Периодическое издание как единый текст
Печатное издание является единым текстом. Это положение касается отдельного номера и совокупности разных номеров одного
издания. Такое мнение в виде гипотезы было высказано
исследователями в конце прошлого века (Ю.В. Рождественский, А.П. Горбунов, Э.А. Лазарева и др.). Попробуем разобраться, как осуществляется интеграция в системе публицистического текста, за счет чего части связываются в единое целое.
Если само издание является единым текстом (общее), то надо
иметь в виду, что текстами являются и такие содержательные единицы каждого выпуска, как логотип, рубрика, название публикации (отдельное). Стилистическое единение (общего и
отдельного) в данном случае и отражает интеграцию текста.
Во-первых, единство печатного издания, связь отдельных
номеров между собой «определяется единой мировоззренческой позицией членов редакции, в соответствии с которой происходит отбор отражаемых явлений, освещение их, интерпретация
55Горбунов,
А.П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова / А.П. Горбунов. -
Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1993.-198с.
событий»56. Здесь основополагающее значение имеет то, какие
творческие индивидуальности работают над выпуском издания. Не менее важно, какой мировоззренческой позиции придерживается руководитель издания, его тип творческой индивидуальности.
В коллективе редакции личные и общественные интересы
сливаются в единое целое и проявляются в морально- психологическом отношении к ним журналиста. По мнению Л.Н. Андриенко, автора диссертации на тему об организации внутриредакционных взаимодействий, «это единство закрепляется, с одной стороны, активной деятельностью сотрудников, направленной на достижение творческих целей, а с другой - не менее активной деятельностью редакционного коллектива,
способствующей творческ57й самореализации личности, ее о
социальному утверждению» .
Во-вторых, единство достигается соотношением компонентов
смысловой структуры текста. Э.А. Лазарева выделяет следующие компоненты: главная мысль (цель сообщения), элементы общего содержания текста. К последним относятся основные элементы (основной констатирующий тезис, разъяснение основного тезиса,
аналитическая оценка ситуации) и второстепенные 58элементы
(иллюстрации к тезисам и общий фон к цели сообщения) .
Данные компоненты (основные и второстепенные) имеют
место в любом тексте, но они по-разному соотносятся. Это зависит, в первую очередь, от предполагаемой социальной функции данного текста.
В-третьих, единство достигается отбором стилистических,
структурных и экспрессивных признаков.
М.М. Бахтин, говоря об эстетике словесного творчества,
подчеркивает, что «форма не может быть понята независимо от содержания, форма обусловлена данным содержанием, с одной стороны, и особенностью материала и способами его обработки, с
Лазарева, Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты / Э.А. Лазарева. -
Е7катеринбург: Изд-во УрГУ, 1993. - 166 с.
Андриенко, Л.Н. Организация внутриредакционных взаимодействий как фактор повышения
эффективности социально-политической деятельности печати / Л.Н. Андриенко / Докт. дисс. ¼ филологич.наук. - Киев, 1989.
Лазарева, Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты / Э.А. Лазарева. -
Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993. - 166 с.
другой стороны»59. Следовательно, способы достижения
интеграции текста печатного издания следует рассматривать в двух ипостасях: смысловой структуры текста (внутренней) и формообразующей (внешней).
Рассмотрим интеграцию текста, начиная с логотипа. В
отличие от отдельных текстов, логотип отличается постоянством, можно сказать, что это текст-константа. Его смысловая нагрузка (информация) стабильна, это значит, что весь последующий спектр информации зависит от текста-константы, - отталкиваться следует от него. Поэтому очень важно выбрать название издания, имея в виду, что оно будет постоянным на протяжении длительного времени. Издание должно быть узнаваемо, это также во многом зависит от логотипа.
Рассматривая закономерности формирования текста, следует подчеркнуть, что его коммуникативная обусловленность определяется идейно-тематическим и жанровым своеобразием. Таким образом, встает проблема типологических взаимосвязей и вопрос моделирования издания.
Типологические характеристики заключаются в поиске
собственной читательской аудитории, моделировании назначения, содержания, структуры, внешней и внутренней формы, стилистического единства и оформления.
Модель печатного издания - это четко продуманная
совокупность его содержательных особенностей на основе потребностей читателя. Модель издания включает в себя систему рубрик, форму и количество страниц, определяет основные элементы оформления, периодичность выхода и т.д. Она зависит не только от типов индивидуальностей членов редакции, но и технических возможностей. По сути, модель - это идеальное описание издания, стратегический план его выпуска.
Содержательная составляющая модели издания определяет
его тематику, основные проблемные направления. Эти элементы отражаются в наборе постоянных рубрик, в содержании всех публикаций номера. Содержательная сторона модели диктует принципы освещения жизни, отбор публикаций и их периодичность, объединение материалов в составе номера.
Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.
Содержательная сторона называется тематической моделью
издания 60.
Выделяется и графическая модель издания, в которой
объединяются следующие компоненты: распределение материалов и тематических блоков по страницам, вид верстки, постоянные графические элементы, шрифтовое оформление, иллюстрации. Внешний вид издания - один из важнейших элементов, зависящий от технических возможностей. Но не только от техники зависит внешний вид. Разумно подобранная иллюстрация, макетирование от смысла текста, а не его размера, компоновка двух-трех и более взаимодополняющих материалов в блок - все это помогает сформировать графическую модель издания, что способствует его узнаваемости и популярности.
Снимки - их содержание, размеры, пропорции сторон -
особая тема, с их помощью задается основной эмоциональный фон
публикаций. Снимки должны быть лишены налёта
постановочности, они должны быть композиционно завершёнными.
Стиль закрепляется и развивается с помощью заголовков -
облика их шрифтов, способов постановки и печати (вертикальные,
горизонтальные, чёрные, серые, строчные, прописные,
выворотные). Все перечисленное находит своё окончательное воплощение в раскованной, нестандартной вёрстке полос, размещении материалов: широкие и узкие колонки, рамки, тоновые подложки - всё вместе складывается в равновесные и яркие композиции.
При описанных подходах к разработке модели газетного
издания почти не обращается внимания на речевое оформление его содержания. Особенностью газетно-публицистического стиля последних лет (и непосредственно молодежных изданий) является употребление на страницах изданий разговорной и жаргонной лексики (молодежного сленга). Новая тенденция (ориентация языка СМИ на разговорный стиль) была замечена специалистами еще в 70-х годах. Не случайно Г.Я. Солганик отмечал, что «широкое распространение в репортаже и в газетной речи в целом средств
Лазарева, Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты / Э.А. Лазарева. -
Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993. - 166 с.
разговорного стиля одна из примечательных и существенных черт
языка современной публицистики»61.
В.Г. Костомаров, отмечая, что в конце 40-х гг. газетный язык
был «конгломератом резолютивно-тезисных и риторико- лозунговых оборотов, помпезных цитат из более ограниченного круга первоисточников, канцеляризмов» и т.д., заметил, что сейчас в перспективе весьма вероятно «признание газетного языка смесью
разговорных, просторечных выражений, морфолого-
синтаксических новаций и т.д.» .
Мы считаем целесообразным утверждение, что «язык
журналистики - показатель ее нравственного уровня, и шире - уровня культуры общества». Язык, которым пользуются корреспонденты - главное орудие их деятельности. «Слово
журналиста должно утверждать нравственные иде63лы (этос) - а
защищать добро и правду, общественные отношения» .
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 965;