и сама уплата дани стала признаком подчиненности, откуда и родилось слово «подданный», т.е. находящийся под данью.
Первоначально дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со своих подданных. Но печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, заставила его вдову княгиню Ольгу упорядочить систему взимания государственных доходов. Она учредила так называемые погосты, т.е. специальные пункты сбора дани. (Позже в науке появляются и другие представления о погостах[6]).
Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не означает, что они были только натуральными налогами. Меха куницы, белки были определенной денежной единицей. Даже когда они теряли товарный вид, их ценность как платежного средства не исчезала, если на них сохранялся княжеский знак. Это были как бы первые русские ассигнации. Т.к. на Руси того времени не было своих месторождений драгоценных металлов – с VIII в. в оборот входит, наряду с мехами, иностранная валюта (дирхемы, позже – денарии). Эта валюта часто переплавлялась в русские гривны (около 204 г серебром).
Важным элементом политической системы древнерусского общества была церковь, тесно связанная с государством. Первоначально князь Владимир Святославич упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны – Перуном. Затем он крестил Русь, введя наиболее удобную для феодализма христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность трудящихся государству и т.д.
Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 2058;