Христианизация народов Поволжья
История христианизации народов Урало-Поволжья растянулась на несколько столетий, темпы ее и основные характеристики совпадали с общеколонизационными. Сразу же за присоединением Казани началось наступление на ислам и религии местных народов. В 1555 г. в Казани было создано архиепископство, строились церкви, основывались монастыри. Христианизация становится частью сознательной и последовательно проводимой внутренней политики московских правителей.
Русская политическая мысль середины XVI в. идеологически обосновала политику покорения Казанского ханства, идею христианизации поволжских народов. Видный общественный деятель середины XVI в. И.С. Пересветов предлагал в обращении к Ивану Грозному взять Казань и крестить народы, находящиеся под ее властью: «А иные вотчинники удалые послати на улусы казанские, да велети жечи, и людей сечи и пленети». Но реальные действия были отложены из-за сопротивления местных народов, а на начальном этапе предлагалось ограничиться проповедью среди мусульман и покровительством по отношению к преступникам, пожелавшим креститься. Активнее поддерживалась монастырская колонизация: монастыри наделялись пахотными, лесными, водными угодьями, к ним приписывались целые селения.
В течение первого этапа крещение коснулось только верхов Казанского ханства: в 1553 г. был крещен сын Сафа-Гирея. Основную массу новокрещен в 50-60-х гг. составляли простые люди, добровольно принявшие христианство по экономическим соображениям - ради освобождения от ясака на трехлетний период. Но уже к 70-80 гг. XVI в. стала понятна неэффективность таких акций, поэтому в конце века были предприняты меры по усилению миссионерской работы, предотвращению отступничества в ислам. Отступников по указу царя Федора (1593) приказывалось сажать на цепи и отправлять в тюрьму, а мечети предписывалось «посметати». Указы московских царей, издававшиеся в течение XVII в. (1628, 1648, 1654, 1678, 1681, 1682 гг.), предлагали представителям социальных верхов местных народов - мурзам и служилым людям креститься либо в ультимативной форме (под угрозой изъятия земель) или за определенные льготы.
В первой половине XVIII в. насильственное крещение «иноверцев» продолжалось при более активной роли государства, которое не только издавало указы, но и настойчиво реализовывало их. Так, по указу 1743 г. было организовано переселение некрещеных жителей на восточные окраины страны. По-прежнему действовали льготы, к примеру, трехлетнее освобождение от налогов, повинностей, в том числе и рекрутской (указы 1720, 1722 и 1731 гг.).
В 1740 г. для крещения «иноверцев» была учреждена Новокрещенская контора. Результатом ее деятельности стало массовое крещение поволжских народов в 40-х гг. XVIII в. Пик христианизации приходится на 1746- 1747 гг., когда за два года было крещено 200 тысяч мордвы, марийцев, чувашей Казанской губернии. Подавляющее большинство новокрещен составляли чуваши: в разные годы от 10 до 70% от общего числа крещеных. К концу 60-х гг. была крещена почти вся мордва, большая часть удмуртов, чувашей, часть марийцев, а также отдельные группы казанских татар. В связи с успешным ходом христианизации Новокрещенская контора была ликвидирована в 1764 г. Однако большая часть «новокрещен» лишь формально приняла христианство, на деле же продолжала соблюдать старые обычаи и веровать в своих богов. Об этом свидетельствует тот факт, что в начале XIX в. 65% новокрещен выразили желание вернуться в язычество или ислам, в том числе 186 тыс. из 270 тыс. крещеных чувашей Казанской губернии. «Политика сотрудничества», провозглашенная Екатериной II, коснулась и религиозной жизни. В 1773 г. был издан указ о веротерпимости, а в 1788 г. в Уфе было учреждено Мусульманское духовное собрание.
В начале XIX в. отношение к религиям поволжских народов со стороны русского государства изменилось в сторону нетерпимости и наступления на нехристиан как реакция на отступническое движение «язычников» и мусульман.
Со второй половины XIX в. тактика насильственной христианизации была заменена миссионерской деятельностью священнослужителей, что первоначально также не дало ожидаемых результатов. С конца 60-х гг. начался новый период в истории христианизации народов Поволжья, вылившийся в мощное христианизаторско-просветительское движение, кульминацией которого стали 90-е гг. XIX в. В 1865 г. в Казани было основано Миссионерское общество, а в 1867 г. - Братство Св. Гурия. Через год возникла переводческая комиссия для перевода на «инородческие» языки богослужебной и просветительской литературы. В этот же период прокатилась волна открытия земских, министерских и церковно-приходских школ. В 1872 г. была открыта Казанская учительская семинария.
Мероприятия конца 60-х - начала 70-х гг. XIX в. подготовили благодатную почву для осуществления так называемой «системы Ильминского» - программы христианского просвещения «инородцев» Поволжья и Сибири - названной по имени ее инициатора, профессора Казанской духовной академии и Казанского университета Николая Ивановича Ильминского. Суть этой системы заключалась в следующем: через «инородческую» школу к полной христианизации и русификации нерусских народов. На практике программа сводилась к открытию школ с преподаванием первоначально на «инородческом» языке с постепенным переходом на русский, подготовку преподавателей, знающих эти языки, и желательно из представителей местных народов, а это, в свою очередь, требовало перестройки системы подготовки учительских кадров. С другой стороны, предполагалась активная миссионерская работа среди язычников и «новокрещен». «Система Ильминского» явилась оптимальным вариантом христианизации и русификации народов Поволжья, который соединил в себе два направления - христианизацию и просветительство. «Мои снаряды - инородческие книги, инородческий причт церковный со священником во главе», - признавался Н.И. Ильминский в одном из писем Обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву.
Успех политики христианского просвещения был налицо. К началу XX в. подавляющая часть «язычников» сознательно приняла православие. Положительный эффект данного этапа христианизации заключается в просветительском характере проведенных акций. Были открыты десятки школ, в которых дети из местных народов изучали не только Закон Божий, но и грамоту на родном и русском языках, арифметику и другие предметы, была создана образовательная структура, разработан алфавит и переведены десятки наименований книг. Все это дало в первой трети XX в. мощный импульс национальнокультурному движению народов Урало-Поволжья.
Христианизации народов в XVIII - начале XX в. противостояла исламизация, которая, в отличие от первой, не имела государственной поддержки, а проводилась «снизу» благодаря территориальному соседству, экономическим связям, социокультурной близости, межэтническим бракам, активной пропаганде ислама на фоне мировоззренческого кризиса «язычества». Исламизации подверглись группы чувашей, удмуртов и марийцев, проживавшие в мусульманском, татаро-башкирском, окружении в Приволжье, Закамье, Заволжье и Приуралье, преимущественно, на территории Казанской, Самарской и Уфимской губерний. Переход в ислам приводил к изменениям не только конфессиональной принадлежности народов, но и этнических характеристик: языка, одежды, обрядности, а в конечном итоге, самосознания. Результаты данного процесса отразились на языковом и этноконфессиональном разнообразии современного населения этих районов Урало-Поволжья.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 4677;