Христианизация народов Поволжья

История христианизации народов Урало-Поволжья растянулась на несколько столетий, темпы ее и основные характеристики совпадали с общеколонизационными. Сра­зу же за присоединением Казани началось наступление на ислам и религии местных народов. В 1555 г. в Казани было создано архиепископство, строились церкви, основывались монастыри. Христианизация становится частью сознатель­ной и последовательно проводимой внутренней политики московских правителей.

Русская политическая мысль середины XVI в. идео­логически обосновала политику покорения Казанского ханства, идею христианизации поволжских народов. Вид­ный общественный деятель середины XVI в. И.С. Пересветов предлагал в обращении к Ивану Грозному взять Ка­зань и крестить народы, находящиеся под ее властью: «А иные вотчинники удалые послати на улусы казанские, да велети жечи, и людей сечи и пленети». Но реальные дейст­вия были отложены из-за сопротивления местных народов, а на начальном этапе предлагалось ограничиться пропове­дью среди мусульман и покровительством по отношению к преступникам, пожелавшим креститься. Активнее поддер­живалась монастырская колонизация: монастыри наделя­лись пахотными, лесными, водными угодьями, к ним при­писывались целые селения.

В течение первого этапа крещение коснулось только верхов Казанского ханства: в 1553 г. был крещен сын Сафа-Гирея. Основную массу новокрещен в 50-60-х гг. со­ставляли простые люди, добровольно принявшие христи­анство по экономическим соображениям - ради освобож­дения от ясака на трехлетний период. Но уже к 70-80 гг. XVI в. стала понятна неэффективность таких акций, по­этому в конце века были предприняты меры по усилению миссионерской работы, предотвращению отступничества в ислам. Отступников по указу царя Федора (1593) приказы­валось сажать на цепи и отправлять в тюрьму, а мечети предписывалось «посметати». Указы московских царей, издававшиеся в течение XVII в. (1628, 1648, 1654, 1678, 1681, 1682 гг.), предлагали представителям социальных верхов местных народов - мурзам и служилым людям кре­ститься либо в ультимативной форме (под угрозой изъятия земель) или за определенные льготы.

В первой половине XVIII в. насильственное креще­ние «иноверцев» продолжалось при более активной роли государства, которое не только издавало указы, но и на­стойчиво реализовывало их. Так, по указу 1743 г. было ор­ганизовано переселение некрещеных жителей на восточ­ные окраины страны. По-прежнему действовали льготы, к примеру, трехлетнее освобождение от налогов, повинно­стей, в том числе и рекрутской (указы 1720, 1722 и 1731 гг.).

В 1740 г. для крещения «иноверцев» была учреждена Новокрещенская контора. Результатом ее деятельности стало массовое крещение поволжских народов в 40-х гг. XVIII в. Пик хри­стианизации при­ходится на 1746- 1747 гг., когда за два года было кре­щено 200 тысяч мордвы, марийцев, чувашей Казанской губернии. Подав­ляющее большин­ство новокрещен составляли чува­ши: в разные годы от 10 до 70% от общего числа кре­щеных. К концу 60-х гг. была крещена почти вся мордва, большая часть удмуртов, чувашей, часть марийцев, а также отдельные группы казанских татар. В связи с успешным ходом христианизации Но­вокрещенская контора была ликви­дирована в 1764 г. Однако большая часть «новокрещен» лишь формаль­но приняла христианство, на деле же продолжала соблюдать старые обы­чаи и веровать в своих богов. Об этом свидетельствует тот факт, что в начале XIX в. 65% новокрещен вы­разили желание вернуться в язычест­во или ислам, в том числе 186 тыс. из 270 тыс. крещеных чувашей Казан­ской губернии. «Политика сотрудни­чества», провозглашенная Екатери­ной II, коснулась и религиозной жиз­ни. В 1773 г. был издан указ о веро­терпимости, а в 1788 г. в Уфе было учреждено Мусульман­ское духовное собрание.

В начале XIX в. отношение к религиям поволжских народов со стороны русского государства изменилось в сторону нетерпимости и наступления на нехристиан как реакция на отступническое движение «язычников» и му­сульман.

Со второй половины XIX в. тактика насильственной христианизации была заменена миссионерской деятельно­стью священнослужителей, что первоначально также не дало ожидаемых результатов. С конца 60-х гг. начался но­вый период в истории христианизации народов Поволжья, вылившийся в мощное христианизаторско-просветительское движение, кульминацией которого стали 90-е гг. XIX в. В 1865 г. в Казани было основано Миссионерское общество, а в 1867 г. - Братство Св. Гурия. Через год воз­никла переводческая комиссия для перевода на «инородче­ские» языки богослужебной и просветительской литерату­ры. В этот же период прокатилась волна открытия земских, министерских и церковно-приходских школ. В 1872 г. была открыта Казанская учительская семинария.

Мероприятия конца 60-х - начала 70-х гг. XIX в. под­готовили благодатную почву для осуществления так назы­ваемой «системы Ильминского» - программы христиан­ского просвещения «инородцев» Поволжья и Сибири - на­званной по имени ее инициатора, профессора Казанской духовной академии и Казанского университета Николая Ивановича Ильминского. Суть этой системы за­ключалась в следующем: через «инородческую» школу к полной христианизации и русификации нерусских наро­дов. На практике программа сводилась к открытию школ с преподаванием первоначально на «инородческом» языке с постепенным переходом на русский, подготовку препода­вателей, знающих эти языки, и желательно из представите­лей местных народов, а это, в свою очередь, требовало пе­рестройки системы подготовки учительских кадров. С дру­гой стороны, предполагалась активная миссионерская ра­бота среди язычников и «новокрещен». «Система Ильмин­ского» явилась оптимальным вариантом христианизации и русификации народов Повол­жья, который соединил в себе два направления - христиани­зацию и просветительство. «Мои снаряды - инородческие книги, инородческий причт церковный со священником во главе», - признавался Н.И. Ильминский в одном из писем Обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву.

Успех политики христи­анского просвещения был налицо. К началу XX в. подав­ляющая часть «язычников» сознательно приняла правосла­вие. Положительный эффект данного этапа христианизации заключается в просветительском характере проведенных акций. Были открыты десятки школ, в которых дети из ме­стных народов изучали не только Закон Божий, но и грамо­ту на родном и русском языках, арифметику и другие пред­меты, была создана образовательная структура, разработан алфавит и переведены десятки наименований книг. Все это дало в первой трети XX в. мощный импульс национально­культурному движению народов Урало-Поволжья.

Христианизации народов в XVIII - начале XX в. про­тивостояла исламизация, которая, в отличие от первой, не имела государственной поддержки, а проводилась «снизу» благодаря территориальному соседству, экономическим связям, социокультурной близости, межэтническим бракам, активной пропаганде ислама на фоне мировоззренческого кризиса «язычества». Исламизации подверглись группы чу­вашей, удмуртов и марийцев, проживавшие в мусульман­ском, татаро-башкирском, окружении в Приволжье, Закамье, Заволжье и Приуралье, преимущественно, на террито­рии Казанской, Самарской и Уфимской губерний. Переход в ислам приводил к изменениям не только конфессиональ­ной принадлежности народов, но и этнических характери­стик: языка, одежды, обрядности, а в конечном итоге, само­сознания. Результаты данного процесса отразились на язы­ковом и этноконфессиональном разнообразии современного населения этих районов Урало-Поволжья.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 4677;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.