Этическая и правовая составляющая в деятельности

СМИ

К сожалению, современная журналистская практика тесно

увязана с общим положением СМИ, с ярко выраженным прагматичным отношением к себе и к обществу, где в последнем


чаще всего видят источник доходов, а не социум, за формирование

сознания которого ты несешь ответственность. Этим и

определяется политика деятельности большинства редакций СМИ.

Их позиционирование, раскрутка собственного бренда,

коммуникативное общение с пользователями информации, уровень и формат приготавливаемых для общества информационных сведений и потоков ориентируется, прежде всего, не на общественные интересы и ценности, а на свой бизнес. Потому

общество и воспринимается ими как массовый покупатель

продукта их бизнеса, и только. И на этом фоне правовые и

нравственные ограничения таковой деятельности

малорезультативны. Сегодня возможности СМИ, технически

доведенные до определенного совершенства, в плане

профессионального и надлежащего их использования на благо общества и в его истинных интересах, не отвечают требованиям и нормам государственного и социального управления.

Малопонятный в советские времена и нещадно тогда же критиковавшийся феномен американской и западной индустрии mass-media, в наступившую рыночную эпоху в России, наконец, обосновался на ее просторах долговременным явлением.

Особенность индустрии mass-media заключается в том, что она исключительно основана и существует на одном базовом понятии - выгода, т. е., эффективность практически любого mass-media продукта оценивается естественным образом через ту прибыль, которую он в себе содержит.

Российские СМИ, освободившись от идеологического диктата социалистической государственной системы, недолго пребывали в эйфории свободы, ибо диктатура идеологии сменилась неминуемой диктатурой рынка. И рынок и диктует свои правила, свои требования, свои условия жизнедеятельности как общества в целом, так и его институтов. И средства массовой информации, разумеется, исключением быть не могут. У рынка есть три главные составляющие: производитель, товар и потребитель.

Продукция СМИ - такой же товар, как и остальные, за который потребитель товара платит деньги. А если он платит деньги, значит, он платит их за тот товар, который ему необходим, доступен или интересен. И не учитывать требований потребителя сегодня означает крах любого производителя.


Типичный информационный продукт сегодня должен быть

более востребован среди его массового потребителя. Под

типичностью здесь следует понимать апробацию в обществе некого первичного (оригинального) информационного продукта, который был принят (реализован) успешно, следом за которым возникла индустрия аналогов - этакий конвейер информационных штамповок. Например, в свое время выяснилось, что общество весьма позитивно воспринимает телевизионные сериалы (первые «долгоиграющие» латиноамериканские сериалы, показанные в стране («Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Просто Мария» и т.п.), которые даже при всей скудности сюжетов продемонстрировали невиданные рейтинги популярности, что в скором времени привело к созданию отечественных аналогов, по своей непритязательности и трафаретности .

Массовый информационный продукт сегодня в целях его успеха в обществе создается, как правило, с учетом нынешнего интеллектуального состояния общества, информационный проект «обречен» на успех, когда он подстраивается под общественные вкусы и мировоззренческие стандарты - и чем упрощеннее, агрессивнее, пошлее, примитивнее будет выполнен проект, тем больше шансов на его востребованность у среднестатистического

потребителя информации. «Поменьше морали - побольше

насилия и секса», - так, в принципе, можно сформулировать особенности нынешнего типичного информационного воздействия СМИ на общество в России.

Опасность здесь заключается в том, что СМИ, как уже говорилось, играют колоссальную роль общественного воспитателя и учителя. И каким информационным продуктом они «кормят» общество, таким оно в целом и получается.105Руководители английской ВВС утверждали: если мы неделю будем показывать в прайм-тайм обезьяну, общество будет принимать ее как звезду. В этой циничной, но объективной фразе заключена вся великая мощь воздействия СМИ на человеческое сознание.


 


 

Особенно такая опасность заметна в провинциальной России, где зачастую отсутствуют


необходимые культурные центры, и именно информация СМИ является основным фактором

познания действительности. Поэтому среднестатистический провинциальный гражданин, например, воспринимает как историческую реальность вольные трактовки исторических событий в тех же телесериалах, скажем, как «Адъютанты любви» (1-й канал), где якобы русская

аристократия задумывает заговор с целью убийства Наполеона, или «»Ликвидация» (РТР), где

армейским соединениям отведена сомнительная роль бандитских формирований.


Чем больше информационный продукт насыщен

упрощенческим и пошлым содержанием, тем меньше в нем прослеживается какая-либо социально-этическая установка, а то и вовсе отсутствует.

Классическим примером такого продукта может служить известный телепроект «Дом-2» (ТНТ), в котором предельно

отчетливо сфокусированы все особенности современного

производства успешного масс-медийного информационного потока. В данном телевизионном шоу, по своей пусть сомнительной но оригинальности и сюжетным постановкам не имеющим аналогов, вследствие чего, пользующимся достаточным спросом у потребителя и достаточным вниманием рекламодателей

и инвесторов, учтены ведущие психологические и

интеллектуальные особенности восприятия информации

среднестатистическим современным россиянином, последние

двадцать лет активно подвергавшимся соответствующему

«облучению» СМИ рыночной ориентации. Успех проекта «Дом-2» еще лет пятнадцать-двадцать был бы невозможен, так как уровень психологического и интеллектуального иммунитета общества против примитива и пошлости был более высоким, чем сейчас, и

подобное телешоу вызвало бы общественное неприятие. Но

прошедшие десятилетия эффективного духовно-нравственного разложения личности, ее морально-этической деградации и развращения, осуществленные при активном воздействии информационных потоков, постепенно снижавших планку социальной ответственности и прививавших общественному сознанию все более низкие нормы социального поведения, сделали свое дело. Теперь даже воинствующая откровенная нравственная распущенность может восприниматься как современная форма и

даже норма реальности, например, как в древнем Риме

воспринимались оргии.

В «Доме-2» профессионально используются низменные человеческие влечения. Например, используется так называемый эффект «дверного глазка», суть которого заключается в любопытстве и жажде подглядывания за чужой жизнью. Этот эффект внедрялся в массовое сознание уже на более ранних телепроектах, таких как, скажем, - «Голод» и «За стеклом», в результате которых общество уяснило, что подглядывание, оказывается разрешено, т. е., - легально и при этом хоть и отдает


аморальностью происходящего, но завлекательно. В данном

проекте цинично и профессионально эксплуатируется тематика любви и интимных отношений, обсуждаемых публично (в чем и заключен основной интерес к «Дому-2»), т. е. к чему допущен в качестве необходимого соучастника - соглядатай, он же - зритель. Расчет на обязательную публичность того, что обычно является делом двоих, - это и есть реализация эффекта «дверного глазка». Когда грязное белье выносится прилюдно на обсуждение, когда деловито и, разумеется, публично судится-рядится при императивной воле ведущих проекта - кто кого должен любить или кто с кем должен это делать (что очень смахивает на пастухов, вешающих в стаде бирки коровам и быкам) и это делается ежедневно в течение ряда лет, понятно, что какие-либо морально- нравственные иные общечеловеческие ценности здесь извращены или в полном упадке. Кстати, потому на этом общем фоне данного шоу даже убогость, агрессивность и ненормативность лексики персонажей кажется разумеющимся, а то и обязательным условием его бренда.

С другой стороны средства массовой коммуникации могут

выполнять обучающую роль: передатчика необходимой

информации для ее использования в обычной уличной компании,

полукриминальной группировке, устойчивом преступном

сообществе; образца выполнения преступных функций, например, в качестве истязателя, палача, убийцы и т.д.; тактической подготовки определенной "операции" криминального направления; рекомендателя тех или иных асоциальных установок и правил поведения внутри группы, подготовки и осуществления преступных действий.

Например, исследователи отмечают влияние средств массовой коммуникации как обучающий фактор преступных молодежных группировок. Анализ уголовных дел приводит к однозначному выводу: необходимо всей силой общественности развенчивать культ грубой физической силы и "законы кулака". Нередко же происходит наоборот, и этому способствуют материалы СМИ. Публикации, видеосюжеты, телесериалы и кинофильмы, детально описывающие "жизнь" той или иной банды или группировки с фактами ее организации, осуществления внутренней безопасности, проведения разведки объектов, совершения преступлений и т.д.. изучаются и новичками, и участниками преступных сообществ.


Визуальную картину "обучения" добавляют бесчисленные боевики

и триллеры, показываемые по телевидению, либо продающиеся на видеокассетах. Фантазии авторов сюжетов, нередко изощряющихся в формах и методах осуществления преступных замыслов, для придания кино- или видеоленте коммерческого успеха, становятся наглядной обильной информацией для реализации преступных целей в реальности. При этом преступники легко могут взять на вооружение различные аспекты преступных действий "кино- и видео персонажей" - от количественного состава банды при захвате банка или заложников, способа ведения стрельбы и в какие части тела жертв до стиля поведения перед правоохранительными органами и в камере предварительного следствия. Вне сомнения, что подобные варианты разыгрываются на тренировках и отработках тактики предстоящих криминальных действий или защиты от правоохранительных органов внутри самих преступных группировок, но именно средства массовой коммуникации, можно сказать, придают необходимую интеллектуальную установку подобным действиям.

Ярким подтверждением вышесказанного является телеканал НТВ нынешнего формата. Сетка вещания данного телеканала сегодня явно предназначена, мягко говоря, для людей с крепкими нервами. Ежедневно с частот НТВ на зрителя обрушивается лавина самой разнообразной «черной» информации, негатив которых заложен уже в самих программах и проектах НТВ: программы «Максимум», «Чистосердечное признание», «Русские сенсации», «Чрезвычайное происшествие», «Особо опасен», «Следствие вели¼» и т.д. В них не только детально прокручиваются и смакуются сюжеты на потребу самого невзыскательного, а то и низменного вкусов, но и внедряется подсознательно, что демонстрируемое составляет не пикантную, а основную духовную

потребность индивидуума и общества. Например, какую

смысловую, духовную (не говоря уж о других) нагрузку несут «исследования» таких сюжетов данных программ НТВ, как например, «Восстановление девственности обойдется всего за 18 тысяч долларов»¼ Бесчисленные материалы о скандальных похождениях звезд различного пошиба и их знакомых и

родственников. Выяснение сексуальных отклонений среди

знакомых фигур. Жизнь уродов¼ Даже анонс телепрограмм НТВ сопровождается агрессивно-угрожающим тоном. В дополнение к


этому телесериальная продукция канала напрочь соотнесена с

криминальной тематикой: «Слепой», «Зона», «Висяки»,

«Бешеная». «Ментовские войны»¼ - весь прайм-тайм НТВ отдан под сериалы кровавых разборок, интриг и даже - жизнеописаний! Некоторое время назад НТВ показало сериал под названием «Жизнь и смерть Леньки Пантелеева»106. Таким образом, был явлен новый герой обществу - вместо «жизнеописаний» великих мужей России, людей, своими делами и судьбами возвеличивших страну, пришло время геройствующих бандитов - известного в двадцатых годах прошлого века питерского жестокого и безжалостного зверя. «Почин» НТВ, судя по всему, оказался подхвачен. И российский зритель уже на другом телеканале - РТР (государственном, кстати!) мог внимать очередному жизнеописанию - Соньки Золотой ручки.

К сожалению, некогда бывший элитным интеллектуальным телевизионным каналом, имевшим высочайший рейтинг настоящей популярности, современное НТВ стремительно опустилось до этакого брутального электронного таблоида, имидж которого не спасают даже проекты «Центральное телевидение» и «Последнее слово», при всей актуальности и остроте которых тоже в них чувствуется привкус ершистой таблоидности, и это и отличает их от В.Пушкова и М. Максимовской.

Практически ежедневно все виды СМИ тиражируют на

психику и сознание сограждан, включая и наиболее активную часть потребителей продукции российских масс-медиа (особенно телевизионных программ) - несовершеннолетних, огромное количество всевозможной продукции этой "массовой культуры", основная цель которой - поразвлечься, или, говоря тем же сленгом подростков - "оторваться", "побалдеть". Средства массовой информации и, в первую очередь, телевидение, в неистощимом количестве извергают на общество боевики, триллеры, эротику, детективы, вестерны, музыкальные шлягеры, шоу-программы, игры и т.д. Как правило, подавляющая часть всей этой продукции при всем качестве форм весьма убога по содержанию, не насыщена здравыми идеями, порой лишена всякого смысла, не


 

 


 

Говоря о качестве самого фильма, то оно ниже всякого уровня даже для критики. Автору


этой книги довелось общаться с руководством Музея милиции ГУВД Санкт-Петербурга и

Ленинградской области, с которым телесценарная группа, снимавшая сериал, контактировала в

поисках информации для сюжета. Когда сотрудники музея увидели написанное в сценарии, они

ужаснулись - там все неправдоподобно. Им цинично ответили, ну и что, это не важно, зато так

будет интереснее.


программирует в сознании активной жизненной позиции, а

направлена на созерцание, потребление, развлечение, а нередко и на развращение вкусов, психики, поведения.

Исходя из этого, данную роль средств массовой информации можно назвать первой стадией воздействия на психику и сознание личности, которые потенциально приводят ее на путь общественной индифферентности, социальной апатии, нигилизма по отношению к нормам общежития, а то и правонарушений и преступлений. Непосредственно здесь фактор средств массовой коммуникации (в том числе и СМИ) не является причиной совершения антиобщественных поступков или преступных действий. Тем не менее, в этом плане можно с уверенностью говорить о так называемом подготовительном факторе средств массовой коммуникации. Этот фактор заключается в насыщенном, бесконтрольном, массовом влиянии на психическое развитие и формирование сознания личности, на незрелую и неустоявшуюся психику псевдоморальных и псевдонравственных ценностей, примитивных и отрицательных норм, идей, воззрений, установок, принципов и ориентиров, отклоняющих и отупляющих поведение и позитивные интересы и устремления личности. Особенно подвержены такому влиянию подростки с выраженными акцентуациями характеров.

Вместе с тем, мы все чаще сталкиваемся с фактами, когда российская журналистика не только создает для общества информационные потоки, негативно воздействующие на социальные, психологические и нравственные ориентиры, ценности и основы общества, но и когда она вычленяет из своей среды реальных правонарушителей. Речь идет о том, что журналист не описывает, скажем, похождения рэкетира, а сам им становится. В начале 2008 года один за другим стали известны два случая, когда два журналиста обычных (даже не федерального уровня) изданий независимо друг от друга вымогали у известных лиц значительные суммы в обмен на публичное молчание относительно раздобытого ими на деятельность этих лиц или их компаний компромата.

Фактически, речь идет о шантаже, а если говорить точнее - о разновидности вымогательства. Любопытно, что эти факты не удивили российское общество, которое, судя по всему, привыкло ко всему. И если не чисты на руку чиновники или сотрудники правоохранительных органов, то чем лучше другие слои общества,


которые заражены единым менталитетом и социальной

действительностью.

В этой связи надо признать, что уровень доверия общества падает не только к самим СМИ, но и к журналистам. Последние десятилетия журналистской деятельности и не могли вызвать иное отношение. Культивируя в обществе сомнительную доступность к сомнительного рода информации, соревнуясь в скабрезности, пошлости, примитиве и потакании низменным общественным вкусам, тем самым, по сути, журналисты во многом, в оценке

общественного мнения, выхолостили свою профессию,

превратившись в этаких папарацци, роющихся в чужом белье и с восторгом предъявляя его на публичное рассмотрение.

Иными словами, уважение к профессии журналиста в обществе зависит от качества отношения к своей профессии самих журналистов.

Потому распространившиеся одновременно с рыночными такие «новации» в журналисткой работе, как та же «джинса», как информационный шантаж, как неуважительность по отношению аудитории, ради которой работаешь, выражающаяся в

непрофессионализме, безответственности, халтурности своего

труда, - все это привело к достаточно зримому снижению социального престижа данной профессии.

Как, к примеру, может содействовать престижу журналистской профессии тот факт, что некоторые организации (не только коммерческие) выплачивают тем или иным редакциям СМИ (надо понимать - редакциям солидным и федерального уровня) определенные денежные суммы для того, чтобы СМИ позиционировали их в общественном мнении позитивно или не упоминали об их деятельности вовсе, если информационный повод окажется негативным. Депутат Государственной Думы А. Хинштейн, в прошлом журналист, гласно озвучил такой факт: РАО ЕЭС России ежегодно выплачивает значительные средства ряду ведущих редакций российских СМИ, чтобы в них не упоминалось о деятельности РАО ЕЭС России, в том числе никак не обсуждались


и не ко107ментировались действия главы РАО ЕЭС России А. м


Чубайса.


Иными словами, журналистов покупают в


соответствующих целях той или иной организации, платя как за


 


 

См.: «Воскресный вечер с Соловьевым». НТВ. 3 февраля 2008 г.



молчание, так и за рекламу и за реальный или надуманный

компромат на конкурентов и т. д.

Обращает на себя внимание и такой аспект, как зависимость редакционных коллективов СМИ, особенно на местном и региональном уровнях, от местной власти, где редакции можно в административных интересах (органа власти или конкретного чиновника высокого ранга местного масштаба) расположить в свою сторону командно-административными методами или этими же методами эффективнго бороться с их оппозиционностью той же местной власти и ее конкретным представителям.

Понятно, что отечественные журналисты профессионально росли и растут в той обстановке, в той конкретно социально- экономической формации. что и все общество. Рыночные механизмы в стране еще далеки от совершенства, и, к сожалению, наше общество впитало в себя, в первую очередь, недостатки рынка, а не его преимущества. Потому журналистам присущи те же пороки, что и другим социально-общественным группам.

Правда, они, то есть журналисты, принадлежат к людям

публичным, потому подобная их порочность более очевидна и более осуждаема.

Вместе с тем, исходя из достаточно обширной практики работы с журналистами различных редакций СМИ, признаем, что вышеописанные современные тенденции российской журналистики носят все же пусть и достаточно распространенный, но не типичный характер. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что этот процесс в настоящее время приобрел вялотекущий, а не активный характер, что возможна даже некая стабилизация, а то и обращение данных негативных тенденций вспять. Этому утверждению способствует начатая переоценка в государстве и обществе роли государства и его ценностей в современной жизнедеятельности России и начало строительства хоть какого-то, но подобия государственной идеологии.

 

 

Контрольные вопросы:

 

 

1. Сформулируйте экономические особенности деятельности

СМИ.

2. Назовите негативные тенденции воздействия СМИ на

общественное сознание.


3.

4.

СМИ.

5.

условиях.


Сформулируйте этические нормы СМИ.

Назовите криминологические факторы в деятельности

 

 

Определите специфику деятельности СМИ в рыночных


 

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 479;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.