Философия эпохи Возрождения

Возрождение, или Ренессанс (XV-XVI вв.) - это время, когда Европа вдруг заново открывает для себя античность, греко-римскую культуру и, вдохновленная ее образцами, сама добивается небывалого ранее расцвета искусств и наук. Возрождение и было собственно возрождением античности как идеального образца. Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская (и заметим, классическая, греко-латинская) образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. В широком же смысле возрожденческий гуманизм – это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал. Возрождение, таким образом, антропоцентрично; на первом месте или плане здесь - человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.

Наряду с антропоцентризмом специфика Возрождения представлена также секуляризацией, т. е. эмансипацией науки, политики и морали от религии. Идеалом становится не религиозное, а светское знание, знание, опирающееся на конкретные факты, опыт и разум. Ошибочно было бы утверждать, однако, что Ренессанс - время безбожия или безразличия к религии. Просто религиозные вопросы перестали быть центральными в научно-поисковой деятельности философов. Авторитет античных мудрецов стал явно перевешивать авторитет Священного писания. От Бога нередко оставалась только божественная красота, наполнявшая многообразный и чувственно воспринимаемый мир.

Мыслители и художники эпохи Возрождения противопоставляли эпоху света, в которую они жили, средневековью как периоду темноты и невежества. В свете, разгоняющем тьму невежества и обмана, они видели свою историческую миссию.

Интеллектуальная элита Ренессанса отвергала схоластические споры о категориях и их дефинициях (определениях), она стремилась знать сами явления природы и общества, жизнь как она есть. И, надо сказать, в этом направлении она продвинулась далеко вперед. В созданных ими образах времени ярко представлены все цвета жизни.

 

Натурфилософия:

Николай Кузанский (1401–1464), философ, теолог, учёный, церковно-политический деятель. Родился в семье рыбака и виноградаря. Бежал из родного дома к графу Теодориху фон Мандершайду, который дал ему первоначальное образование и сделал возможным дальнейшее его обучение в университетах Гейдельберга и Падуи (1416—23). Изучал юриспруденцию, математику и естествознание, а затем теологию, после чего получил духовное звание. Участвовал в 1432—37 в Базельском соборе. Руководствуясь основной для него идеей вселенского единства («О католическом согласии», 1433—1434; «О мире и согласии веры», 1453), выступил в процессе работы собора за централизацию церкви. Будучи ближайшим советником папы Пия II, в 1448 достиг звания кардинала, с 1450 стал епископом в Бриксене, с 1458 генеральным викарием в Риме. Оказывал значительное влияние на европейскую политику своего времени. Биографы указывают на его веротерпимость, проповедь свободы мышления, попытки противодействовать крайностям папистского абсолютизма. Н. К. дал законченное выражение универсализма средневековой мысли и вместе с тем явился первым философом нового времени, предвосхитив многие идеи и методы математического естествознания и развив в своём творчестве тенденции, не потерявшие своей актуальности до настоящего времени. Диалектическая тенденция выразилась у Н. К. в его стремлении охватить все вещи и события мировой жизни в единстве и цельности — бесконечном «максимуме», который не сводим ни к чему конкретному и отдельному и превосходит его, но в то же время отражается отдельными вещами. Этот «максимум» есть одновременно и бесконечный «минимум», поскольку целостность максимума не допускает никакого деления («Ученое незнание», 1440). Он вообще есть совпадение противоположностей (coincidentia oppositorum), которое Н. К. трактует весьма разнообразными способами, в том числе как принцип отрицания отрицания («О не ином», 1462): абсолют, «не-иное» есть «иное» «иного», которое определяет собою и себя и иное, превышает и утверждение и отрицание, будучи «утверждением утверждения». «Абсолютный единый максимум» трактуется как высшее достижение разума и как нечто превышающее самый разум; для позднего Н. К. — это уже и не «бытие» в традиционном смысле, а «возможность», заключающая в себе одновременно начало и формы и материи. Математическая тенденция у Н. К. проявилась — в онтологическом аспекте — в идее совпадения треугольника, круга, сферы и вообще всякой геометрической фигуры с бесконечной прямой при бесконечном удлинении их сторон или диаметра, и наоборот; получающаяся при таком совпадении бесконечная фигура есть «форма» и «образец» любой конкретной геометрической фигуры. Н. К. принадлежит семь специальных трактатов по математике. Используя метод бесконечного приближения при определении квадратуры круга, тригонометрических расчётах, вычислении числа p, он явился одним из предшественников математического анализа 17 в. Предвосхищая космологию Н. Коперника, Н. К. учил, что земля, как и любое др. небесное тело, не может быть центром Вселенной; доказывал бесконечность и вечность мира. Занимался проблемами опытного естествознания (например, эксперимент с определением веса растущего растения), предложил реформу календаря, составил географическую карту Центральной и Восточной Европы. Конструктивно-эмпирическая тенденция возникала у Н. К. в связи с тем, что непостижимый абсолют конкретно существовал в вещах и отражался ими, так что познание этих вещей, будучи бесконечным приближением к заключённой в абсолюте истине, осуществляется посредством «догадок», или «предположений», — априорных творческих актов человеческого разума («De coniecturis», 1440). Символико-мифологическая тенденция выразилась у Н. К. не только в представлении о живой иерархии космоса, но прежде всего в символической многоплановости всего стиля его мысли. Предпринятое им философское обоснование церковных догматов содержит своеобразную диалектику мифа в духе неоплатонизма.

Является бесплодным издавна ведущийся в науке спор, был ли Н. К. теистом или пантеистом. При акценте на абсолютном, надмировом максимуме вся система Н. К. получала монотеистическое толкование (в духе отрицательной теологии Ареопагитик «максимум», «не-иное», «бытие-возможность» оказываются у Н. К. различными обозначениями, «именами» трансцендентного бога), но при смещении логических акцентов на малый, «конкретизированный» максимум возникало пантеистическое представление о мироздании, состоящем лишь из чувственно-постигаемых вещей, в которые должен бесконечно углубляться человек. Эти пантеистические возможности концепции Н. К. были последовательно осуществлены Дж. Бруно.

Джордано Бруно

Новое отношение к материи. Это понятие использовалось ещё Аристотелем, но у него материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие перводвигателя как источник активности и многообразия.

У Бруно «материя есть божественное бытие в вещах» - это начало, которое всё производит, само по себе источник многообразия бытия. Источник форм – не Бог (перводвигатель), а сама материя.

Со времён Аристотеля существовало геоцентрическое представление о мире: в центре мира – Земля, вокруг – система звёзд, а за этим перводвигатель. Этот мир в центре, так как он создан Богом. Бруно развивает гелиоцентрическую идею: Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается вокруг своей оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёздà возникает идея о бесконечности вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития идей Нового времени.

Макиавелли, Макьявелли (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. В 1512, после восстановления тирании Медичи, был отстранён от службы и сослан в своё поместье под Флоренцией. Наиболее значительные сочинения: «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531, русский перевод 1869), «Государь» (1532, русский перевод 1869; «Князь» в Сочинения, т. 1, 1934), «История Флоренции» (1532, русский перевод 1973). М., страстный патриот, считавший, что бедствия Италии объясняются главным образом политической раздробленностью, создал теорию государства, способного, как он полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным вкладом М. в историю политических идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских (а не с теологических) позиций: он пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учёте реальных фактов, реальной обстановки. К. Маркс относил М. к числу тех политических мыслителей, которые «... стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 1, с. 111). М. разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие возможности человека. Согласно концепции М., сильная личность способна противостоять «фортуне», случайным стечениям обстоятельств (роль которых в истории велика), противопоставив им свою энергию и проницательность (в идее борьбы личной «доблести» — virtú и «фортуны» особенно ярко проявились черты, характерные для взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рассмотрение обстоятельств и умение изменять политику в соответствии с ситуацией способны обеспечить успех правителям. Лучшей формой государства М. считал республику, однако был убеждён, что итальянская действительность (непрерывная вражда между собой итальянских государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требует установления единовластия; только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство (впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, пренебрегающую законами морали). М. резко осуждал политику феодальной знати и особенно папства, приводившую к постоянным раздорам, препятствовавшую складыванию единого итальянского государства; вместе с тем он опасался и «черни» (plebs), легко вовлекаемой в авантюры. Его симпатии — на стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного населения итальянских городов («народа» — popolo). Как историк М. сделал важный шаг в развитии историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. М., убеждённый в неизменности человеческой природы, рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории М. считал политическую борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба социальная, классовая.

М. — автор карнавальных песен, сонетов, новелл и других литературных произведений. Наиболее выдающееся из них — комедия «Мандрагора» (русский перевод 1924), резко бичующая нравы тогдашней Флоренции. Особым нападкам подвергнута церковь с её лицемерием и растлением нравов. Отличительная черта комедии — целеустремлённость, воля, активность её персонажей. М. обогатил итальянскую литературу ясной, лаконичной, лишённой риторических украшений прозой.

М. был «... первым достойным упоминания военным писателем нового времени» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 346). В трактате «О военном искусстве» (1521, русский перевод 1936) резко критиковал систему наёмных войск, состоящих, по его мнению, из подонков общества и занимающихся грабежом, и рекомендовал заменить наёмников постоянной армией милиционного типа, построенной на основе всеобщей воинской повинности и полностью подчинённой государю. «Жизненной основой всякого войска» М. считал пехоту; кавалерия, полагал М., должна быть немногочисленной, хорошо обученной и экипированной. М. отводил главную роль в бою холодному оружию и недооценивал огнестрельное оружие, поскольку оно в то время было несовершенным. М. требовал от армии высокой тактической выучки, слаженности, дисциплины, способности к быстрому маневру, придавал большое значение резервам. Стратегические взгляды М. были непоследовательны (он выдвигал в качестве главного средства достижения победы то решительное сражение, то измор противника). Многие положения М. заимствовал у Вегеция, нередко механически перенося опыт армии Древнего Рима в совершенно иную эпоху. В 1506—1510 создал во Флоренции пешее и конное ополчение (до 20 тысяч человек), имевшее единое обмундирование и проходившее систематическую боевую подготовку (однако в 1512 оно было разбито профессиональной испанской армией).

Католическая церковь в 1559 внесла сочинения М. в «Индекс запрещенных книг».








Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 353;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.