Понятие творческого процесса
Следует иметь в виду, что теория журналистики достаточно сложна, и определенные понятия, жанровые характеристики должны объясняться на конкретном, журналистском материале. «Научиться» журналистике - значит научиться видеть, наблюдать, анализировать, распознавать существенное в мишуре внешних и часто случайных признаков, отбирать и отсеивать факты, прокладывать дорогу новому и находить в кристалле того или иного, на первый взгляд, заурядного события новые его грани, размышлять, сопоставлять, приходить к правильным оценкам и выводам, словом, - мыслить». Эти строки из «Литературной газеты» за 1963 г., которая посвятила несколько номеров дискуссии на тему «Как готовить журналистов?».
Журналистика по сути реалистична, стало быть, учиться писать журналистские тексты надо исходя из личного, прожитого опыта. Как пишет журналист О. Кучкина, делясь советами с начинающими: «Скинь напластования, привычку, установившиеся рамки, доберись, докопайся до основания - только тогда твое слово будет откровением для людей. Раньше мне казалось: одно дело - работа, другое - мои собственные мысли. Неверно. Тот момент,
когда произошло преодоление этог28 заблуждения, и был началом о
настоящей журналистской работы» .
Творчество - неотъемлемая составляющая нашей жизни: в учебе, в работе ежедневно человек решает поставленные перед ним
задачи соответственно своим творческим способностям
(креативности). Уровень креативности у всех разный, но при благоприятных условиях может возрастать.
Человеческая уникальность, неповторимость тесно связана с
проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления - готовность к самоизменению. Это означает, что творчество возможно при условии свободы личности. Но следует иметь в виду, что свобода - великая положительная ценность только тогда, когда она занимает свое место в системе других ценностей: правды, любви, целомудрия, ответственности, совестливости.
В.М. Горохов отмечает, что «содержание творчества рассматривается как «движение познания от внешнего к внутреннему, от явления к сущности». С этой точки зрения характеристика творчества сводится к характеристике духовной деятельности, результатом которой является установление новых
ранее неизвестных фактов, свойств 29и закономерностей
материального мира или духовной культуры .
Развитие творческой деятельности без аксиологического подхода (формирования системы ценностей) невозможно. Это имеет отношение к понятию этики, а, значит, и понятию нормы в профессиональной деятельности журналиста.
Один из первых сводов журналистских норм был создан в 1923 г. в США под названием «Каноны журнализма». Его приняло американское общество газетных редакторов. Судя по содержанию первых кодексов, их составители находились под влиянием возникшей в начале века концепции свободной прессы, или, как ее иначе называют, либеральной. Истоки этой концепции восходят к идеям Дж. Мильтона, Т. Джефферсона, Дж.-Ст. Милля, а ее содержание может быть сведено буквально к нескольким пунктам.
Кучкина, О. Где начинается журналист / О. Кучкина // Советская печать. - 1964. - № 10. - С. 17.
Горохов, В.М. Слагаемые мастерства: (Особенности журналистского творчества) / В.М.
Горохов. - М.: Мысль, 1982. - 160 с.
Вот они:
1. Пресса является общественным или полуобщественным институтом. Ее главная цель - информировать читателя, развлекать его и помогать ему контролировать правительство.
2. Пресса доступна любому гражданину, и каждый,
имеющий достаточно средств, может издавать газету.
3. Пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на «свободном рынке идей».
4. В ней запрещены клевета и непристойности.
5. Наконец, пресса - четвертая власть в государстве. Она
несет ответственность перед обществом и обязана представлять общество в целом.
Общая демократическая направленность этой концепции благотворно сказалась на содержании первых журналистских кодексов. В качестве высших ценностей в них провозглашаются свобода слова и право всех людей на получение правдивой информации.
Эти принципы не лишают и не могут никого лишить свободы слова. Но на тех, кто входит в профессиональные объединения, они налагают нравственную обязанность бороться за общечеловеческие ценности, за мир, демократию, социальный прогресс.
Обобщая сведения о понятии «творчество», Г.В. Лазутина подчеркивает, что творчество - есть труд, не просто труд, а высшая форма труда. Как известно, труд - важнейшее проявление человеческой деятельности, с помощью труда человек обеспечивает себе необходимые условия существования. Современная наука трактует труд как деятельность, направленную на создание общественно полезного продукта, способного удовлетворить материальные или духовные потребности человека. «В соответствии с этим мы легко можем определить социальную суть творчества - это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным
потребностям людей»30.
По мнению А.Н. Лука, в проблеме творчества выделяют
несколько граней: процесс творчества, 31ворческая личность, т
творческие способности, творческий климат .
Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект-
Пресс, 2001. - 240 с.
Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978.-127с.
В качествепредпосылок творческого процесса можно
отметить свойственные журналистам определенную чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, особое отношение к происходящим событиям.
Как отмечает В.С. Шубинский, «типичный творческий процесс подобен сюжету увлекательного романа. В нем есть интригующая завязка, может быть бурное развитие, которое порой сменяется спокойным течением или даже остановкой, кульминация и развязка. В завязке творчества сознание сталкивается с чем-то необычным, новым, неизвестным, волнующим, захватывающим. Такая способность на языке физиологии называется рефлексия на новизну, психологи же говорят чаще о столкновении с проблемой, с
возникновением проблемной ситуации»32.
Многие выдающиеся ученые отмечали интуитивный, подсознательный характер своего творческого процесса. Однако подчеркнем, что творческий процесс и творческая деятельность не одно и то же. Творческий процесс является составляющей творческой деятельности, одним из условий, при которых возможно развитие творческой деятельности. В реализации этого процесса имеет место его алгоритмизация.
Нами разработан алгоритм творческого процесса в виде
ступеней, ведущих вверх, к созданию творческого продукта.
Первый этап - индуктор. На этом этапе многое зависит от творческого потенциала, видения. Данный этап (индуктор) важен в плане определения мотивации журналиста.
Второй этап - деконструктивный, когда рушатся привычные
понятия. Его можно обозначить как творческий хаос. Например, журналист стремится интересно заявить о волнующей его
проблеме. Множество нестандартных вопросов только
активизирует работу по поиску ответов на них.
Третий этап - реконструктивный. Создание собственного понятия, текста, аргумента, идеи. На этом этапе журналист создает черновой вариант работы.
Четвертый этап - самокоррекция, соотнесение своей деятельности с деятельностью предыдущих авторов, освещающих данную проблему. Ставится задача не столько оценить работу
Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся / В.С. Шубинский. - М.: Знание, 1988. - 80 с.
другого автора, сколько дать самооценку и провести
самокоррекцию. На этом этапе формируется окончательный вариант текста.
Пятый этап - кульминация, озарение, как новое видение предмета, понятия, явления, как переход к новому осознанию. У автора появляется информационный запрос: нужны словари, энциклопедии, новые сведения, учебники, компьютер.
Шестой этап - рефлексия. На этом этапе психофизические и эмоциональные усилия журналиста воплощают идею в материальный продукт.
Схематично поэтапность творческого процесса можно
представить следующим образом:
Рефлексия
Кульминация
само-
Коррекция
Реконструкция
Деконструкция
Индуктор
Алгоритм творческого процесса, на наш взгляд, имеет ступенчатую структуру, а не линейную. Каждая новая ступень - это новый этап, более высокий уровень творческого мышления. То есть опыт не просто накапливается в ходе развития творческой деятельности - он преобразуется в более продуктивную фазу творчества.
Решающим же моментом является наличие творческого продукта. Научное обоснование термина «творческий продукт» в справочной литературе отсутствует. Российская педагогическая энциклопедия под редакцией В.В. Давыдова и Педагогический энциклопедический словарь под редакцией Б.М. Бим-Бада трактуют понятие творческой деятельности следующим образом: «Творческая деятельность, форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не
существовавшего»33. Напрашивается логическое продолжение
данного определения - никогда ранее не существовавшего творческого продукта.
Таким образом, творческий продукт - это результат деятельности человека или коллектива, воплощённый в виде материальных, духовных, интеллектуальных ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.
В журналистике творческий продукт - это текст. Изучение его интересно как для собственно научных, так и для практических целей - для повышения эффективности информационной
деятельности журналиста. Всесторонне понятие «текст»
рассмотрено во второй главе третьего раздела учебника.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1508;