Русская колонизация региона

История народов Волго-Уралья в XVI-XIX вв.

Русская колонизация региона

Присоединение Поволжья не ограничилось только захватом Казани и окрестностей. На деле это было только началом длительного процесса интеграции региона в Рос­сийское государство, окончательно завершившегося толь­ко к концу XVIII столетия. За три столетия история Урало-Поволжья знала и активное вооруженное сопротивление местных народов, и тонкие дипломатические отношения, и открытый переход части этносов на сторону московского царя.

Стратегическая цель этой политики была ясна с самого начала: превра­тить огромный и богатый ресурсами край от Оки до Урала в органическую часть России, полностью и глубоко интегрировать регион в составе Русского государства в политическом, экономическом и культурно-идеологическом отношениях. Прежде всего, это были сферы политического управления присоединенными или присоединившимися землями, их админист­ративно-политического устройства, земельной и фискальной политики, воздействия на хозяйство и рынок. Важное значение придавалось созданию социальной опоры царизма в тех или иных сословно-классовых слоях местного населения или нередко формированию новых, верных и преданных правительству сословных групп. Возрастающее внимание уделялось культурно-идеологической сфере. Сущность этой линии была постоянна; она периодически оформлялась под влиянием официозных сил в общественной мысли России в идею христианизации и русификации народов региона. Во многих отношениях среднее Поволжье и Южный Урал стали тем опытным полигоном, где национальная политика России формировалась впервые.

Историки XIX в. видели в этом акт «приобщения к христианству и европейской культуре» и поэтому «высокую историческую миссию нашего отече­ства».

В резкой оппозиции к взглядам исследователей конца XIX - начала XX вв. стоит точка зрения историка И.П.Ермолаева, назвавшего колонизацию «насильственным за­хватом властью уже освоенных земель» и «типичнейшей формой внутренней военно-феодальной колонизации».

Своеобразную оценку русской колонизации дал из­вестный австрийский ученый А.Каппелер: «Русская соци­ально-политическая система с крепостным правом, низкой социальной мобильностью, продажной (бюрократической) системой управления и экономическим застоем были так же для народов Поволжья малопривлекательны, как и цен­ности православия, которые в частности из-за насильствен­ной христианизации было ненавистно». Относительно политики правительства А.Каппелер отмечает, что оно, за исключением короткого периода в середине XVIII в., не предпринимало массовых акций по ассимиляции нерусских народов, а в некоторых районах народы Поволжья находились даже в более приви­легированном положении, нежели русские крестьяне.

В действительности присоединение различных народов региона к Русскому государству про­изошло по-разному: в результате "Казанской войны» (Казань и большая часть Казанского ханства); перманентных завоевательных походов (те или иные группы всех народов региона); мирно (большая часть башкир, значи­тельная или определенная часть других народов). Мирное присоединение, однако, всегда вытекало из сложного сочетания политических и других факторов и поэтому в реальности было, видимо, нелегким выбором.

Двести с лишним лет после взятия Казани поволж­ские народы и башкиры воевали с русскими войсками. Вооруженные выступления происходили в разных районах с участием представителей многонационального населения региона, в основном татар, чувашей, марийцев, удмуртов и башкир. Наиболее активно выступали жители Левобережья, Приказанья, Прикамья, Закамья, Заволжья и Приуралья. Здесь в период с 1552 по 1775 гг. произошло 19 выступлений, многие из которых длились годами.

Среди видов русской колонизации региона можно выделить правительственную, монастырскую, владельческую и вольную - крестьянскую колонизацию.

Начало правительственной колонизации было положено еще в XVI в. и сопровождалось строительством крепостей, городов, укрепленных линий, санкционированным переселением различных социальных слоев подавлением возмущения местных народов и т.д. Во второй половине XVI- XVII вв. в Поволжье возникли города, ставшие впоследствии важными административными центрами: Лаишев,Алатырь (1557), Тетюши, Кокшайск (1578), Козьмодемьянск (1583), Царевокошайск, Царевосанчурск (1585), Цивильск, Ядрин (1580-е гг.), Уржум, Яранск (1590-е гг.), Мензелинск, Уфа, Самара, Бирск (1586), Саратов (1590), Сарапул (1596). В течение XVII и первой половины XVIII в. русское правительство вело строительство оборонительных линий: Темников - Тетюши (1620), Тамбов - Саранск - Атемар (1630), Корсунь - Симбирск (1647-1654), Закамской линии от Симбирска до устья р. Белой (1652-1655), Новой Закамской (1731-1733), Самарской, Оренбургской и Уфимской 40-х гг. XVIII в.). В города, крепости и оборонительные линии переселялись служилые люди из русских и местных и народов. К примеру, на Саранскую линию было переселено 6000 служилых татар и мордвы.

Монастырская и владельческая колонизация развивалась за правительственной и способствовала освоению вновь присоединенных земель, создавая на них прочную опору власти. Поэтому эти направления активно поддерживались государством. Оно раздавало монастырям и частным владельцам-дворянам земли, отбирая их у прежних владельцев: «инородческих» общин и башкир-вотчинников. Наиболее активно эти процессы развивались после 1736 г., когда было разрешено покупать и башкирские земли. Объектами формирования крупной собственности были волжские промысловые воды. К концу XVII и началу XVIII вв. крупнейшие водные угодья сконцентрировались в руках небольшой группы богатей­ших московских и подмосковных монастырей - Чудова, Новодевичьего, Вознесенского, Савво-Сторожевского.

Со второй половины XVII в., после завершения строительства засечных черт в Правобережье, в регионе возникли предпосылки для широкого распространения феодального землевладения. Данный процесс приобрел наибольший размах при Екатерине II, щедро раздававшей земли своим приближенным и дворянству в целом. Одним только братьям Орловым императрица пожаловала более 300 тыс. десятин земли на Самарской Луке и в окрестно­стях и 9574 души мужского пола. Новые владельцы зе­мель нередко самовольно захватывали общинные земли соседей - чувашских, мордовских или татарских крестьян, что вызывало многолетние земельные тяжбы. Споры о земле возникали также по причине двойной продажи зе­мельного участка владельцами-башкирами сначала госу­дарственным крестьянам, затем частным владельцам.

Вольная колонизация несколько опережала ход пра­вительственной. Самовольный уход крестьян из централь­ных районов России и затем из Правобережья в Заволжье и Приуралье имели место еще в XVI-XVII вв., однако наи­большего размаха этот процесс достиг в XVIII в. из-за рез­кого ухудшения состояния крестьянства в результате вве­дения подушной подати и некоторых других социальных преобразований петровского и последующего времени. Причиной ухода населения на восточные земли были так­же малоземелье и низкое качество земель в центральных районах России, социальная напряженность, притеснения помещиков, а также активная христианизация нерусских народов края.

Правительство, серьезно обеспокоенное бегством по­датного населения на восток, неоднократно снаряжало по­исковые экспедиции (1720, 1721 гг.). Но оно прекрасно осознавало и то, что «завоеванные обширные территории только тогда получали прочные скрепы с остальной территорией, когда на них падало хлебное зерно завоевателя». Поэтому государство было заинтересовано в заселении дикого поля» постоянным населением и всячески содействовало санкционированному переселению русских и нерусских крестьян на восток и юго-восток.

Колонизационные процессы XVI-XIX вв. вылились в несколько этапов. Первый этап(с 1560-х гг. до конца XVII в.) характеризуется установлением власти Русского государства на присоединенных землях; в религиозной жизни сохранялась веротерпимость, продиктованная практическими соображениями сохранения спокойной обстановки среди местных народов. Второй этап(в течение XVIII в.) связан с жесткой политикой во время правления Петра I, взявшего курс на разрушение традиционной социально-политической структуры в регионе, курс на форсированную интеграцию края в состав России. Проводилась массовая насильственная христианизация. С конца XVIII в. со вступления на престол императрицы Екатерины II начался третий этапколонизации, характеризующийся политикой сотрудничества» с социальными верхами местных народов, снижением темпов христианизаторско-русификаторского движения. В течение четвертого этапа (XIX в.) христианизация и русификация поволжских народов приобрели просветительское направление, которое было названо по имени одного из идеологов этого движения профессора Казанской духовной семинарии Н.И. Ильминского. «Этапы, - по словам Р.Г. Кузеева, - различались интенсивностью колонизационного движения не только во времени, но и в пространстве, а также специфичностью сочетания политических, социально-культурных религиозных факторов, оставивших след в этнокультурных последствиях колонизации».

В осуществлении этой политики Русское государство применяло различные методы и формы. Одним из важ­нейших методов деятельности стало создание социальной опоры царизма в тех или иных слоях местного населения: института «тарханства» среди башкир - права беспрепят­ственного владения свободными от ясака землями, созда­ние служилого сословия из татар, чувашей, мордвы и ма­рийцев, получавшего за службу обширные земельные на­делы и другие привилегии. С другой стороны, государство неоднократно прибегало и к насилию, прежде всего в об­ращении язычников и мусульман в христианство. В-третьих, оно воспользовалось древнейшим правилом поли­тиков - «разделяй и властвуй». Между народами насажда­лась вражда, провоцировались междоусобицы и вооружен­ная борьба между башкирами, казахами, калмыками и та­тарами. Например, башкирские земли участников бунта 1736 г. были розданы служилым татарам и мишарям, уча­ствовавшим в его подавлении. Татары и чуваши, жившие до этого по припуску на башкирских землях, были осво­бождены от оброка. Этой же цели служила раздача приви­легий и ущемление прав определенных социальных групп внутри одного этноса, что вызывало внутриэтнические противоречия. Наиболее ярко это проявилось в ходе хри­стианизации: налоговое бремя новокрещен, получивших за крещение трехлетнюю льготу, было переложено на некре­щеных соплеменников.

Административно-территориальное устройство при­соединенных земель опиралось на традиции Казанского ханства - деление на «дороги» в составе Казанского, Уфим­ского и Симбирского уездов, управляемые воеводами. До­роги, в свою очередь, делились на волости, во главе кото­рых стояли старшины. Значительные и неоднократные из­менения вносились в административно-территориальную структуру Урало-Поволжья в XVIII в. Сначала, в 1708 г., уезды были преобразованы в провинции в составе Казан­ской губернии. В 40-х гг. XVIII в. здесь были организованы еще три губернии - Симбирская, Пензенская и Оренбург­ская. В начале 1780-х гг. ненадолго была введена система наместничеств, отмененная в результате возврата к губернской системе в 1796 г., просуществовавшей до начала XX в.








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1762;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.