ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вер-бальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.
В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возни-кают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.
Итак, язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важней-шим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
- коммуникативная (язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полно-ценного общения с себе подобными);
- познавательная (язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык);
- аккумулятивная (язык как средство накопления и хранения знаний. При-обретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невоз-можна без существования письменного языка);
- конструктивная (язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная сло-весно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего);
- эмоциональная (язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональ-ное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация);
- контактоустанавливающая (язык как средство установления контакта меж-ду людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения);
- этническая (язык как средство объединения народа).
Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с дру-гими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- слушание – восприятие содержания звучащей речи;
- письмо – фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.
C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников – на межличностное и массовое.
Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и не-литературные формы языка.
Литературная форма языка (литературный язык) понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка – наличие устойчивых норм.
Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая – зву-чащая речь, а вторая – графически оформленная. Устная форма изначальна. К не-литературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.
Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помо-щи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.
Чем отличаются первичные языки от вторичных? В первичных языках сиг-налы непосредственно обозначают смыслы. Во вторичных языках сигналами за-кодированы определенные слова, а уж за словами мы понимаем смыслы. Напри-мер, мимика – это первичный язык, мимические сигналы нашего лица сразу обо-значают какое-то состояние, сообщение. А вот азбука Морзе – это вторичный язык. Потому что знаки азбуки Морзе передают буквы и слова, а уж через них – смыслы.
Собственно, вербальный язык, то есть человеческая речь – это тоже пер-вичный язык. Если же мы возьмем невербальные средства общения, то среди них к первичным языкам относятся: мимика, жесты, индийский язык танца и т.п. При этом язык глухонемых, обозначающий слова, уже является вторичным языком.
Ко вторичным невербальным языкам относятся уже упомянутая азбука Морзе, система нотной записи, язык программирования, система сигнализации флажками на флоте, системы дымовой сигнализации, система оповещения граж-данской обороны и т.п.
Как видим, естественные языки первичны, искусственные языки – вторич-ны.
Из всех невербальных средств коммуникации наибольшую роль в нашем общении, конечно, играют первичные, естественные невербальные языки – жес-ты, мимика. Или, как их еще называют – язык тела.
Язык теламожет многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникан-тов. К примеру, женщины при ходьбе отставляют в сторону запястья, а мужчи- ны – локти. Потому что женщинам нужно балансировать более тяжелый бедрен-ный пояс, а мужчинам – более тяжелый плечевой. Такова анатомия мужского и женского тел. Но иногда можно наблюдать, как мужчины, особенно некрупной комплекции, излишне, нарочито при ходьбе оставляют локти специально дальше от туловища. Будто бы их плечевой пояс настолько мощный, что нуждается в уси-ленной балансировке. Избыточная балансировка за счет отставления локтей не нужна для ходьбы. Это подсознательный сигнал, с помощью которого мужчина старается дополнительно акцентировать свою мужественность, придать фигуре более внушительный вид. Ну, а о том, что манекенщиц специально учат правиль-но балансировать развернутыми запястьями при ходьбе – известно всем. Это тоже язык тела, передающий дополнительные сигналы женственности.
Между тем язык поз и движений человека может посылать сигналы не толь-ко биологической, но и культурной природы. К примеру, поза лотоса может быть знаком индийской культуры. А сидение на корточках на остановке – признаком принадлежности к уголовному миру, так как эта поза вышла из тюремных камер и распространилась по каналам блатной моды в подростковой субкультуре.
В целом язык тела включает четыре способа передачи информации.
1. Жесты – способ знакового использования рук. Можно, например, при-зывно махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание. Можно пока-зывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками – размер пойман-ной рыбы. Можно покрутить рукой у виска или сделать раздражительный отма-хивающийся жест. Аплодисменты также являются жестом, означающим привет-ствие или благодарность. Один-два хлопка в ладоши – способ привлечь внимание. Во многих языческих религиях хлопками привлекали внимание богов перед мо-литвой или жертвоприношением. Собственно, оттуда и пошли современные ап-лодисменты. С древних времен до нас дошла детская игра «ладушки». Вообще, арсенал значений, которые передавались и сейчас передаются с помощью хлопков ладонями, – огромен. Это и понятно: хлопок ладонями – один из немногих жес-тов, способных производить звук, причем громкий.
Некоторые жесты, которым специально присвоены определенные значения, следует отнести ко вторичному языку. Это не только жестовый язык глухонемых, но и профессиональный жестовый язык. Например, у такелажников (специалис-тов погрузочно-разгрузочных работ) покачивание кулаком с большим пальцем вверх означает вира (поднимай), а с большим пальцем вниз – майна (опускай). Телеоператор (или режиссер), когда видит, что хронометраж репортажа истекает, подает своему тележурналисту особый знак – вращает перед собой кистью с вытя-нутым указательным пальцем, как будто рисует круг. Это означает: закругляйся. Летчики или танкисты, когда надо дать команду заглушить мотор или остановить-ся, скрещивают руки на груди; это означает: стой или выключай двигатель. Когда надо заводить двигатель, командир переднего танка вращает рукой над головой и делает завершающую отмашку вперед. Это означает: заводи, вперед. Командир разведчиков, когда надо дать команду остановится и затихнуть, выбрасывает над собой кулак прижатыми пальцами вперед.
Заметно, что все эти жесты используются в ситуациях, когда люди по какой-то причине не могут передать сообщение обычным языком. То есть жесты вто-ричного языка замещают знаки обычного языка. Тогда как жесты первичного язы-ка, ничего не замещают, а прямо выражают эмоцию или какое-то значение.
Сходны с жестикуляцией знаки, подаваемые движением головы. Самые рас-пространенные – кивание, кивок, покачивание, которые выражают согласие, по-нимание, отрицание. Сходны по своей семантике с жестами движения плечами. Например, человек может пожать плечами – выразить недоумение или сообщить: не знаю.
2. Мимика– способ использования выражения лица. Человек способен раз-личать и интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения деталей лица выполняет знаковые функции: брови могут быть припод-няты в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогноми-кой – занимался еще Аристотель.
К мимике следует отнести и сигнализацию глазами. Известно, как кокетни-чают, стреляя глазками, женщины. Моргнув ресницами, можно сказать да. Пря-мой, открытый взгляд глаза в глаза считается знаком сильного и свободного чело-века. Такой взгляд в глаза тоже имеет биологические корни.
3. Положение тела – способ держать себя. Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела также восходит к природным инстинктам. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного, которое почуяло к хищника.
Знаки, передаваемые телом, весьма важны при первой встрече, когда какие-либо аспекты личности, характера еще не успели проявиться. Так, во время со-беседования при приеме на работу рекомендуется сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глаза собе-седнику, но не очень настойчиво.
Мы можем также различить агрессивное положение тела, когда человек на-пряжен и готов к движению, а его тело подано чуть вперед, словно готовится к броску. Такое положение тело словно сигнализирует нам о возможной агрессии.
Расположение тела в пространстве также может быть информативным. На-пример, известен феномен личного пространства, который в европейской куль-туре составляет от 80 см до 1 метра. Близкие люди могут в буквальном смысле «подпускать» друг друга ближе, вплотную. Люди, мало знакомые или связанные лишь официальными отношениями, предпочитают находиться друг от друга на несколько большем расстоянии. Иными словами социальная дистанция прямым образом и буквально воплощается в пространственной дистанции между личнос-тями. Так что расстояние до собеседника само по себе также может быть марке-ром, обозначающим восприятие социального статуса и взаимоотношения собесед-ников.
Известно также, что в разных культурах укоренились разные представления о личном пространстве. На Востоке предпочитают, чтобы дистанция между собе-седниками была больше. Если общение американца и японца записать на видео, а потом прокрутить в ускоренном режиме, то создастся впечатление, что америка-нец напрыгивает на японца, а тот, наоборот, отпрыгивает. Потому что для амери-канца допустимая дистанция между собеседниками гораздо меньше, чем у япон-ца, американец старается ее сократить. Японец же, наоборот, отодвигается, стара-ется сохранить дистанцию.
Есть и другие различия в культурах, связанные с положением тела. Напри-мер, американцы считают нормальным стоять боком друг к другу во время раз-говора, у нас же это может быть воспринято, как знак неуважения.
4. Тактильная коммуникация:прикосновения, похлопывания и т.п. Ис-пользование тактильных элементов коммуникации также говорит о взаимных от-ношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. У близких людей их взаимоотношения выражаются в объятиях, поглаживаниях, поцелуях.
Товарищеские отношения могут выражаться рукопожатиями, похлопыва-ниями по плечу. Подростки, ровно как детеныши животных, бывает, имитируют потасовки – они в игровой форме ведут борьбу за лидерство. Такие их отношения выражаются в тычках, пинках и захватах.
Разумеется, каждый вид прикосновения уместен в определенной ситуации и только в определенной ситуации может передавать какой-то смысл, то есть вос-приниматься как проявление коммуникативного намерения.
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ, МЕЖПЕРСОННОЕ, РОЛЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Межличностное общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Межличностное общение может приносить как радость, так и негатив-ные переживания.
Межличностное общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух лю-дей, при котором они по очереди выступают в роли говорящего и слушающе-го. Умение слушать собеседника – один из важнейший навыков общения. Люди, неумеющие слушать, сталкиваются с массой проблем в межличностном общении.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1081;