Понятие редакции и редакционной структуры
Академический «Большой толковый словарь русского языка» приводит несколько толкований слова «редакция»: по отношению к сфере масс-медиа это «учреждение, ведающее публикацией каких- либо печатных изданий или выпуском радио- и телепередач;
помещение, где оно н24ходится; группа работников, редактирующих а
какое-либо издание» . В свою очередь федеральный закон «О средствах массовой информации» под редакцией СМИ понимает «организацию, учреждение, предприятие либо гражданина, объединение граждан, осуществляющих производство и выпуск
средства массовой информации»25.
В профессиональной среде редакция как производственно- творческая структура имеет сегодня два основных значения. Во- первых, как и толкует закон, под редакцией понимается целиком государственное учреждение, унитарное предприятие, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или предприятие иной организационно-правовой формы, основным видом деятельности которого является производство и выпуск средства массовой информации (газеты, журнала, радио- и телепрограмм, интернет-изданий). Во-вторых, внутри самих компаний редакцией называют подразделение, занимающееся непосредственно созданием информационного продукта, т.е. осуществляющее творческую деятельность.
И в том, и другом случае деятельность редакции носит двойственный характер: с одной стороны, это коллектив наемных работников, выполняющих определенные производственные задачи и подчиненных требованиям трудового законодательства и технологической дисциплины, с другой - это объединение людей, занятых совместной творческой деятельностью. В этом дуализме - существенное отличие редакций СМИ от других форм организации человеческой производственной и творческой деятельности.
Большой толковый словарь русского языка/Под ред. С. А. Кузнецова. - СПб: Норинт, 2003. -
1536 с.
Закон РФ «О средствах массовой информации», 27 декабря 1991, ст.2.
Соответственно и деятельность компаний по выпуску СМИ
регулируется не только законодательством, относящимся к экономической сфере, но и законом «О средствах массовой
информации», в частности, трактующим жур26 алистскую н
деятельность как выполнение общественного долга . Поэтому журналисты, работающие в штате таких компаний, наделены определенными правами, которых нет у наемных работников в обычных коммерческих или производственных организациях: например, творческий сотрудник может отказаться от подготовки материала, противоречащего его убеждениям, что не должно восприниматься как нарушение трудовой дисциплины.
Необходимо также иметь в виду еще одну особенность редакций СМИ: в соответствии с законом «О средствах массовой
информации» она 27 действует «на основе профессиональной
самостоятельности» , т.е. принципе невмешательства кого бы то
ни было в творческую деятельность журналистского коллектива. Это требование относится, в том числе, и к учредителям и акционерам компании, выпускающей СМИ.
Каждая редакция, исходя из финансовых возможностей и производственной необходимости, самостоятельно определяет свою организационную структуру. Однако, как бы уникальна ни была устроена редакция, она формируется на единых для всех СМИ принципах «творческого конвейера».
Структурно современная редакция периодического печатного
издания (печатного СМИ) состоит из следующих подразделений:
1. Собственно редакция, включающая:
- главного редактора;
- секретариат;
- творческие (профильные) отделы;
- обозревателей и специальных корреспондентов; - информационный центр.
2. Служба выпуска, включающая:
- центр верстки;
- корректорская служба.
3. Коммерческая служба (служба маркетинга), включающая:
- коммерческого или исполнительного директора;
- рекламную службу;
Закон РФ «О средствах массовой информации», 27 декабря 1991, ст.49. Там же, ст.19.
- службу распространения;
- финансовую службу;
- службу связей с общественностью.
4. Администрация, включающая:
- генерального директора;
- бухгалтерию; - отдел кадров.
Следует иметь в виду, что представленная структура условна,
ее реальное наполнение может модифицироваться в каждом конкретном случае, однако любое СМИ сегодня в той или иной степени содержит все или большинство этих элементов.
Имеет смысл также обратить внимание на то, что элементы этой структуры находятся в постоянном системном конфликте, носящем объективный характер (это противоборство ярко было описано Карелом Чапеком в очерке «Как делается газета», вполне актуальном и сегодня).
Этот конфликт проистекает из различия производственных задач, стоящих перед каждой службой редакции. Так, творческие отделы стремятся к максимальному заполнению газетной (журнальной) площади журналистскими текстами и снимками, поскольку, с одной стороны, от этого в ряде случаев зависит размер журналистского гонорара, а с другой, обоснованно полагая, что читательский интерес к изданию привлекает не реклама, а творчество. Кроме того, газетчики ежедневных изданий также заинтересованы в наиболее позднем времени сдачи номера в типографию, поскольку это позволяет более полно отследить новости дня.
Службе распространения, отвечающей за доставку тиража издания подписчикам и в розничную сеть, наоборот, выгоднее как можно более раннее время сдачи номера в типографию. Косвенным образом она также заинтересована в большем количестве журналистских материалов, так как это способствует повышению продажи тиража.
В свою очередь, рекламная служба нацелена на максимальную продажу площади рекламодателям, так как от этого зависит размер комиссионных, которые составляют основную часть заработка менеджеров по продаже рекламы.
Согласно закону, возглавляет редакцию и несет окончательную ответственность за решение о выпуске СМИ в свет главный
редактор. Однако следует иметь в виду, что в наше время
содержание этого термина в ряде случаев требует уточнения.
Хотя закон позволяет выпускать СМИ и без образования юридического лица, все же в подавляющем большинстве случаев для этой цели образуется некая компания или создается
госпредприятие или госучреждение. С точки зрения
законодательства такую компанию возглавляет должностное лицо, ответственное за финансово-хозяйственную деятельность, в т.ч. производство и сбыт продукции, трудовые вопросы, т.е. директор. И если в обычной коммерческой компании его компетенция не вызывает разночтений, то в применении к сфере СМИ, согласно духу закона, его власть ограничена только финансово- экономическими и трудовыми (в последнем случае - с оговорками) вопросами. За производство же, поскольку оно носит творческий характер и является общественно значимым, отвечает исключительно главный редактор. Естественно, что в повседневной деятельности редакций, а точнее, компаний по производству СМИ, такое разделение функций часто вызывает внутренние противоречия, носящие как объективный, так и субъективный характер.
В некоторых случаях фактически функции главного редактора (легально или неформально) в таких организациях выполняет генеральный директор, иногда эти должности совмещаются в одну (генеральный директор - главный редактор), иногда вместо главного редактора встречаются и такие наименования должностей, как «шеф-редактор», «исполнительный редактор» и т.д. Следует иметь в виду, что в сложившейся практике в выходных данных изданий, как правило, первой строчкой идет наименование должности того лица, которое и является фактически и функционально главным редактором.
В его полномочия входят:
- принятие окончательного решения о выпуске СМИ в свет;
- формулирование творческой концепции и информационной
политики издания и контроль за их реализацией;
- представления редакции в суде при рассмотрении исков о защите чести, достоинства и деловой репутации, предъявленных к
редакции;
- прием на работу журналистов и других творческих
сотрудников,
- организация работы редакции в целом.
На главном редакторе лежат и иные обязанности, например,
представительские функции: как правило, именно он входит от лица издания в различные профессиональные и корпоративные объединения и ассоциации, контактирует с органами власти и иностранными дипломатами, комментирует и высказывает точку зрения издания на различные события.
Назначение главного редактора, как правило, - исключительная прерогатива акционеров издания.
Во многих редакциях встречается также должность шеф- редактора. В советской прессе такого названия не существовало, его появление относится к концу 80-х гг. и, очевидно, оно представляет собой кальку английского выражения editor-in-chief (главный редактор). В сложившейся газетно-журнальной практике шеф-редактор, как правило, это первый заместитель главного редактора, отвечающий за работу творческих журналистских отделов.
В больших редакциях национальных и региональных изданий круг должностных и публичных обязанностей главного редактора настолько велик, что он не в состоянии лично контролировать содержание и качество всех готовящихся к публикации журналистских материалов. Эта функция является главной задачей шеф-редактора.
Он отвечает за создание тематических планов редакции, распределение редакционных заданий между отделами и сотрудниками, контроль и редактирование готовых журналистских текстов, распределение их по полосам издания. Шеф-редактор также, как правило, определяет окончательную структуру текущего номера издания: какой из материалов станет «главным», какие будут анонсированы на обложке или первой полосе, что не будет опубликовано из-за нехватки места или недостаточного качества. Он же чаще всего предлагает введение новых и закрытие старых разделов и рубрик издания, изменение и дополнение тематики.
Во многом функции шеф-редактора сходны с обязанностями ответственного секретаря. Если в штатном расписании редакции отсутствует должность шеф-редактора, значит, их исполняет ответственный секретарь. Но, помимо вышеперечисленной, на нем лежит немало и другой работы. В отличие от шеф-редактора ответственный секретарь возглавляет секретариат - особое
редакционное подразделение, занимающееся всеми вопросами
подготовки и выпуска номера издания. Если обратиться к
армейским аналогиям, то секретариат - это штаб газеты.
Главная задача секретариата - обеспечить выпуск текущих номеров издания и заниматься развитием его дизайна. Поэтому сотрудники секретариата занимаются макетированием полос издания, готовят иллюстративные материалы, собирают и готовят предложения к текущим и перспективным тематическим планам, контролируют выполнение журналистами редакционных заданий и плановых материалов. Секретариат ведает также так называемым «редакционным портфелем» (именуется также «загоном») - запасом готовых журналистских материалов, которые не носят оперативный характер и могут использоваться для срочной замены снятых из номера публикаций.
На секретариате лежит контроль за вёрсткой полос, корректурой подготовленных текстов и передачей подготовленного к печати номера в типографию. Помимо этой повседневной деятельности, секретариат также ответственен за любые изменения в дизайне издания, вплоть до его коренной модификации.
Помимо ответственного секретаря, в секретариат входят:
- арт-директор, отвечающий за дизайн издания (он же может
называться главным художником или главным дизайнером);
- бильд-редактор, отвечающий за подготовку всех
иллюстративных материалов;
- фотослужба - группа фотокорреспондентов,
- группа выпускающих редакторов, непосредственно
занимающихся подготовкой и оформлением конкретных полос и номеров издания.
Ответственному секретарю подчиняются технические
подразделения, входящие в службу выпуска: отдел верстки и корректорская служба. Он также может отвечать за группу специальных корреспондентов в случае, если они не приписаны к одному из профильных отделов редакции.
Одно перечисление обязанностей ответственного секретаря говорит о том, что эта фигура является одной из ключевых в любой
редакции, поскольку именно ответственный секретарь
обеспечивает устойчивость производственного процесса.
Пишущие журналисты объединены в творческие (профильные) отделы редакции, создаваемые по тематическому принципу. Их
конкретные наименования зависят от тематического направления
газеты или журнала. Например, для ежедневной общественно- политической газеты будут характерны отделы (редакции) новостей, политики, экономики, социальных проблем, культуры, спорта. Деловое издание будет структурировано по секторам рынка или видам деловой активности. Журнал, посвященный проблемам культуры, скорее всего, будет поделен на отделы, соответствующие видам искусства (театр, кино, живопись, музыка и т.д.).
Руководители отделов - заведующие или редакторы - как правило, наиболее опытные журналисты, обладающие не только творческими, но и организационными способностями. В их обязанности входит планирование работы отделов, распределение редакционных заданий между сотрудниками, привлечение к
сотрудничеству внештатных авторов, редактирование
подготовленных сотрудниками отдела и внештатными авторами материалов. При этом редактор отдела, особенно в небольших изданиях, продолжает активно писать.
Важную роль в управлении редакционным коллективом играет редакционная коллегия, создаваемая для обсуждения творческих вопросов и тематических планов издания. В нее входят, как правило, руководители редакции, все или многие руководители отделов и наиболее влиятельные журналисты. Решения редколлегии в необходимых случаях являются рекомендацией для главного редактора, но не могут подменять его административные полномочия.
Можно выделить три основных направления деятельности редакции: творческое, техническое и коммерческое. Первое (творческое) в редакциях печатных СМИ предполагает непосредственно сбор материала, написание журналистских текстов и их редактирование. Второе (техническое) включает в себя набор текстов на компьютере, макетирование и верстку номера.
Третье (коммерческое) позволяет достичь финансовой
самостоятельности издания путем публикации в газете рекламы и занятия различными видами коммерческой деятельности.
К творческим сотрудникам редакции печатных СМИ
относятся главный редактор, его заместители, ответственный секретарь, редакторы творческих отделов, корреспонденты, обозреватели, фотокорреспонденты, художники. Технический персонал представляют операторы компьютерного набора,
корректоры, стилистические и выпускающие редакторы,
верстальщики, веб-дизайнеры, программисты, сетевые
администраторы и др. Коммерческий персонал включает в себя директора по маркетингу, заведующего рекламным отделом, менеджеров по рекламе. К специалистам вспомогательных служб можно отнести секретаря, юриста, бухгалтера, инспектора по кадрам, начальника отдела распространения, заведующего хозяйственной службой и др.
Несколько иначе выглядит структура аудиовизуальных СМИ. К руководящему персоналу относятся генеральный директор, его заместители, генеральный продюсер, программный директор, коммерческий директор, начальник службы информации, директор музыкальных и развлекательных программ, директор спортивных программ. На телевидении и радио есть также множество творческих сотрудников. Это редакторы, ведущие программ, репортеры, комментаторы, обозреватели, шоумены. Их работу обеспечивают различные технические службы (операторы, звукорежиссеры, видеоинженеры, заведующий фонотекой и др.). Как и в печатных СМИ, значительно место в структуре редакционного коллектива занимают коммерческие службы (отдел маркетинга, бюро по рекламе и др.).
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 2709;